Ссылки для упрощенного доступа

"Ничего хорошего Россию не ждет". 54-летний житель Набережных Челнов после обыска уехал из страны


Марат Камалов
Марат Камалов

У 54-летнего жителя Набережных Челнов, инвалида третьей группы Марата Камалова 29 апреля прошел обыск в рамках уголовного дела о ложном минировании. Мужчина проходит по нему в качестве свидетеля. По его словам, во время следственных действий его "избили" и поставили в позу "ласточка". Кроме того, Камалов в социальных сетях выступал против войны с Украиной и публиковал видео из Бучи и Ирпеня. После проведенного обыска мужчина уехал в Турцию. В интервью "Idel.Реалии" челнинец, который до сентября прошлого года вахтовым методом работал на Чукотке, рассказал о своем отношении к военным действиям, выходе из партии "Коммунисты России", планах на будущее и влиянии пропаганды.

— После обыска 29 апреля вы уехали из страны?

— Да, 11 мая я уехал в Турцию. Обыск был связан с уголовным делом о ложном минировании — чисто сфабрикованное дело. Я не знаю, было какое-то минирование или нет, но точно знаю, что я к этому не имею никакого отношения, я этого не делал. Я склоняюсь к мысли, что вообще никакого минирования не было — все это было сфабриковано с целью провести обыск и изъять вещи.

Поводом к возбуждению уголовного дела послужили сообщения о минировании двух набережночелнинских банков: "Автоградбанка" и "Камкомбанка". По версии следствия, неизвестный 1 апреля по электронной почте распространил "заведомо ложные сведения" о минировании банков, "то есть о готовящихся взрывах и иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно-опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти". Обыск по этому делу прошли у челнинских активистов Дмитрия Тетерина, Рифата Бадратдинова, Рамзиля Галимзянова, Марата Камалова и школьного учителя Раушана Валиуллина. Отметим, что сообщения о минировании не подтвердились.


— Что у вас изъяли по итогам обыска?

— Три телефона, четыре ноутбука, огромную кучу роутеров (я занимаюсь электроникой), горсть флешек, два жестких диска, значок "Нет войне" с изображением российского и украинского флагов и значок "Немцов мост".

— Тяжело далось решение уехать? И какая была основная причина: обыск или война в Украине?

Если они так просто могут сфабриковать дело, то что будет дальше?

— Наверное, обе причины. Война с Украиной — немаловажный фактор, но все-таки основное, наверное, — следственные действия. Это беспредел. Понимаете, человек спокойно живет, а к нему приходят рано утром домой и избивают. Меня избили, потому что я не хотел отдавать телефон. Телефон — это моя жизнь. Меня поставили в позу "ласточка". Я недавно перенес операцию на глаза, мне даже наклоняться нельзя, а они меня в "ласточку" поставили и долго держали! Я им говорю "Отпустите, больно". Но нет, долго не отпускали.

Я испугался этого. Если они так просто могут сфабриковать дело, то что будет дальше? И я до сих пор боюсь. Я не хочу в тюрьму, особенно по таким выдуманным, высосанным из пальца обвинениям. Мне 54 года, мне не 15 или 18 лет, чтобы я такой ерундой занимался с этими ложными минированиями. Если меня посадят в тюрьму, я же могу ее не пережить.

Если меня посадят в тюрьму, я же могу ее не пережить

— Когда вы выезжали, были ли у вас какие-либо проблемы на границе?

— Нет, не было.

— Вы помните 24 февраля? Что вы тогда почувствовали?

— Я ужаснулся, это вообще какой-то кошмар. Почувствовал, что во власти — идиоты. Это ужасная нелепость. У меня не умещалось в голове, я изначально даже не верил, что это так — думал, может, это провокация какая-то пограничная. Я против войны.

— Насколько я понимаю, ранее вы были членом партии "Коммунисты России"?

— Я перестал быть членом партии в апреле. В своем заявлении я написал, что не согласен с позицией партии, которая поддержала Путина и ввод войск в Украину. А я не поддерживал, то есть не мог оставаться в этой партии.

— В 2014 году "Коммунисты России" поддержали аннексию Крыма, но тогда из партии вы не вышли. Почему?

Для меня эта война была неожиданной

— Тогда это не было таким ужасом. Я вышел не столько из-за вторжения, а из-за того ужаса, который я увидел потом: про Бучу, Ирпень — это было последней каплей.

— Я к тому, что референдум об аннексии Крыма в 2014 году можно назвать предвестником того, что происходит сейчас.

— Возможно. Но для меня эта война была неожиданной. Вы говорите, что референдум был предвестником, что я должен был все это предвидеть. Но я не думал, что такое произойдет. Да, предвестником, как вы говорите, может, и было — с нынешней точки зрения можно так говорить. Но лично я не поддерживал присоединение Крыма, но оставался в партии. Вы знаете, именно наша челнинская ячейка партии — не настолько радикальна. Во всяком случае я с ними это обсуждал — и не так уж они и поддерживали присоединение Крыма. Многие не хотели об этом громко говорить.

— В январе прошлого года вы участвовали в акции в поддержку Алексея Навального, за что впоследствии были оштрафованы. Пытаюсь понять, как ваши коммунистические взгляды коррелируют с идеями Навального?

— Вполне коррелируют, почему нет. Навальный против коррупции, я, собственно, тоже. И коммунистическая идея вовсе не за коррупцию. Видимо, вы думаете, о коммунистической идее с точки зрения КПРФ и "Коммунистов России" ("КР").

В "Коммунистах России" есть люди, которые были против аннексии Крыма

Я расскажу, как вступил в "Коммунисты России". Я и раньше поддерживал коммунистическую идею. Но тогда "КР" еще не было, я приходил на акции КПРФ, но в партию не вступал. Я прекрасно видел, как выступает [Геннадий] Зюганов, [Хафиз] Миргалимов (глава татарстанского отделения КПРФ — "Idel.Реалии") — я был против всего этого. Когда появилась партия "Коммунисты России" (как оппозиционная КПРФ), я подумал: неужели то, что я хотел, сбывается. И вступил.

Потом, конечно, я понял, что "КР" — это та же КПРФ, только вид сбоку. Выходить не стал — думал, посмотрю, как дальше будет. В конце концов, в "Коммунистах России" есть люди, которые были против аннексии Крыма, например. Причем не просто шептались между собой, а говорили с трибун на съезде партии. В партии не только путинисты, вот в руководстве — да.

— Вы публично выступали против войны в Украине?

С некоторыми друзьями я на почве войны с Украиной вдрызг разругался

— Я репостил во "ВКонтакте" то, что считал правильным.

— Как ваши друзья, близкие и родственники относятся к происходящему и к вашей антивоенной позиции?

— С некоторыми друзьями я на этой почве вдрызг разругался — чуть до драки не дошло. Что касается родственников, то они меня поддерживают. Большинство друзей — не поддерживает, но не хотят со мной ругаться из-за этого, поэтому мы просто не обсуждаем эту тему.

— У вас есть понимание, почему миллионы россиян поддерживают войну?

— Пропаганда.

— Только в этом дело?

— Да.

Человек, который попал под влияние пропаганды, отбрасывает все доводы и аргументы тех, кто против войны

— А что мешает этим людям получать информацию, например, в интернете, а не из телевизора?

— Я предполагаю, что человек, который попал под влияние пропаганды, отбрасывает все доводы и аргументы тех, кто против войны. Эти люди говорят, что это все иностранные агенты, шпионы, они работают на Госдеп. Человек уже выбрал для себя правильную, как он считает, точку зрения, и читает только те новости, которые поддерживают ее. Любые аргументы против его точки зрения он уже не воспринимает и отвергает. И пропаганда помогает этому.
Хотя есть некоторые люди, которых я убедил.

— Каким образом?

— Что-нибудь найду в интернете, видеоролик какой-нибудь — показываю им. Первоначально говорили, что это постановка, что все снято в киевской студии. Хорошо — я продолжал и продолжал. И позднее увидел, что они уже не отвергают это, не называют все постановкой. С другой стороны — любой же нормальный человек будет против войны. Этот аргумент я и использую в первую очередь. В конце концов, у них тоже есть близкие, которые могут попасть под мобилизацию или призыв.

Нужно закончить войну

— Вы до отъезда проживали в Набережных Челнах. Успели оценить масштаб происходящего с экономической точки зрения?

— Конечно! Мой любимый гранатовый сок в "Пятерочке" стоил раньше 120 рублей, а потом вдруг стал стоить 240 рублей. Правда, потом немного снизился — до 180 вроде, но все равно. Продукты подорожали, картошка, мясо. Так как я проживаю один, я продукты покупаю сам, поэтому не мог не заметить.

— Чем все может закончиться, на ваш взгляд? Россия как-то выйдет из этой ситуации?

— Я считаю, нужно закончить войну. Я так понимаю, у Путина огромные амбиции, и он ни в коем случае не даст заднюю — и это плохо. Я думаю, ничего хорошего Россию не ждет. В конце концов, жить и выживать как-то люди все равно будут: более плохо, более в худших условиях, но будут.

— Вы планируете возвращаться в Россию? Если да, то что для этого должно произойти?

— Я пока ничего не решил. Возможно, я вернусь, даже если ничего не произойдет. Я бы с удовольствием вернулся — тут слух ходил недавно, что с Путиным что-то случилось. Если это так, то я однозначно вернусь.

— Вы думаете, с уходом Путина что-то изменится?

— Это зависит от того, кто придет на его место. Но мне кажется, что хуже уже не будет. Хотя если [Николай] Патрушев (секретарь Совета безопасности России — "Idel.Реалии") придет... может, будет даже хуже.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG