Ссылки для упрощенного доступа

Мать троих детей в Татарстане выступает против войны. Ей угрожают доносами и штрафами


Файруза Канафиева
Файруза Канафиева

Файруза Канафиева живет в Альметьевске (Татарстан). На своей странице во "ВКонтакте" она продолжает выступать против войны в Украине, за что получает множество личных угроз. В отношении нее возбудили административное дело о "дискредитации" Вооруженных сил РФ.

Файрузе Канафиевой 40 лет, у нее трое детей. Она родилась в Азнакаевском районе Татарстана, живет в Альметьевске. Несмотря на экономическое образование, она занималась творческими делами — шила куклы. Ее заказчики были в основном за границей. С тех пор, как началась война, этот бизнес остановился, в Россию стало невозможно посылать деньги. Сейчас она занимается кинологией — разводит пуделей, участвует с ними в конкурсах.

Радио Азатлык поговорило с Файрузой Канафиевой о войне в Украине, страхе, доносах и чести.

— Как вы узнали, что на вас составили протокол о "дискредитации" вооруженных сил РФ?

— В пятницу, 12 августа, я вышла из дома за кормом для собак, мне позвонил папа и сказал: "Тебя ищет полиция". Я удивилась и даже не думала, что это может быть связано с моими постами во "ВКонтакте". Полицейские пришли к родителям — видимо, они думали, что я живу с ними, но это не так. Затем двое сотрудников приехали уже ко мне и сказали, что "должны меня допросить" и "нужно поехать с ними". Я подумала, что все равно увезут силой, кроме того, мне не хотелось сцен на улице — и я поехала.

В полиции мне показали мою страницу во "ВКонтакте", спросили, принадлежит ли она мне. Полицейские показали отдельные посты и спросили: "Почему я их написала". В одном из них было фото художника Василия Верещагина "Апофеоз войны". От себя я добавила слова "Нет войне".

Был там еще репост про Всемирный конгресс татар (на съезде ВКТ в Казани была принята резолюция, в которой делегаты поддержали войну России в Украине — "Idel.Реалии"). Это было не мое мнение, но я с ним полностью согласна (в публикации правительство Татарстана в изгнании призывает не подписывать резолюцию Всемирного конгресса татар, в котором последний поддерживает вторжение России в Украину — "Idel.Реалии"). Полиция посчитала все это "дискредитацией" Вооруженных сил России. Я себя преступником не считаю, поэтому в протоколе написала, что не согласна с обвинениями.

— Почему, думаете, полиция пришла к вам? Откуда они узнали?

— Мне тоже это интересно, я спросила их. Я поинтересовалась у полицейских, навредила ли я кому-то своими постами? Они ответили: "Нет". Сотрудники сказали, что никто на меня не доносил — они нашли мои посты по хештегам.

— Долго вас допрашивали?

— С 11:00 до 14:00 в пятницу. На меня составили протокол, в тот же день направили дело в суд. Заседание хотели назначить на следующий день, но я сказала, что не приду, поскольку не успею найти адвоката. Процесс перенесли 15 августа. Я пришла, но меня развернули, сказав, что "протокол составлен неверно" и его вернули в полицию. Когда будет следующее заседание, мне не сказали.

— До этого у вас когда-либо был опыт общения с правоохранительными органами? Какие впечатления?

— Нет, это был мой первый опыт. Меня, видимо, хотели напугать, но им это не удалось. Когда полицейские довезли меня до дома, я им сказала: "Слушайте, вы не слишком стараетесь? Разве это серьезное для вас дело? Столько настоящих преступников вокруг. Настанут времена, когда нас реабилитируют, признают жертвами, а вы станете преступниками". Они ответили: "Все возможно".

Я не понимаю, чего я должна бояться. В моих словах нет никакой дискредитации. С самого детства нас учили, что не должно быть войны. Каждое 9 мая мы против войны. Я тоже говорю, что не хочу войны. И за это против меня открывают дело? Я все равно права

— Возможно, многие и думают, как вы, но мало тех, кто открыто об этом говорит. Люди напуганы, а вы продолжаете публиковать посты. Почему вы это делаете?

— У меня много друзей в Украине, это мои давние и близкие друзья: у кого-то сейчас разрушен дом, кто-то стал беженцем. Это и для них, и для меня очень страшные вещи. Мои близкие в аду. Я боялась, что они перестанут со мной разговаривать, но этого не случилось. Они понимают, что в России преследуют людей, которые думают иначе, им угрожают штрафами и тюрьмой. Я не могу сидеть спокойно и молчать, это было бы предательством по отношению к себе. Я уверена, что пройдет время, и люди поймут, какое зло творят российские власти. Это преступление против человечества.

Знаете, 8 лет назад я переживала за "ЛНР" и "ДНР". Думала, почему же их тоже не присоединят к России, как Крым, почему их не признают "независимыми". Потом я задумалась, что до 2014 года там был мир и порядок. Я много читала, общалась с друзьями в Украине, нашла журналистские расследования. После сбитого самолета и экспертиз (Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс Амстердам–Куала-Лумпур, был сбит в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. Все находившиеся на борту 298 человек погибли — "Idel.Реалии") я поняла, в чем дело и куда все идет.

— Альметьевск — город небольшой, все друг друга знают. Что говорят ваши знакомые и родные о вашей антивоенной позиции?

— Это моя боль, с родителями я поругалась. Они жертвы российской пропаганды, разговаривают цитатами Путина из телевизора. Мы поругались еще в начале марта, не разговаривали три месяца, но, слава богу, сейчас получше. Они тоже понимают, что арестовывать людей, которые выступают против войны, полный абсурд. Мама просит ничего не писать, говорит: "Мы тоже это понимаем, но мы люди маленькие, ничего поделать не можем". Однако я считаю, что не защищать правду — это преступление. Виноваты и те, кто молчит.

На самом деле мне очень жаль всех погибших с той и этой стороны. Это же дети 20-22 лет, им надо было учиться, жениться и заводить детей, но они не успели. Кто виноват? Государство, которое посылает их на смерть.

— Почему, по-вашему, другие молчат?

— Боятся. Кто-то — остаться без работы, другие — что отнимут детей; у кого-то нет денег на штраф. Кто сможет заплатить штраф в 40 тысяч рублей при зарплате в 25? Поэтому и молчат. Меня многие поддерживают, просят не писать открыто, дают советы, говорят, что солидарны со мной. Москвичи пишут, что не смогли бы, как я. Я хочу, чтобы люди меня услышали и начали мыслить логически.

Мне сейчас представляется Германия в самом начале фашизма. Я каждый раз думаю: в то время в Германии тоже жили женщины, у которых были дети. Представляю себе, что они думали, что делали. Невозможно же не понять, к чему это все идет. В то время тоже были немцы, которые выступали против войны; наверное, они тоже боялись и переживали. Я чувствую себя точно так же, именно поэтому я пытаюсь все это остановить.

— У вас есть, что и кого терять. Откуда такая смелость?

— Конечно, есть, что терять. У меня трое детей: у старшего сына уже своя семья; двое несовершеннолетних, я их воспитываю одна. Я верю, что со временем все будет хорошо. Как минимум мне не будет стыдно перед детьми и внуками — я скажу, что старалась. Главное, что моя совесть будет чиста.

— Ваши дети учатся в школе. Вы не боитесь, что на них будет оказано давление из-за вашей позиции?

— Еще весной я попросила учителей не вовлекать моих детей ни в какие мероприятия военного содержания, такие как "письма военным", "фестивали патриотических песен". Ребенок в школе должен учиться и получать знания. Я не хочу, чтобы они стали жертвами пропаганды. Я много говорю с детьми о войне против фашизма, о защите родины, мы смотрим и анализируем фильмы. Я не переживаю за детей. Они другие.

— Во "ВКонтакте" под вашими постами вам угрожают и обещают донести на вас в ФСБ. Что вы об этом думаете?

— Люди сейчас гордятся тем, что в комментариях на моей странице во "ВКонтакте" грозят мне доносами или штрафом. Меня это удивляет. Они гордятся тем, что на самом деле позорно. В интернете так много мошенников, вымогающих деньги, занимающихся порнографией, склоняющих подростков к суицидам. В первую очередь, наверное, необходимо привлекать к ответственности и останавливать именно таких людей, но им не жалко времени сидеть и следить за тем, кто что думает о войне в Украине.

Еще больше расстраивает то, что войну поддерживают женщины, матери. Каждый погибший солдат — это чей-то сын, внук, супруг. Женщины должны первыми сказать "нет" этой войне. Никто не должен умирать, тем более на войне, но история нас не учит. На самом деле нам никто так и не объяснил, насколько было чудовищно то, что творилось в стране в 1930-е годы. Сколько времени на уроках вы посвятили событиям тех лет, истории ГУЛАГа? Кто-то объяснил нам причины? Нет. Поэтому это и повторяется.

Еще одна причина происходящего — материальное положение. Люди в основном живут в бедности, поэтому не видят смысла в жизни. Цены растут, многие еле-еле сводят концы с концами. И вдруг, написав донос, такой человек начинает чувствовать себя хозяином, думает, что может на что-то повлиять.

— Вы как будто пытаетесь оправдать этих людей.

—Я не оправдываю этих людей, а пытаюсь понять. Это показатель деградации нашего общества. Разве я могла себе представить лет 10 назад, что жители моего города в ответ на мои пожелания о скорейшем прекращении войны скажут: "Я посажу тебя". Мне, матери троих детей. Все же вроде было хорошо, но, как оказалось, хорошо было только снаружи. Мы живем в государстве, где у нас нет никакого права выразить свое мнение. Люди жестоки друг к другу. Гомофобия и ксенофобия — обычные явления. Мы все живем в больном обществе.​

— В протоколе упоминается ваше отношение к резолюции Всемирного конгресса татар, в которой делегаты поддержали военные действия в Украине. Вы пишете, что татары не должны участвовать в этой войне. Объясните свою позицию, пожалуйста.

— Не только татары, никто не должен участвовать в этой войне. Жители Татарстана идут на войну по контракту, за деньги. Это означает, что слова о стабильности и процветании республики — красивая обертка. Почему после военной службы ребята не возвращаются домой, а остаются воевать? Потому что дома у них нет ни денег, ни квартиры. Они остаются заработать. Кому хорошо живется в Альметьевске? Только менеджерам "Татнефти". Средняя зарплата в городе составляет 25 тысяч рублей. Татары постарше работают с утра до ночи, держат скот, но молодежь так не хочет.

У меня есть вопрос по резолюции ВКТ. Почему они принимают такие решения от имени всех татар? Я тоже татарка, но меня никто не спросил. Я видела на видео, что только Фаузия Байрамова в знак протеста покинула заседание. Почему другие не сказали "нет"?

А что такое "национальные батальоны"? Как это понимать? Это же означает послать представителей и так малочисленных народов на смерть. Очень жаль и татар, и башкир, и бурятов. У них не останется мужчин для создания семей, а женщины, мечтающие выйти замуж и родить детей, будут одинокими. Если бы не война, все могло быть иначе.​

— Как и когда это закончится, по-вашему?

— Не знаю. Цивилизованные государства помогают Украине и поддерживают ее. Россия остается в изоляции. Те, кто смотрят телевизор, думают, что у них сила, но со временем будет меньше денег и продуктов в холодильнике. Я верю, что люди начнут задавать вопросы. Надеюсь, они начнут спрашивать: "Почему началась война, почему умирают люди?" Хочется, чтобы это время настало как можно быстрее. Я не могу себе даже представить, если это затянется на несколько лет. Я устала от этого ада.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG