Ссылки для упрощенного доступа

Как о захвате Казани русскими войсками рассказывают в школах Марий Эл


Картина Фирината Халикова "Последний бой у мечети Кул Шариф"
Картина Фирината Халикова "Последний бой у мечети Кул Шариф"

Как в Марий Эл преподается история захвата русскими войсками Казани в октябре 1552 года, что было причиной противостояния двух соседних держав и кем на самом деле считались в XVI веке черемисы? Материал подготовлен на основе бесед с марийскими и татарскими историками.

О МАРИЙЦАХ ПЕРЕД 1552

В школьном курсе истории марийского народа (предмет ИКН) взятие Казани и присоединение марийцев к русскому государству рассматриваются в рамках одной главы. Авторы — известные в Марий Эл историки Ксенофонт Сануков (умер в октябре 2020 года в возрасте 85 лет. Он возглавлял общество "Марий Эл — Венгрия", был организатором и первым председателем марийской организации общества "Мемориал" — "Idel.Реалии") и Ананий Иванов — пишут, что марийцы на стадии завершения своего этногенеза оказались в орбите геополитических интересов более сильных, многочисленных соседей: славян и тюрков. Ученые обращают внимание, что большая часть мари "попала в зону складывания государственности тюркских завоевателей (хазар, волго-камских булгар, татаро-монголов)". Естественно, это нашло отражение в территориальном разграничении. Граница между Великим княжеством Московским и Казанским ханством в XV веке проходила по Суре (приток Волги на границе современных Чувашии, Марий Эл, Нижегородской области).

В декабре 1546 года горные черемисы отправились с посольством в Москву просить Ивана Грозного "принять их под свою руку". Взамен они обещали помогать войскам русского царя в завоевании Казани. После этого горномарийские отряды стали участниками московских походов. В исторических документах того времени упоминаются Тугай и Атачик — предводители посольства марийцев. В преданиях о включении горномарийских земель в состав Московского княжества — другие имена: Акпарс, Аказ, Кобяш, Яныгит.

Известно, что горные марийцы и чуваши принимали участие в строительстве крепости Свияжск. Историки зафиксировали дату — "присоединение горных марийцев правобережья Волги к территориям Москвы произошло летом 1551 года, оно было мирным".

Места обитания луговых марийцев находились в непосредственной близости от Казани, у них существовали сложившиеся связи с ханством. Важна связь патриархально-феодальной верхушки марийцев с татарскими феодалами. Военные операции русских войск зачастую, как полагают историки, затрагивали лишь марийские земли — их было проще ограбить, чем пытаться взять Казань. Так было во время военного похода русских в 1547 году. В 1552-м, когда к Казани двинулось огромное московское войско, луговые марийцы нападали на тылы русских. В ответ была предпринята военная операция, во время которой была опустошена территория, простиравшаяся примерно на 150 верст (160 км) к северу от Казани. Расправлялись не только с военными отрядами, но и с мирным населением. У жителей отобрали скот, взяли в плен "двенадцать арских князей, семь черемисских воевод, триста сотников и пять тысяч простых воинов". Всех их казнили перед стенами Казани для устрашения защитников города. После взятия столицы ханства в улусы было послано обращение к местным предводителям с приказом прибыть для принесения присяги. По данным летописей, марийские вожди "из многих мест" явились по этому распоряжению. Одновременно они выплачивали ясак — дань — новому повелителю. События октября 1552 года считаются юридической, формальной датой присоединения луговых марийцев к Русскому государству.

В декабре 1552 года на луговой стороне вспыхнуло восстание. Марийцы некоторых районов не стали платить ясак, перебили его сборщиков и двинулись к Казани. С марта 1553 года это восстание переросло в мощную национально-освободительную войну, она растянулась с перерывами на тридцать с лишним лет. Черемисскими войнами историки называют три "всплеска" этого растянувшегося во времени события. Подавлением восставших занимались крупные карательные отряды из Москвы и "других центральных городов". В мае 1557 года, когда была разгромлена "первая черемисская война", Марийский край был присоединен к Русскому государству фактически.

В 1572 году восстание вспыхнуло с новой силой, причем не только на луговой, но и на горной стороне. Повстанцы были связаны с башкирами и Сибирским ханством, они просили крымского хана прислать войско на Волгу. В ответ на новую попытку московские власти снарядили крупные воинские формирования. Повстанцы "изъявили покорность". В 1574 году между устьями Большой и Малой Кокшаг при впадении в Волгу была основана первая на марийской земле крепость русских — Кокшайск. Так началось административное закрепление недавно завоеванной территории. После нового восстания, начавшегося в 1582 году, были основаны еще две крепости: Козьмодемьянск на Волге и Царев город на Малой Кокшаге — будущая Йошкар-Ола. Марийцам в этих городах и в округе (примерным радиусом в пять верст) селиться запрещалось.

О ПРОТИВОСТОЯНИИ МОСКВЫ И КАЗАНИ — МАРИЙСКИЙ ИСТОЧНИК

Исследователь колониальной политики Москвы Александр Бахтин десять лет назад выпустил монографию "Марийский край в XIII-XVI веках". Он обращает внимание на постоянное военное противостояние двух крупных держав — Москвы и Казани. Земли Московского княжества подвергались частым набегам как казанских воинских подразделений, так и черемисских отрядов. В 1530-1540 годы такие набеги были практически ежегодными. Страдали нижегородские, владимирские, костромские, вологодские земли. Перед русскими возникла необходимость держать на своей восточной границе войска. Бахтин полагает, что возглавлявший в то время Казанское ханство Сафа-Гирей (сын крымского царевича Фетих Герая и Джелал Султан, внучки ногайского мурзы Хаджике, племянник и преемник казанского хана Сахиба Гирея) был настроен "непримиримо-враждебно" к России. В 1538-1539 гг. и в 1542 году предпринимались попытки заключить мирный договор Москвы и Казани, но они оказались неудачными.

После того как Иван Грозный "взял бразды правления государством в свое руки" (это произошло в 1545 году, когда царю исполнилось 15 лет), политическая ситуация изменилась. В апреле 1545 года по Волге к Казани направились "судовые рати". Историки считают, что этот поход положил начало Казанской войне, завершившейся через семь лет крушением Казанского ханства и присоединением Среднего Поволжья к России. "Десятилетие казанских вторжений в русские земли является основанием для ответных действий. Не Иван IV начал Казанскую войну, он лишь круто изменил ее ход, перейдя от пассивной обороны к активному наступлению на ханство", — пишет Бахтин.

Хәтер көне: 1990-2020
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:34 0:00

По его мнению, зимнее "посольство" горных мари в Москву было совместным с чувашами (сюжеты о посольстве бытуют в фольклоре обоих соседних народов, ссылается историк). При этом тезис о "добровольном вхождении народов Поволжья в состав России" Бахтин подвергает сомнению. Он обращает внимание на то, что "посольство" прибыло в момент, когда в Москве наблюдался наплыв казанских беженцев. Их интересы совпадали — они рассчитывали свергнуть "авантюристическо-террористический режим Сафа-Гирея и посадить на ханский престол ставленника Москвы Шах-Али". Успех привел бы "к возобновлению российского протектората над Казанским ханством" и снял бы напряженность между двумя соседними странами. Тем не менее предложение горных людей "полностью русским правительством принято не было". Но в 1547 году, когда войска Москвы пришли на Суру, они не трогали земли горных марийцев, ограничиваясь ударами по луговой стороне.

В казанском походе 1552 года приняли участие 4 000 воинов из горных марийцев, чувашей, а, возможно, мордвы и татар. Общая численность войска русского царя могла составлять 150 тысяч человек (Бахтин полагает, что эти данные завышены, они включают все силы, задействованные в Среднем Поволжье; к примеру — свияжский гарнизон, тыловые службы, отряды горных людей). Казанские войска были разделены на три группировки. Самая внушительная — 30 тысяч человек — защищала столицу. Вторая — численностью от 20 до 30 тысяч — прикрывала дорогу на Арск. В одной из летописей содержится информация, что в этом состоящем из татар, удмуртов и ногайцев формировании были также марийцы и чуваши. Основные силы марийского ополчения действовали самостоятельно в районе Галицкой дороги (примерно могла совпадать — по направлению, но не расположению — с современной автодорогой Казань — Йошкар-Ола). На Волге находилась ладейная флотилия черемис. Численность марийских отрядов на стороне Казани оценивается довольно условно — "не меньше нескольких тысяч человек".

О ВЛИЯНИИ "ЧЕРЕМИС" И "ЧЕРЕМИССКИХ ВОЙН" — ТАТАРСКИЙ ИСТОЧНИК

Историки и археологи из Татарстана считают важным обратить внимание на историко-этническую терминологию времен битвы за Казань. Названия "черемисы", "чуваши" появляются в русской историографии только в начале XVI века. По мнению историков, справедливо считать, что черемисами могли быть также представители чувашского и удмуртского населения.

Термин "черемисы" — русское искажение татарского термина "чермыш" ("ополченец", "пограничник"). Скорее всего, это как раз подчеркивало статус населения, жившего на западных границах Казанского ханства. Они осуществляли охрану границы и активно участвовали в войнах с Русским государством.

Предки марийцев и чувашей входили в число податного населения. Речь, по мнению экспертов, может идти о нескольких десятках тысяч человек. Все они занимались земледелием, скотоводством, охотой на пушного зверя (это было частью ясака). Их фиксировали как людей, которые должны платить. По сути, черемисы были полуслуживым сословием.

Ученый из Татарстана (просил не называть свое имя) говорит, что сопротивление подданных казанского хана во время взятия Казани невозможно сравнивать с тем, что происходило во время начавшихся спустя некоторое время Черемисских войн:

— Три волны восстания сотрясли Поволжье сильнее, чем борьба татар за свою независимость. Черемисские войны — это национально-социальный конфликт в чистом виде. Тогда этносов в чистом виде не существовало — были сословия. Черемисы пользовались сословными привилегиями. Они были обложены повышенной данью. В первые годы (после падения Казани) на них распространялись так называемые урочные лета — чтобы они могли не платить. Ясак постепенно увеличивался, податных постепенно старались закабалить. Черемисские войны — это война податного сословия — чувашей, черемис — за сохранение своих привилегий. Она была жестокая, бескомпромиссная — при поражении они теряли больше, чем татары, их никто не собирался объявлять дворянским сословием. В лучшем случае — выселить куда-то на границу. Эти войны в течение десятков лет сотрясали Русское государство. Их удалось подавить с большим трудом, — рассказывает ученый.

Участвовавшие в обороне Казани "черемисы" не могли внести решающий перелом. Есть также предположение, что марийские герои периода битвы за Казань были представителями тюркоязычной знати, об этом можно судить по их именам: Болтуш, Акпарс. Историк считает, что эти представители татарской знати имели родовые владения на территориях, населенных марийцами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG