Ссылки для упрощенного доступа

"Мари", а не "черемисы". Что произошло 100 лет назад


В феврале 1918 года на национальном областном съезде народа мари, прошедшем в Казани, было принято решение заменить официально бытовавшее тогда название "черемисы" на национально-историческое имя "марий". Рост национального самосознания, стремление быть административно представленными в Советской России — всё это завершится через два года созданием Марийской автономной области. "Idel.Реалии" рассказывают, о чём мечтали и что делали представители марийской интеллигенции ровно сто лет назад.

О ВТОРОМ СЪЕЗДЕ

В 1918 году состоялось два съезда народа мари. Оба они прошли в губернском центре — Казани. Февральский должен был обсудить проблемы национальных воинских формирований мари, стал внеочередным съездом народа. Из-за неявки делегаций костромских, нижегородских и пермских марийцев его назвали национальным областным. Он проходил 12-24 февраля. На двенадцати заседаниях приехавшие делегаты обсуждали ситуацию в стране и губернии и важные для национальной культуры и просвещения вопросы.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ ДЕЛЕГАТЫ

После недавних революционных событий в Советской России ещё сохранялась административно-территориальная система павшей монархии. Но в обществе уже обсуждались различные варианты её изменения. Марийский край в нынешних границах республики Марий Эл был поделён между тремя губерниями: Нижегородской, Вятской и Казанской. Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что сближало чувашей и евреев в 1917 году? И мог ли Ульяновск стать столицей Большой Чувашии?

Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому

Следующее предложение касалось права каждого народа на самоопределение. Один из делегатов сказал о том, что представители мари могут и должны замещать административные должности на территории, населённой марийцами. Это диктуется тем, что "для выполнения сложных хозяйственных преобразований нужен административный аппарат, пользующийся полным доверием населения, а оно будет более доверчиво относиться к своей национальной администрации".

Собравшиеся обсуждали приближающийся рост цен на продовольствие, хлебную госмонополию и перспективу голода в некоторых районах с марийским населением. Предлагали провести точный учёт всех хлебных запасов, запретить частную торговлю хлебом и "кумышковарение" (самогоноварение).

Отдельное заседание на съезде было посвящено культурно-просветительской деятельности. Делегаты говорили о введении в школах родного языка, дошкольном воспитании, издании учебников на марийском языке и создании литературно-педагогического и историко-этнографического журнала, развитии литературного марийского языка.

Общественный деятель и педагог Иван Коведяев предложил финансировать различные национальные культурно-просветительские проекты за счёт Национального фонда, в который бы все представители мари перечисляли по 5 копеек каждый месяц.

ОТМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ "ЧЕРЕМИСЫ"

На заседании 21 февраля 1918 года с критикой национальной политики самодержавия выступил литературовед и этнолог Владимир Мухин. В качестве примеров разжигания властями царской России межнациональной розни он привёл запрет украинского языка, уничтожение национальных польских просветительных учреждений, поощряемые антисемитизм и "рознь между армянами и татарами на Кавказе".

Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации

"Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации; нет места и национальной вражде… Вместо национальной конкуренции должно быть сотрудничество свободных народностей", — сказал Мухин. Он обратил внимание, что инициатива создания "Татарско-Киргизского штата" может разделить народ мари: "около ста тысяч восточных мари (башкирских) искуственно отрываются от остальной массы и, конечно, по осуществлении этого проекта не придётся говорить о нашем национальном объединении".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рожденный революцией. Татарскому парламенту исполнилось 100 лет

Владимир Мухин предложил создать "национальный комиссариат" народа мари и соблюдать национальную пропорциональность при формировании органов исполнительной и законодательной власти.

После доклада по национальному вопросу съезд постановил отменить существующее название "черемисы" ввиду его ненационального происхождения и заменить его на исторически-национальное имя "марий".

ЧТО ИЗВЕСТНО О СТАРОМ НАЗВАНИИ

Мари никогда сами себя не называли словом "черемисы", они считали это название оскорбительным.

Мари никогда сами себя не называли словом "черемисы", они считали это название оскорбительным

Однако, в исторической литературе народ упоминается именно под этим названием. В 961 году хазарский каган Иосиф, перечисляя в письме платившие ему дань народы, упомянул "цармис". Летописец Нестор в "Повести временных лет" упоминает народ черемисы в числе других народов, платящих дань Руси.

Происхождения этого этнонима, считают лингвисты (окончательной версии нет), имеет уральские корни. Наиболее распространены трактовки: черемис — человек из племени чере (чар, сар) и — воинственный, лесной человек.

О САМОНАЗВАНИИ

Марий, мари — означает "человек", "мужчина", "муж". Учёные-лингвисты и историки говорят о том, что марийское население использовало для своей национальной идентификации именно этот термин и не принимало стороннее имя "черемисы".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Марийцы колдуют

"НУЖНО ГОРДИТЬСЯ, ЧТО МЫ БЫЛИ КОГДА-ТО ЧЕРЕМИСАМИ"

Этнограф Никандр Попов проанализировал информацию с первого съезда марийцев, состоявшегося в июле 1917 года в Бирске (нынешняя республика Башкортостан). Он изучил документы и сделал вывод, что уже тогда название "черемисы" употребляли считанные единицы делегатов. Это сделали несколько делегатов и гостей в начале съезда. А в последние дни работы перевес в употреблении "мари" был подавляющим, термин "черемисы" был попросту вытеснен из употребления.

— Понятия "нация", "национальность", "национальная организация", "национальная школа" и так далее стали привычными в средствах массовой информации, использовались и в общественной жизни. Некоторые участники первых съездов решились назвать марийцев нацией во многом под влиянием развернувшегося в стране национального движения. Гражданская же идентичность у мари к этому времени еще не сформировалась, — считает Попов. — Объективных причин назвать марийцев нацией к этому времени не было. Марийское сообщество должно было пройти как минимум культурную унификацию, индустриальную революцию, осуществить экономические преобразования, повысить образовательный уровень, развить национальную культуру, понять необходимость своего национально-государственного образования, осознать ориентиры самостоятельной политической деятельности в сфере государственной власти и экономики. Всё это не было характерно для мари.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Марий Ушем": критика Евстифеева, недовольство "варягами" из Саратова, союз с татарскими националистами

Марий, мари — означает "человек", "мужчина", "муж"

Что происходило после решения поменять "черемисы" на "мари"? Прежде всего, перестраиваться пришлось соседям марийцев других национальностей, прежде всего русским. Поначалу они продолжали называть их по-старинке, но со временем переняли общепринятое новое название.

Название "черемисы" исчезло из официального и бытового оборота и в советское время считалось обидным и оскорбительным. Но сказать, что оно сейчас неизвестно для жителей Марий Эл, нельзя.

— Нужно гордиться, что мы когда-то были черемисами, — считает Никандр Попов. — Это был, прежде всего, свободолюбивый и воинственный народ. Достаточно вспомнить о 30-летней войне черемис, которую они вели после присоединения Марийского края в состав Московского княжества. Термин "Черемисские войны" ввели в оборот еще дореволюционные историки. Официальное признание самоназвания сыграло важную роль в национальном самоопределении народа, дало ощутимый толчок этнической консолидации, объединению усилий народа в формировании национально-культурной автономии, дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию. В 1918 году просто не были известны многие факты из истории черемисов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Ваше мнение

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG