Ссылки для упрощенного доступа

Жительница Татарстана о сыне — солдате-срочнике, который пять месяцев был в Украине


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

После начала российского вторжения в Украину Владимир Путин заявлял, что в военных действиях будут принимать участие лишь контрактники. Позднее СМИ и правозащитники сообщили, что в войне участвуют в том числе срочники. Не сразу, но власти это признали и распорядились вернуть солдат срочной службы в части. Спустя девять месяцев с начала полномасштабного вторжения выясняется, что обещания властей не были выполнены. Радио Азатлык поговорило с жительницей Татарстана — ее сын, солдат-срочник, пять месяцев провел в Украине. Его заставляли подписать контракт с Министерством обороны — молодой человек отказался, но его тем не менее оставили на войне. Подробнее — в материале Татаро-башкирской редакции Радио Свобода.

Когда президент России Владимир Путин начал войну с Украиной, он заявлял, что в военных действиях примут участие только профессиональные бойцы, то есть те, кто служат по контракту. Однако через некоторое время выяснилось, что в российском вторжении в Украину принимали участие и солдаты срочной службы. Радио Азатлык (Татаро-башкирская редакция Радио Свобода / Радио Свободная Европа) писало о молодых людях из Татарстана, попавших в эту ситуацию — об этом рассказывали их родители, внезапно потерявшие связь с сыновьями. Кто-то отмечал, что его сын участвовал в боях в Сумах; кто-то поделился, что их близкий был на границе Беларуси и Украины. Некоторые юноши, ушедшие в армию на год, оказались на войне всего через два месяца службы.

Девятого марта Минобороны России всё-таки признало, что в украинский плен попали те, кто проходят срочную службу. Следом за этим заявлением Владимир Путин поручил военной прокуратуре "разобраться в ситуации с отправкой срочников на Украину".

Солдаты в беседе с Радио Азатлык рассказали, что кто-то из них был на войне один месяц, кто-то — три, а кто-то — даже пять месяцев. Их предупредили, что никому об этом рассказывать не стоит. Никто из вернувшихся из армии молодых людей не захотел говорить открыто. За них это делали матери. Они живут в страхе, что только что вернувшихся из армии юношей снова заберут на войну, поскольку у них уже есть соответствующий опыт.

— Сын ничего не рассказывает, мы тоже стараемся ничего не спрашивать. Мы боимся, что расстроим его, а он хочет все забыть, по его лицу видно, как ему трудно, — говорит жительница Татарстана Галия (имя изменено по ее просьбе). — Мне и отцу он сказал только одно: "Я не хочу туда снова". Тогда мы поняли, через что прошел наш сын. Он вернулся истощенным. Когда уходил в армию, его вес составлял 84 килограмма, а после — одни кости — похудел до 63 килограммов. Когда я его увидела, я была в шоке. Обычно солдаты возвращаются из армии довольные, а наш вернулся подавленным — без настроения. Он ведь десантник, а они сильные. У них должно быть крепкое телосложение. "Смотри, мама, разве может быть таким десантник?!" — обронил он однажды. У него вообще не было сил. Он сказал, что только через три месяца после возвращения из армии начала появляться энергия. Он там ходил обессиленный и голодный. Как они могли не накормить солдат? Он сказал, что из Тулы приходила гуманитарная помощь, Татарстан ведь тоже отправлял, почему она не пришла?..

По словам Галии, солдаты "оказались никому не нужны". Ее сын покупал билет домой за свои деньги.

— Они оказались на свободе, а билеты на поезд только через неделю. Где им жить и чем питаться? Солдату хочется попасть домой как можно скорее, поэтому он купил билет за свой счет и вернулся. Другие сделали то же самое, — уточняет женщина.

Галия говорит, что из сына невозможно вытянуть информацию: "Я думаю, что когда наступит мир и все утихнет, сын, может быть, расскажет, что видел. Но все-таки иногда — пусть и отрывками — но какая-то информация из него выходит". Женщина рассказывает, что сын пять месяцев был на войне, в это время она себя практически не помнит. Редкие короткие звонки с незнакомого номера и слова сына "Я жив. Не волнуйтесь" придавали ей сил жить дальше.

— Они полностью были вовлечены в войну. В конце февраля воинское подразделение, в котором служил мой сын, было в Беларуси, знаю, что они дошли до Мариуполя. Это он рассказал моей сестре — и то обрывками. Сказал, что водил грузовик, возил оружие на фронт, а оттуда вез "груз 200" и "груз 300". Оказывается, последнее — это раненые, — продолжает мать солдата. — Ведь он ребенок, который летом 2021 года ушел в армию, а уже в феврале 2022 года был отправлен на войну. Хоть и говорят, что была подготовка, ее не было. Он там находился под огнем в течение пяти месяцев. А ведь я отправила ребенка в армию, а не на войну. По возвращении в воинские части их предупредили: "Вы не были на Украине. От Москвы далеко не уезжали. Помните об этом, ничего никому не говорите". Это ведь ложь.

Галия рассказывает, что выяснились и другие обстоятельства.

— Ведь Путин не приказывал отправлять срочников на войну. Почему их отправили? Их бросили на войну, но никакого указа не было, — констатирует женщина. — Документы были недостоверными. Да, когда человек погибает, то власти демонстрируют документы, что он якобы ушел на фронт добровольно, подписав контракт. Моего сына и его сослуживцев пытались заставить подписать контракт, было давление. Но мой сын не хотел. Я ничего ему не говорила, у него была своя голова на плечах. "Я хочу учиться, контракт не подпишу", — сказал он. И не подписал.

Галия говорит, что после возвращения домой сын устроился на завод и поступил учиться на заочное отделение. По словам женщины, парень и до службы мечтал об учебе, но сейчас Галия переживает за его здоровье. Она описывает состояние сына как психологически тяжелое. По ее словам, парень очень переживает и расстраивается из-за тех, кто уходит на войну — он понимает, что мобилизованным грозит опасность.

Мать солдата до сих пор не может получить ответ на вопрос, почему ее сын пять месяцев был на войне. Она обращалась в военную часть сына и ждала официального ответа в течение 30 дней. Они прошли, но ответа нет. Галия связывает это с "частичной" мобилизацией, объявленной президентом России Владимиром Путиным: "Наверное, они забыли обо мне во всей этой суматохе. Где мой мальчик был пять месяцев? Если он был на войне, то он имеет право на льготы ветерана. Будут ли они? Никому до меня нет дела".

Несмотря на благополучное возвращение сына домой, сердце Галии до сих пор неспокойно. Ее сын на вопрос, "как ты себя чувствуешь", отвечает: "Боюсь". В последние недели все чаще приходится слышать, что мобилизация возобновится зимой. Галия поддерживает связь еще с несколькими женщинами, чьи сыновья ушли в армию вместе с ее сыном. Среди них есть и юноши, которых отправили на войну, несмотря на то, что они были срочниками. Женщины общаются в WhatsApp’е и каждый день задаются одним вопросом: "Заберут ли наших сыновей на войну?"

— Я сама в ужасе. Боюсь, что моего сына снова отправят на войну. Он и сам боится, говорит, что все там видел и не хочет туда идти. Он поделился этим в тот день, когда Путин объявил мобилизацию. Если скажут, что его забирают, что я сделаю? Поэтому я включаю телевизор в надежде услышать, что эта война окончена. Надеюсь, в декабре она прекратится, — говорит Галия. — Я смотрю и смотрю телевизор каждый день. Муж не разрешает, ругается. Я верю телевидению. Люди уезжают за границу, а я не хочу отпускать сына. Я надеюсь, что они его не возьмут, что будет мир. Впрочем, могут и обмануть: они говорили, что срочников не отправят воевать, а те все равно оказались на войне. Если они скажут, что заберут моего сына, я его не отпущу — пойду сама. Буду просить военкома взять меня вместо сына. Как его спасти? Не знаю методов и способов.

Галия рассказывает, что в ее деревне есть и те, кто добровольно ушел на войну, и те, кого мобилизовали. Женщина не решается заговорить с матерями, чьи близкие находятся на фронте. Тем не менее, по ее словам, жители от войны устали.

— Люди у нас сыты по горло этой войной. "Когда эта война прекратится?", "Пусть она кончится скорее", говорят они. "Народ гибнет, молодежь кончают!" — вот что у людей на языках. Люди не поддерживают государственную политику. Пусть и не кричат об этом, но рассуждения между собой такие, — рассказывает Галия. — Нужно заканчивать. Они все тянут. До сих пор забирают людей, а мы все надеемся на их благополучное возвращение.

Галия считает произошедшее с ее сыном несправедливым, но не связывает это с политикой российских властей. Женщина продолжает смотреть телевизор.

— А кому верить, кого слушать? Если бы мы не напали на Украину, они бы напали на нас, — во время разговора у нее проскальзывают нарративы пропаганды.

В то же время женщине не нравится тот факт, что в результате ракетных атак России на Украину жизни миллионов людей превращаются в ад.

— То, что говорит мой сын, не сходится с тем, что говорят по телевизору. Они не показывают и не рассказывают, кого отправили на войну, сколько вернулось. Не рассказывают и про "груз 200", и про "груз 300". Тот город взяли, этот город взяли, того освободили — только об этом говорят. Россия стреляет ракетами, люди сидят без электричества и воды. Я даже не знаю, что сказать. Они невинные люди. Они страдают, — резюмирует Галия.

  • Россия вторглась на территорию Украины 24 февраля 2022 года.
  • 21 сентября президент России Владимир Путин объявил о мобилизации "в связи с ситуацией в Украине". Власти называют её частичной, однако критерии в указе президента расплывчатые и, по сути, позволяют призвать любого гражданина, пребывающего в запасе.
  • Еще до объявления мобилизации россияне могли отправиться на фронт, заключив контакт с Министерством обороны России как контрактники в нацбатальонах или как добровольцы.
  • 31 октября министра обороны России Сергей Шойгу поручил генеральному штабу завершить "частичную" мобилизацию в России. В пресс-релизе Минобороны утверждалось, что все мероприятия, связанные с мобилизацией, должны быть прекращены — в том числе подготовка и вручение повесток. Военкоматы, пункты сбора другие учреждения, которые участвовали в проведении мобилизации, должны перейти в обычный режим работы.
  • 1 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что соответствующий указ Владимира Путина о завершении частичной мобилизации не нужен: "Точка поставлена, частичная мобилизация завершена, нового этапа мобилизации в стране не будет", — сказал он.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG