Ссылки для упрощенного доступа

Перепись-2021: этнический состав Астраханской области


Татарская Башмаковка (тат. Кызан) — село в Приволжском районе Астраханской области, административный центр Татаробашмаковского сельсовета. В населенном пункте преимущественно проживают татары. Архивное фото
Татарская Башмаковка (тат. Кызан) — село в Приволжском районе Астраханской области, административный центр Татаробашмаковского сельсовета. В населенном пункте преимущественно проживают татары. Архивное фото

В преддверии Нового года Росстат опубликовал часть результатов последней Всероссийской переписи населения. Изначально она должна была пройти в 2020 году, однако из-за пандемии COVID-19 основной этап сбора данных перенесли на осень 2021 года. Результаты переписи особенно интересны в регионах с высокой степенью этноязыкового разнообразия и сложной национальной динамикой. В этом материале "Idel.Реалии" разбирались в том, что опубликованные данные говорят об Астраханской области — регионе с наименьшей долей русского населения среди всех областей и краев.

ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ

Общее население области, по данным новой переписи, за прошедшие 11 лет сократилось почти на 50 тысяч человек. Это первый случай падения по сравнению с предыдущими переписями за столетие: если сравнивать результаты переписей 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 годов, численность населения каждый раз была выше предыдущей. Впрочем, отдельные кратковременные падения в периоды между переписями всё же фиксировались в ежегодных данных паспортных столов, которые собирались без адресного опроса жителей, — например, в годы Второй мировой войны и в конце 1990-х.

Отток астраханцев в другие города России стал заметным трендом последних лет — новостные заголовки вроде "Из Астраханской области уехало еще 5 тысяч человек" уже превратились в традицию для региональных СМИ. Если раньше постоянный приток из переселенцев из республик Северного Кавказа и из-за границы создавал ощущение баланса, то сейчас его оказывается недостаточно, чтобы "скрыть" число астраханцев, покидающих малую родину и перебирающихся в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Волгоград и другие города и регионы.

Весной 2022 года краеведы и городские активисты Валерий Маслов и Ляйля Гимадеева рассказывали в беседе с "Idel.Реалии" об оттоке "думающей молодежи" в крупные города. По их мнению, он связан с плохой финансовой ситуацией в регионе, недостатком площадок для образования и творчества и нежеланием местных властей заниматься развитием города. Многие астраханцы, покинувшие регион в последние годы, отмечают, что качество жизни в городе резко упало за последние 5-7 лет: была практически уничтожена транспортная система (закрылся троллейбус, автобусы стали редкостью), бездомные собаки расплодились и стали реальной угрозой даже на центральных улицах, участились масштабные коммунальные аварии.

В 2022 году к оттоку в другие регионы РФ прибавилась достаточно массовая эмиграция — из Астрахани, как и из других частей страны, стали уезжать независимые журналисты и оппозиционные активисты под страхом усиливающихся репрессий, сотрудники релоцируемых компаний, а также люди, стремящиеся избежать мобилизации. Впрочем, перепись населения проходила до начала вторжения в Украину, так что ни эмигрировавшие из-за войны, ни погибшие на ней астраханцы не отразились на опубликованных результатах.

ОТКУДА СТОЛЬКО "БЕЗНАЦИОНАЛЬНЫХ"?

Переписи 2010-2021 гг: этнический состав Астраханской области
Переписи 2010-2021 гг: этнический состав Астраханской области

Анализ этнического состава населения Астраханской области требует множества оговорок. Если смотреть на результаты переписи в виде таблицы с долями ответов на вопрос о национальности, самой важной оговоркой кажется огромное количество людей, в чьих переписных листах национальность не указана вовсе — 144 с половиной тысячи человек, то есть более 15% населения региона. Доля "безнациональных" астраханцев была выше средней по стране и ранее — в 2010 она составила 9%, но с каждым новым процентом она всё в большей степени ставит под вопрос и достоверность тех данных, в которых национальности указаны.

"Idel.Реалии" удалось побеседовать с одним из жителей Нижнего Поволжья, работавшим переписчиком в 2021 году, на условиях анонимности. Его наблюдения показывают как причины столь большого количества "безнациональных", так и влияние этого явления на результаты переписи в целом.

— Из-за ковида на перепись по факту давалось две недели вместо положенного месяца — я думаю, в целом по стране это одна из ключевых причин, почему качество переписи такое низкое. Из доставшегося мне списка реальные ответы были собраны примерно по половине адресов, остальное заполнялось по данным домовых книг без прямого общения с людьми. Никаких указаний о том, как в таких случаях учитывать национальности, мы не получали, каждый решал для себя сам. Я оставлял у своих графу "национальность" незаполненной, поэтому у меня без указанной национальности более половины списка. При мне переписывала еще одна работница, и она выбрала другую стратегию — угадывала национальность по фамилиям, как могла. Например, попыталась записать женщину с корейской фамилией Ли калмычкой, я не дал, — рассказывает Денис (имя изменено).

Опыт Дениса показывает, что фактическое число людей, чья национальность достоверно неизвестна переписчикам, даже больше, чем заявленные 15%: часть жителей региона отнесли к той или иной этнической группе по личному решению людей, переносивших данные из домовых книг в базу переписи. Очевидно, что этот метод крайне неточен: большинство марийцев, например, невозможно отличить от русских по именам и фамилиям — и наоборот, русские женщины, взявшие фамилии мужей-мусульман, могли быть посчитаны в рамках той или иной преимущественно мусульманской национальности.

Еще одна причина, по которой данные последней переписи о национальном составе региона не вызывают доверия, связана с тем, что пока опубликованы лишь цифры на уровне всего региона — мы не знаем, как "безнациональные" 15% распределены между районами и населенными пунктами Астраханской области. Можно предположить, что где-то таких людей единицы, а где-то — едва ли не каждый четвертый. Аномалии на уровне отдельно взятых сел вряд ли окажут большое влияние на данные о численности крупных народов, однако в случае изначально небольших и узколокальных сообществ они могут серьезно исказить реальность.

Вероятные последствия этого явления можно проследить на примере двух небольших групп населения Астраханской области — украинцев и корейцев. Согласно результатам переписи 2010 года, в регионе жило 8132 украинца и 2939 корейцев. К 2021 году, по официальным данным, число украинцев снизилось до 3173 человек, а число корейцев — до 1761. Падение численности украинцев более чем в два раза выглядит вполне реалистично — это соответствует общероссийским трендам, заметным во всех регионах страны, и их динамике непосредственно в Нижнем Поволжье: между переписями 2002 и 2010 годов число украинцев в Астраханской области снизилось более чем на треть. Это происходит за счет ассимиляции в пользу близкородственного славянского народа — русских, в последние годы ускоренной политическими коннотациями украинской этничности на территории России.

В случае с корейцами, однако, зафиксированный новой переписью результат не выглядит достоверным: декларируемое падение их численности на 40% кажется практически невероятным, если учесть, что между тремя предыдущими переписями их число стабильно и быстро росло за счет высокой рождаемости и миграционного притока коре-сарам (самоназвание большей части этнических корейцев на постсоветском пространства — "Idel.Реалии") из стран Центральной Азии. При росте числа корейцев на треть между переписями 2002 и 2010 годов трудно поверить в его почти двукратное падение за следующий десятилетний период. Можно предположить, что непропорционально большая доля корейцев по тем или иным причинам была посчитана в числе "безнациональных".

ЭТНИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

"Основными" народами Астраханской области обычно считают казахов, татар, ногайцев, русских, калмыков и туркмен — эти группы отличаются от других тем, что имеют свои исторические ареалы расселения на территории области, сложившиеся еще до советской власти, и свои моноэтничные села. В среде региональных активистов эти народы также называются "коренными", но трудно сказать, насколько этот термин подходит для региона, прошедшего через этап переселенческой колонизации по образцу стран Нового Света: предки современных астраханских казахов прибыли в дельту Волги даже позже, чем первые русские колонисты.

Для трех крупнейших из "основных" или "коренных" народов региона — русских, казахов и татар — перепись 2021 года показала падение численности по сравнению с предыдущей. Число русских астраханцев сократилось на 70 тысяч человек, казахов — на 5 тысяч, татар — на 12 тысяч. Если для русских и татар эта динамика продолжила уже существовавшие тренды, то в случае с казахами новая перепись зафиксировала первое падение после столетия стабильного роста. Впрочем, это падение было настолько незначительным относительно всей численности казахов и относительно падения других народов, что доля казахов в населении региона даже выросла — с 14,8 до 15 процентов.

Если учесть огромную долю "безнациональных" астраханцев в этой переписи, можно предположить, что число казахов и вовсе осталось стабильным — просто часть из них не была записана казахами. В меньшей степени это касается и русских, и татар — в их случае сам факт падения невозможно подвергнуть сомнению, но его масштаб, вероятно, завышен из-за недочетов в методике проведения переписи. Попытку исправить эти ошибки постфактум и приблизить результаты к реальности предпринял картограф и демограф-любитель Иван Владимиров. Так, по его подсчетам, реальное падение численности татар в регионе составило не 12, а 5 тысяч человек (с методологией "восстановления" реалистичных цифр можно ознакомиться в блоге картографа).

НОГАЙЦЫ И СМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ

Среди "коренных" народов Нижнего Поволжья рост между переписями 2010 и 2021 годов показали только два — ногайцы и туркмены. В обоих случаях пока трудно сказать, повлиял ли на это уровень рождаемости в этих сообществах, но уже очевидно, что он не был единственной причиной их роста — помимо естественного прироста на них отразились и другие факторы.

В случае с ногайцами, численность которых выросла с 7,6 до 9,3 тысяч человек, речь идет о смене идентичности. Основу ногайского населения Астраханской области составляют карагаши и юртовцы — две узколокальные тюркские группы смешанного происхождения. По мнению большинства лингвистов, они говорят на ногайских диалектах или самостоятельных языках, наиболее близких ногайскому, однако советская власть официально считала их татарами.

В 1990-х в среде астраханских карагашей развилось и достигло широкой популярности ногайское этноязыковое движение. Активистам удалось добиться замены уроков татарского языка в сельских школах на уроки ногайского, и сегодня уже абсолютное большинство карагашей называет себя ногайцами. При этом пожилые представители этого сообщества сохраняли привычную татарскую идентичность несколько дольше других — вполне вероятно, что часть тех карагашей, которые еще называли себя татарами в 2010 году, к 2021 году всё же перешли к ногайской самоидентификации.

Помимо завершения перехода у карагашей на результаты переписи повлиял рост ногайского самосознания у более многочисленных юртовцев. Если в среде карагашей ногайский активизм зародился в период перестройки, то у юртовцев — только в последние годы, но и он уже мог принести свои плоды: перед переписью ногайские активисты вели активную пропаганду своей идентичности в юртовских селах и распространяли листовки с призывами вспомнить о ногайских корнях. Ранее "Idel.Реалии" рассказывали о различиях между карагашами и юртовцами и о том, почему формирование их идентичностей в постсоветской России сначала пошло разными путями, а затем начало сближаться.

— По нашим подсчетам, на рост числа ногайцев в регионе существенно повлияли принявшие участие в переписи юртовцы. Рождаемость и смертность у нас сходна с соседями, миграции большой в другие регионы не наблюдается: люди ездят на заработки, но не переезжают куда-то окончательно. Причина увеличения численности как раз в росте самосознания и возврате к исконной ногайской идентичности. При всем прессинге и противодействии со стороны татарстанских СМИ мы всё равно увеличили свою численность и заняли четвертую строчку среди народов региона. Такой результат — это лучшее подтверждение эффективности нашей просветительской работы, — считает ногайский историк Рамиль Ишмухамбетов.

ТУРКМЕНЫ И МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ

Если рост численности ногайцев во многом объясняется сменой идентичности в результате работы этноязыковых активистов, то в случае со вторым из "основных" народов, чья численность возросла, более вероятным кажется влияние миграции.

Туркмены считаются одним из "коренных" народов Астраханской области, так как непрерывно проживают на нижневолжской земле больше двух веков и имеют собственные села — Атал, Фунтово и Байбачал в Приволжском районе области, куда туркмены с Мангышлака переселились в 1793 году. При этом в регионе присутствуют и более поздние, советские и постсоветские переселенцы из Туркменистана. Они сконцентрированы в городах и районных центрах. Разумеется, перепись не разделяет тех и других по этническому признаку — обе группы являются туркменами.

До публикации статистики по отдельным населенным пунктам невозможно с уверенностью сказать, какая часть 21-процентного прироста туркмен связана с рождаемостью в традиционных селах, а какая — с прибытием в регион новых мигрантов из Туркменистана, но данные предыдущих лет о естественном приросте позволяют предположить, что второй фактор значительнее.

Косвенно это подтверждается динамикой двух других народов Центральной Азии — узбеков и таджиков. Эти народы продолжают показывать в Астрахани устойчивый рост численности, хотя не относятся к ее коренному населению. Численность узбеков за прошедшие между переписями 11 лет возросла на 20%, численность таджиков — на 35%, и этот прирост во многом объясняется сохранением миграционного притока из Узбекистана и Таджикистана соответственно.

ОБЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

В целом, результаты переписи 2021 года при всей своей недостоверности подтверждают основные тренды, наблюдавшиеся и ранее. В случае Астраханской области они по-своему противоречивы: сокращение этнического разнообразия при падении доли большинства. Судя по всему, русские астраханцы в среднем умирают и уезжают чаще, а рожают реже представителей других "коренных" народов региона, то есть численность и процент русского населения в области продолжают падать.

В то же время, если верить официальным данным, падают и численность, и доля большинства этнических "меньшинств". Сумма представителей народов Дагестана (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, табасараны, лакцы, цахуры, рутульцы и агулы) в регионе за прошедшие 11 лет сократилась почти на 15%, число чеченцев — на 5%, калмыков — на 20%, азербайджанцев — на 21%, цыган — на 24%, армян — на 29%, евреев — на 35%, немцев — на 56%, белорусов — на 60%, украинцев — на 61%, эстонцев — на 70%.

Наиболее заметные случаи роста численности этнических групп связаны не с высокой рождаемостью, а со сменой идентичности и миграционным притоком. Возможно, единственное исключение — численность турок, включая турок-месхетинцев, компактно проживающих в селах Поды и Разночиновка, куда они организованно переселились из Центральной Азии после перестройки. Их число выросло на 6%, и здесь нет причин предполагать серьезное влияние внешних факторов.

Учитывая низкое качество переписных данных, трудно делать прогнозы, но можно предположить, что в ближайшем будущем сохранятся имеющиеся тренды: падение числа и доли русского населения, относительная стабильность казахов, продолжение роста ногайцев за счет меняющих идентичность татар, приток иммигрантов из числа народов Центральной Азии и постепенное исчезновение небольших некоренных групп, таких как украинцы, белорусы, немцы, армяне, латыши и эстонцы, за счет ассимиляции, смешанных браков и репатриации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG