Ссылки для упрощенного доступа

Астраханские ногайцы или татары. Кто есть кто


Белая мечеть Астрахани
Белая мечеть Астрахани

Осенью 2020 года в России пройдет Всероссийская перепись населения. Чем ближе мероприятие, тем чаще актуализируется вопрос этнической принадлежности граждан. Кроме десятков других параметров, перепись зафиксирует также количество представителей тех или иных народов.

Ногайские активисты заявляют о том, что они проводят просветительские мероприятия, которые, по их мнению, должны способствовать росту ногайского самосознания у тех, кто себя называет "татарами". 27 февраля в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музей-заповеднике состоялся круглый стол на тему "Актуальные вопросы истории народов России в контексте современных этнополитических процессов". Организатором мероприятия является АРОО Центр ногайской культуры "Эдиге". В мероприятии, как сообщают активисты, помимо прочего обсуждался вопрос идентификации местного тюркского населения. По переписи 2010 года, в Астраханской области около 60 000 татар и свыше 7500 ногайцев. В настоящее время между местными активистами идет спор о том, к кому относится субэтническая тюркоязычная группа "юртовцы" —​ то ли к ногайцам, то ли к татарам. Все признают, что представители указанной группы идентифицируют себя в качестве татар, при этом они имеют региональные особенности, отличающиеся и от татар, и от ногайцев. "Idel.Реалии" поговорили с активистами.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

БОЯЗНЬ БЫТЬ ПРИШЛЫМИ

Полномочный представитель ДУМ азиатской части России в регионах Нижнего Поволжья Ильдар Даиров, который сам себя называет "юртовым ногайцем", настаивает на ​том, что юртовцы относятся к ногайцам.

— Самоназвание у нас юртовые "ногайлар", а русские исторически нас описывали как "юртовых татар". Хотя на самом деле мы являемся юртовыми ногаями, — отмечает он.

При этом Даиров признает, что большинство юртовцев идентифицируют себя в качестве татар. По его словам, люди просто не информированы должным образом о своем происхождении. Он также говорит о том, что все советское время юртовцев даже в паспортах указывали как татар.

На вопрос о том, на каком языке говорят юртовцы, Даиров отвечает, что на диалекте ногайского, который отличается от литературных норм, как ногайского, так и татарского.

Активист признается, что когда говорит юртовцам, что они ногайцы, она "хлопают глазами" и не понимают, как такое может быть. Даиров объясняет такую реакцию долгим периодом татаризации местных "ногайцев".

Говоря о мотивах своего активизма, он ссылается на хадис, в котором осуждается причисление мусульманином себя к народу, представителем которого он не является.

Но есть еще один мотив — вопрос коренного статуса в Астраханской области.

По словам Даирова, татары переехали в данную местность, поэтому признание себя в качестве татарина, по его словам, автоматически признает жителя приехавшим, а не коренным.

— На данный момент, если в Астрахани говоришь, что татарин, то нам говорят, что мы понаехали. А если говоришь "ногайлар", то это наша исконная, вековая наша земля, откуда мы не уходили, куда не приходили. Мы здесь живем испокон веков. То есть эта земля наша. Мы — коренные жители, — утверждает Даиров.

По его словам, в настоящее время в регионе ведется такая политика, в соответствии с которой в Астраханской области нет коренных жителей.

— Если, не дай Бог, методика Жириновского пойдет — татары — в Татарстан, таджики — в Таджикистан, то нам скажут: "давайте выселяйтесь отсюда!" Почему мы должны оставлять ту землю, которая исторически доказана, что наша земля!? — задается вопросом собеседник.

При этом он говорит, что местные татары их сами называют ногайцами.

— Когда вопрос касается переписи, численности, тогда вспоминают, что мы — татары, — отмечает активист.

Даиров признается, что "юртовцы" в школах до недавних изменений в законодательстве изучали татарский в качестве родного, который, по его словам, не очень соотносится с тем языком, на котором местные говорят в жизни.

Путин и родной язык
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:20 0:00

Между тем, как сообщает активист, в районах проживания юртовых тюрков нет учителей ногайского языка.

По словам Даирова, общее число "юртовцев" — около "40 тыс. человек, если не больше". Активист уверенно отвечает на вопрос о перспективах ногайцев — несмотря на высокие темпы языковой ассимиляции среди ногайцев и других этнических групп в России, он уверен, что данная группа сохранит себя и свой язык.

ПОДДЕРЖКА МОСКВЫ

Председатель местной национально-культурной автономии юртовых ногайцев "Ногай юрт" Амир Мусаев также считает, что юртовые тюрки являются ногайцами. По его словам, местное население до коллективизации идентифицировало себя как ногайцы.

— Сейчас большинство населения, молодежь особенно, в силу определенных культурных, исторических, бытовых процессов называют себя татарами. Но есть среди юртовцев более сознательная часть, которая себя называет ногайлар, — отмечает он.

Как считает Мусаев, смена идентичности у местного населения произошла в советский период, так как в местных школах преподавание велось на литературном татарском языке. Учителями, по его словам, работали преподаватели, направленные из Татарстана.

Как отмечает Мусаев, несмотря на то, что местное население идентифицирует себя как татары, юртовцы и "пришлые татары" четко разделяют друг друга на свой-чужой.

Мусаев тоже указывает на то, что одним из мотивов желания иметь ногайскую идентичность является боязнь быть признанным "пришлым" или не коренным населением.

— Многие не понимают этого. У нас ведь многие деятели этим как раз и пользуются. Когда ставят знак равно между приезжими татарами и юртовцами, и говорят о том, что татары сюда пересилились в 18-19 вв., об этом говорят как раз источники, это все четко прописано. Про то, что юртовцы здесь жили испокон веков, то, что они были потомками жителей Нижневолжского края со времен Астраханского ханства, Большой орды, даже Золотой орды, а некоторые исследователи делают определенные связи до Хазарского каганата. Про это пытаются умалчивать. На этом играют местные политики, — делится он.

Активист напоминает, что ногайский пласт имеется у многих тюркских народов, среди которых не только татары, но и крымские татары, казахи и другие. При этом, по данным переписи наседления 2010 года, во всей России проживает всего свыше 103 тыс. человек. Это означает, что остальные "ногайцы" идентифицируют себя как представителей тех или иных тюркских народов. Все народы, в состав которых вошли ногайцы, значительно превышают число тех, кто себя относит к ногайской этнической группе сегодня. Однако ногайские активисты стремятся ревитализировать ногайскую идентичность у тех, кто уже идентифицирует себя представителем другого этноса.

Мусаев отмечает, что, например, в Казахстане ногайское наследие приписывают к казахам, чтобы удревнить прошлое этнического большинства.

На вопрос о том, не боятся ли ногайские активисты оказаться в числе "врагов" для всех тех этнических групп, с представителями которых общественники спорят, Мусаев отвечает отрицательно и объясняет, почему так полагает.

— В этом мы не одиноки, государство нас поддерживает. Я имею в виду Российскую Федерацию. Недавно на круглом столе было зачитано обращение активистов к президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину. И был положительный ответ. То есть государство понимает, что за нами, в принципе, правда. И поддержка с его (государство — "Idel.Реалии") стороны присутствует, — утверждает он.

При этом Мусаев отрицает, что государство может помогать ногайским активистам, чтобы в конечном счете ассимилировать и татар и ногайцев.

— Государству невыгодно, чтобы был определенный процент манкуртов, то есть людей, которые не знают ни своего родного языка, ни своей родной культуры. Ни для кого не секрет, что человек, который не ценит и не знает свою культуру, чужую тем более не будет ценить и знать, — утверждает он.

По его словам, в Москве сидят "неглупые люди", которые понимают, что Россия — это многонациональная страна.

Мусаев также добавляет, что у тех ногайцев, которые сегодня идентифицируют себя как представители других народов, ногайское самосознание проснется.

— И это покажет следующая перепись населения. Я думаю, будет нормально. То есть мы считаем, что мы идем по верному пути. Тем более за нами правда, — заключает активист.

ПРОТАТАРСКИЕ АРГУМЕНТЫ

Заместитель имама Белой мечети Астрахани Муслим Юнусов выступает за татарскую идентичность местных тюрков.

Он называет юртовое население "ногай татарлары" (ногайскими татарми) и считает, что данная группа наряду с мишарами, сибирскими татарами и другими является субэтнической группой татарского народа.

Он отмечает, что слово "татары" часто ассоциируется с Татарстаном, при этом у него самого иное отношение к этнониму.

Юнусов указывает на то, что все субэтнические группы татар формировались из одних и тех же тюркских предков. По его словам, культурные пласты могут иметь разные доли, но они одни и те же у всех групп.

Активист при этом признает, что местное население отличается от татар Татарстана, но он считает, что наличие региональных особенностей не делает их другим народом.

Юнусов считает, что идея пришлости татар используется как манипуляционный инструмент, чтобы раздробить народ.

— Когда мои оппоненты (ногайские активисты — "Idel.Реалии") говорят, что они не хотят, чтобы их считали за приезжих, переселенцев, это ведь не их мнение. Эта идея привнесенная. Она не родилась внутри среды. Это сейчас они (ногайские активисты — "Idel.Реалии") воспринимают это как свое понимание, — говорит он.

Конфликт между активистами, по его словам, спровоцирован "аффилированными участниками данного процесса".

— Это люди, которые способны влиять на ситуацию, обладают административными и финансовыми ресурсами и приблеженные к власти. Я не говорю, что это политика властных структур, но то, что это политика привластных структур, это точно, — утверждает он.

Юнусов считает, что у ногайских активистов на борьбу за воссоздание ногайской идентичности среди представителей других народов хватит до тех пор, пока аффилированные участники данного процесса будут предоставлять эти ресурсы.

— Своих ресурсов у них (у ногайских активистов — "Idel.Реалии") нет, — подытоживает Юнусов.

По переписи 2010 года, в России проживало около 5,4 млн татар и 103 тыс ногайцев. С приближением новой переписи околовластные структуры предлагают идеи, которые приведут к уменьшению татар.

Если поморам не дают отделиться от русских, то татар всячески пытаются раздробить. Так, в переписи населения РФ в 2020 году татар разделят на подгруппы. Об этом заявил научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Валерий Тишков.

Ранее тот же Тишков предложил предусмотреть отдельную от татар и башкир группу с татаро-башкирской идентичностью.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG