Ссылки для упрощенного доступа

Ювенальная антисанитария. Казанские чиновники отбирают у матери детей из-за условий, которые сами и создали


Диляра Гайсина напротив прокуратуры Татарстана, 3 мая 2023 года.
Диляра Гайсина напротив прокуратуры Татарстана, 3 мая 2023 года.

4 мая в Казани началось рассмотрение иска органов опёки к Диляре Гайсиной, которую чиновники хотят ограничить в родительских правах, "временно" изъяв из семьи 13-летнего сына и двухлетнюю дочь. Власти ссылаются на антисанитарию и неудовлетворительные условия проживания в квартире Гайсиной, Диляра парирует тем, что эти условия сами чиновники и создали. Жильё находится у семьи в социальном найме и предоставлено Гайсиной после нескольких лет её борьбы с исполкомом Казани. В двушку на верхнем этаже ленинградки семья с боем переселилась из аварийного барака. Причем, пока Диляра воевала с чиновниками, на ней впервые и опробовали в качестве воздействия попытку ограничения в родительских правах. Иск, правда, закончился ничем.

Накануне суда Диляра Гайсина вышла к прокуратуре Татарстана с плакатом "Нет фашиствующей опеке — оставьте детей Гайсиной в покое!". Такие пикеты она проводила всю предыдущую неделю, сделав перерыв лишь 30 апреля, в воскресенье. Стояла на Баумана, на Кремлёвской. Надписи на листах ватмана менялись каждый день.

"Требуется спецоперация прокурора в защиту детей от органов опеки!", "Назло МУС и ПАСЕ опека отнимает детей у российских матерей", "Прокурор! У Гайсиной Ново-Савиновская опека отнимают детей за бардак!".

Пикеты — да ещё с такими провокативными словами-маркерами на плакатах как "МУС" и "спецоперация" — привлекали внимание полиции. Силовики подходили, расспрашивали, фотографировали и что-то писали себе в блокноты — но Диляру не трогали.

"КАК БУДТО Я ПРЕСТУПНИЦА"

Гайсины — аварийщики. Из старого барака на Ново-Азинской они переехали в ленинградку на Кварталах 15 декабря 2021 года. В так называемый "маневренный фонд", которым распоряжается исполком Казани, представляя квартиры нуждающимся, входит самое "убитое" жильё, зачастую не отличающееся от тех аварийных помещений, из которых этих самых нуждающихся переселяют.

Не стала исключением и двушка на девятом этаже старенькой панельки. Косметический ремонт был сделан наспех, а в самой квартире стоял тяжелый запах. Неофициально Гайсиной рассказали, что тут жила старенькая женщина, умершая своей смертью. Тело по всей видимости обнаружили не сразу.

Специфический запах, скорее всего, попытались отбить не менее специфическими химикатами, в частности дешевой токсичной краской. Диляра вспоминает, как после первой же ночёвке в новом жилье проснулась с сильной головной болью, а кожа опухла и покрылась пятнами — видимо, это была реакция на какой-то аллерген.

Дети в квартиру заехали лишь после основательного проветривания, но, оказалось, проблемы на этом не кончились.

— По сути из одной аварийной квартиры в другую. Когда мы только переехали, там текло в коридоре, кладовке… Во всех комнатах! На девятом этаже есть пожарный выход на крышу. Вот у этого пожарного выхода была ржавая дверь, и я добилась, что из всех десяти подъездов только нашему поменяли эту дверь. И сразу перестало течь в комнатах и в коридоре. А сейчас течёт на кухне. Я год переписывалась с чиновниками, писала даже в генпрокуратуру и президенту РФ, а оттуда переправляли в роспотребнадзор, жилинспекцию, другие местные чиновничьи структуры… — описала Диляра Гайсина ситуацию корреспонденту "Idel.Реалии" 3 мая вечером, накануне суда.

13 февраля 2023 года Гайсина пригласила к себе, как она сама выражается, "сборную комиссию" — прокуратуру, жилинспекцию, роспотребнадзор... Обследование этой комиссии и явилось поводом для последующей инициации в отношении неё иска об ограничении родительских прав.

— После 13 февраля они начали толпами ко мне ходить, в ПДН приглашали, на учёт поставили какие-то психологи.

Куча народа за мной ходила — за мной, за моими детьми. Заявили, что в квартире бардак, антисанитарные условия, плохо работает холодильник… — рассказывает Диляра.

В Ново-Савиновской полиции в марте на женщину попытались составить протокол о неисполнении родительских обязанностей. Объяснение инспектор ПДН написать Гайсиной не дала, а когда вручила для ознакомления документ, Диляра не выдержала и порвала бумагу.

— Я инспектору ПДН одно говорю, а она своё там написала. Я ей говорю, у меня при переезде была украдена мебель, а на пишет совсем другое — бардак, грязное белье в ванне… Тогда я сказала: "Знаете, я не согласна с вашим описанием" — и просто взяла и порвала бумажку. Я вам принесу моё объяснение, написанное лично моей рукой — и на этом договорились. А она потом не приняла моё объяснение, написала рапорт, как будто я невменяемая кричащая женщина, которая рвёт документы, ведёт себя неадекватно. И допрос она вела так, как будто я преступница. Я потом уже поняла, что они заказной материал на меня собирали, — делится своей догадкой Гайсина.

"НА ТАКИХ ДЕВОЧЕК БОЛЬШОЙ СПРОС"

Орган опеки и попечительства Авиастроительного и Ново-Савиновского районов подал иск об ограничении Диляры Гайсиной в родительских правах 17 апреля. Ограничение означает временное изъятие у матери несовершеннолетних детей — 13-летнего Данияра и двухлетней Дарины. В качестве конкретных действий по неисполнению родительских обязанностей указываются "антисанитарные условия и неудовлетворительные условия проживания", а также то, что Данияр "нигде не обучается".

Суд принял к производству дело уже 18 апреля, назначив заседание на 4 мая. Скорость принятия решений удивила юриста Гайсиной Алексея Златкина.

— Должны быть выявлены системное неисполнение родительских обязанностей и нарушение прав детей, причинившие какой-либо вред. Соответственно, должны быть несколько актов, постановлений, доказывающих систематизм нарушения. В нашем деле есть одно-единственное такое постановление, которое ещё даже не вступило в законную силу, поскольку было обжаловано нами. Это постановление вынесено прямо перед подачей иска. Поэтому оно даже не будет иметь значения при рассмотрении дела. То есть опека подала иск на ровном месте! Судья в порядке подготовки к рассмотрению дела должен был исследовать материалы дела и истребовать недостающие документы. Поэтому обычно иск принимается к рассмотрению в течение рабочей недели, а тут судья приняла его сразу, на следующий день после подачи иска — и прямо через три недели уже назначила первое судебное заседание! Хотя никаких доказательств к иску не приложено, — негодует Златкин.

В качестве обоснования своих слов юрист ссылается на определение Верховного суда РФ 2012 года, где сказано:

"Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего представляет собой длящееся бездействие, определенную систему, линию поведения лица. Единичные и кратковременные случаи неудовлетворения отдельных потребностей и интересов несовершеннолетнего таковым не являются".

Златкин добавляет, что временное захламление квартиры было связано с переселением Гайсиных из аварийного жилья, в ходе которого у семьи к тому же украли мебель. А обязанность по выведению насекомых в квартире лежит, согласно договору социального найма, на наймодателе, которым является исполком Казани.

— На мой взгляд, тут явно какой-то заказ, чтобы расправиться с Гайсиной и её детьми. Разные причины могут быть. Или месть со стороны Смирновой. Или вот у Гайсиной сейчас есть двухлетняя дочь, здоровая, голубоглазая девочка. На таких девочек большой спрос на удочерение. Это бизнес просто, — делится своими версиями Златкин.

Упомянутая юристом Ирина Смирнова — чиновница, возглавляющая новую структуру при исполкоме города, Управление социальной политики Казани. Управление было создано в октябре 2022 года в том числе для работы с семьями мобилизованных. Предыдущие 11 лет Смирнова возглавляла отдел опеки и попечительства администрации Советского района Казани.

Именно она инициировала иск против Диляры Гайсиной в 2019 году. Иск для Смирновой завершился провалом, что, впрочем, не помешало чиновнице еще выше взобраться по карьерной лестнице.

— В прошлый раз на Гайсину подали иск, когда она добивалась расселения из своего аварийного жилья.

И, что самое абсурдное, на неё тогда подали иск именно из-за плохих жилищных условий! Хотя на самом исполнительном комитете, к которому относятся и органы опеки, и лежала обязанность по их улучшению. Теперь Гайсина добивается ремонта крыши, созывает комиссию — и обследование этой комиссии превращается в повод для последующей инициации нового иска! — проводит параллели Златкин.

— Смирнова сделала карьеру, а я на её карьерной послужной лестнице — тёмное пятно, её недоработка. И я так понимаю, она решила доработать свои проигрыши, которые допустила в 2019 году, — соглашается с версией юриста Диляра.

— В новом иске ссылаются на прошлый иск об ограничении родительских прав. Но он же в 2019 году признан необоснованным, — подытоживает Златкин.

Казанские власти мстят матери-одиночке
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:49 0:00

"КОГДА ДЕТИ УЖЕ ИЗЪЯТЫ, СУДЬЕ СЛОЖНЕЕ ОТКАЗАТЬ"

В ночь перед рассмотрением иска Диляра и её дети на конспиративной квартире. У Гайсиной и её юриста появились опасения, что детей попытаются вырвать из семьи силой ещё до суда. Повод для подозрений дал странный визит соседки снизу.

— Похоже, после того шума, который мы подняли с помощью пикетов, они зашевелись. К Гайсиной пришла соседка снизу: "Откройте! Вы меня заливаете!" И ещё какие-то голоса помимо соседкиного. Видимо, хотели просто, чтобы Диляра дверь открыла. Хотя не было вообще никакой воды льющейся — всё сухо. А зачем хотели, чтобы открыла? Видимо, чтобы изъять детей до суда. Это такая практика. В ситуации, когда дети уже изъяты, судье сложнее в иске отказать. Ведь если откажет — это привлечение должностных лиц к ответственности за превышение служебных полномочий, взыскание морального ущерба, — объясняет суть маневра Златкин.

Диляра добавляет, что вокруг соседки "стояла ещё толпа народу какого-то, шушукались". Поэтому решила, что в такой ситуации детей до суда лучше спрятать. А сама вышла в очередной пикет — с плакатом "о фашиствующей опеке".

По словам Златкина, ограничение в родительских правах формально является временная, но в реальности детей с родителями могут разлучить на годы.

— На шесть месяцев отнимают детей, пока родители не исправятся. Но на практике за этим часто следует лишение [родительских прав]. Ограничат, а потом не отдадут вообще. Скажут: "Вы не исправились". Основания? Какие основания? Как не было оснований для подачи этого иска, так зачем нужны будут основания для лишения прав? Лишат и всё. Они же пишут сейчас, что Гайсина еще после первого иска поставлена на патронаж органов опеки "за жестокое обращение с детьми" — хотя этот иск в 2019 году признан необоснованным, — рассуждает юрист.

По наблюдениям Алексея Златкина, в последнее время в России детей всё чаще изымают из семей в связи политическим прессингом. Но его доверительница в политике не участвует — если и занимается какой-то общественной деятельностью, то сугубо местного уровня: участвует в субботниках, пытается привлечь внимание к проблеме аварийного жилья. Но, похоже, резюмирует юрист, из-за чересчур активной жизненной позиции Диляры чиновники решили откатать на семье Гайсиных такой же "метод ответа", как и на семье Москалёвых.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG