Ссылки для упрощенного доступа

Люди Хуснуллина в Смоленщине: какую роль предлагают Татарстану


Марат Хуснуллин, вице-премьер правительства Российской Федерации. Архивное фото
Марат Хуснуллин, вице-премьер правительства Российской Федерации. Архивное фото

Колумнист Харун Сидоров убежден, что Москва использует в рокировке кадров в России выходцев из Татарстана. Эксперт считает, что этот подход в итоге может ударить по поволжской республике. И вот почему.

Два года назад вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин предложил изменить территориальное устройство страны регионы укрупнить, а их центрами сделать агломерации. Осознанно или нет, уже тогда это было своего рода манифестом технократа, то есть — представителя "партии", предлагающей отказаться от остатков постсоветского российского федерализма и перейти к управлению страной на основе примата экономической целесообразности над любыми другими факторами.

Как выходец из Татарстана Хуснуллин подобными взглядами идеально устраивает Кремль (хотя и далеко не всех в "русском мире"), и неслучайно в кругах комментаторов региональной политики его называют возможным сменщиком Рустама Минниханова. Такое решение позволило бы Кремлю провести ликвидацию остатков татарстанской республиканской государственности и интеграцию Татарстана в новую административно-экономическую структуру татарскими же руками, следуя традиции использования "служивых татар" для походов на Казань.

При этом надо понимать, что неформальной корпорации новых "московских служивых татар" упразднение остатков федерализма очень даже выгодно. В Татарстане им тесно экономически, а московский Кремль позволяет взамен на решение для него стратегических геополитических задач осваивать разные регионы. Такого сочетания геополитики и бизнеса не было в Москве, которую Кремлю вроде бы пока удерживать необходимости нет. А вот порученное Хуснуллину отстраивание оккупированных украинских регионов — это уже в чистом виде бизнес, решающий геополитические задачи.

Теперь на карте появился новый регион, в котором за "развитием строительной индустрии" проглядывает геополитика — Смоленщина, самая западная область континентальной России, которая в свете происходящего чуть южнее на российско-украинской границе и неустойчивого положения Лукашенко в Беларуси тоже может стать прифронтовой.

25 мая государственное издание "Татар-Информ" сообщило о том, что бывший глава Нурлатовского района Татарстана Алмаз Ахметшин займет кресло вице-губернатора Смоленской области, в которой он будет "курировать строительство и ЖКХ, энергетику и тарифную политику". Казалось бы, где Нурлатовский район Татарстана, а где Смоленщина и что их может объединять? Но обнаруживается, что кое что есть и это как раз фигура Хуснуллина.

"Татар-Информ" разъясняет, как Алмаз Ахметшин оказался в должности замгубернатора Смоленской области: "...он признался, что получил приглашение на работу в Смоленскую область от и.о. губернатора региона Василия Анохина. ...Василий Анохин у руля Смоленской области совсем недавно. Он назначен указом президента России Владимира Путина только 17 марта 2023 года и сейчас активно занимается формированием команды. Почему в качестве главного строителя области Анохин пригласил выходца из Татарстана? Ответ на этот вопрос можно найти в автобиографии и.о. губернатора. Выпускник Академии экономической безопасности МВД России, несколько лет проработал в аппарате правительства РФ. ...с марта 2020 года Анохин почти год занимал должность заместителя руководителя секретариата вице-премьера РФ Марата Хуснуллина — главного строителя России и выходца из Татарстана".

Связь с ним нового губернатора решил подчеркнуть и сам Хуснуллин, публично поздравивший с назначением Анохина и подчеркнувший в этом поздравлении, что тот работал в его команде. Поэтому комментаторам не нужно было "натягивать сову на глобус", констатируя, что вслед за Москвой и захваченными территориями Украины команде Хуснуллина отдали под освоение и Смоленщину.

Правда, если одни сделали акцент на самом Хуснуллине, то другие заговорили о роли Казани как кузницы кадров для российских регионов, вспоминая пример Артема Здунова, который с должности министра экономики Татарстана сперва в 2018 году отправился в Дагестан возглавить местное правительство, а потом в 2020 году был переведен на должность врио главы Республики Мордовия.

Кому-то может показаться, что в подобных случаях речь идет чуть ли не об экспансии Татарстана, которому выгодно иметь своих людей на руководящих должностях в других регионах. Но ведь такая "экспансия" это палка о двух концах, и если сегодня татарстанские чиновники возглавляют другие регионы, то что помешает завтра во главе самого Татарстана поставить выходца из другого региона, причем, необязательно местного? Прецедент-то уже создан и не один.

Впрочем, вполне возможно, что татарстанский истеблишмент уже давно пришел к выводу, что не стоит бороться с неизбежным, то есть — грядущей ликвидацией республик и федерализма, сформировавшихся в постсоветский период, а лучше вместо этого вписаться в строящуюся унитарную империю в качестве одной из ее влиятельных группировок. Однако у такой логики есть слабое место — свою землю, конечно, можно обменять на выгодные подряды и кадровые назначения в других регионах. Но только и подряды эти, и должности в путинской России можно забрать в любой момент. А вот вернуть свою землю так просто уже не получится.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG