Ссылки для упрощенного доступа

"Почему они им так одержимы?" Мама Азата Мифтахова — о новом уголовном деле в отношении сына


Азат Мифтахов. Архивное фото
Азат Мифтахов. Архивное фото

В понедельник — 4 сентября — математик Азат Мифтахов должен выйти из колонии. Однако в тот же день ему предъявят новое обвинение — в "публичном оправдании терроризма" — и, вероятно, вновь отправят за решетку. Радио Азатлык поговорило с мамой политзаключенного и узнало, что она думает о сложившейся ситуации с ее сыном.

Аспиранта МГУ, уроженца Нижнекамска, математика Азата Мифтахова арестовали первого февраля 2019 года в Подмосковье. 18 января 2021 года Головинский районный суд Москвы признал его виновным в "хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору по мотивам политической ненависти с применением предметов, используемых в качестве оружия" (ст. 213 УК РФ), и приговорил его к шести годам лишения свободы. Весной 2022 года Второй кассационный суд сократил срок Мифтахову на три месяца.

По версии следствия, Мифтахов и его товарищи из общественного движения "Народная самооборона" разбили окно в офисе "Единой России" в московском районе Ховрино и бросили в помещение дымовую шашку. В результате разбилось стекло, на полу оплавился линолеум. Никто из членов "Единой России" не пострадал, материальный ущерб партия власти оценила в 48 тысяч рублей.

Азат Мифтахов не признал вину. Он сказал, что ничего противозаконного не совершал. Ранее Мифтахов заявлял о пытках со стороны полиции во время допросов.

Математика отправили в исправительную колонию №17 в Омутнинском районе Кировской области. Правозащитный центр "Мемориал" считает Азата Мифтахова политзаключенным.

Ученые со всего мира неоднократно выражали поддержку математику.


Математик Азат Мифтахов должен выйти из колонии в понедельник, 4 сентября, однако в тот же день, вероятно, его вновь арестуют. На днях стало известно, что против него возбудили новое уголовное дело — о "публичном оправдании терроризма" (часть 1 статьи 205.2 УК РФ).

Мать политзаключенного Гульнур Хусаинова рассказала Радио Азатлык, что о возбуждении нового уголовного дела она узнала из СМИ. На тот момент еще не было никаких официальных заявлений. Информация подтвердилась 29 августа, когда адвокат Светлана Сидоркина получила постановление ФСБ о возбуждении дела. Математика пытались допросить в качестве подозреваемого, но он отказался от дачи показаний.

Накануне, 31 августа, соратники Мифтахова рассказали, что новое уголовное дело связано с высказываниями о Михаиле Жлобицком, устроившем взрыв в архангельском ФСБ 31 октября 2018 года. Согласно лингвистической экспертизе, Мифтахов якобы выражал одобрение поступку Жлобицкого в разговоре с двумя свидетелями из числа заключенных. Математика также уведомили, что обвинение ему предъявят четвертого сентября.

Гульнур Хусаинова недоумевает, почему силовики решили возбудить это дело: "Я не могу ни понять, ни принять это. Что Азат им сделал, почему они снова к нему пристали".

— Мы все готовились к освобождению Азата из колонии. С мужем и женой Азата (Еленой Горбань "Idel.Реалии") договорились, что мы вместе на машине поедем его встречать. Сватья тоже сказали, что приедут. Решили, что они с моей дочерью, мамой и сестрами приготовят стол и будут ждать дома. В середине августа заговорили о возбуждении этого уголовного дела — я восприняла это как слух, но когда новость подтвердилась, была в шоке. Такое ощущение, что меня окунули в кипяток. Я не могу объяснить свое состояние, проревелась, но это не решило проблему, — рассказывает Хусаинова. — Я вернулась обратно в состояние 2019 года. Я была растеряна и не знала, куда податься. Страх взял верх. То же самое происходит и сейчас. Надежда давала силы жить — только я знаю, как я жила все эти годы. Теперь кажется, что крылья обрезали. Что делать?!

Гульнур Хусаинова
Гульнур Хусаинова

Мама Азата Мифтахова констатирует, что ее сын "сидит несправедливо", и не понимает, для чего силовикам нужно новое уголовное дело.

— Почему они так одержимы Азатом? Чего они боятся? У меня нет ответов на эти вопросы. Они действуют очень коварно. Специально все организовали ко времени, когда ребенок должен был выйти. Они знают, что у людей есть надежда. Я очень тяжело это переживаю. Неужели все мои планы рухнут?! — задается вопросом Хусаинова.

В последний раз она виделась с сыном в мае. На августовскую встречу должна была поехать жена Азата — Елена Горбань, но математика отправили в ШИЗО, в результате чего поездка отменилась.

Мифтахова поместили в штрафной изолятор 26 августа — это его третье выдворение в ШИЗО за год. Поводом к таким действиям администрации колонии становятся, как правило, пустяки. Так, математика отправляли в ШИЗО за то, что он якобы проигнорировал предупреждение тюремного надзирателя о времени уборки в камере (Мифтахов объяснял родственникам, что таких требований не предъявлялось), и за то, что у его тумбочки находился предмет, не указанный в списке. Математик пробудет в ШИЗО до 3 сентября.

— У него нет возможности там ни с кем разговаривать, ему не разрешают приносить книги, тетради и ручки. Он не может ни позвонить, ни написать нам. Там очень суровые условия. Кровать — это просто кровать, на ней без разрешения нельзя ни сидеть, ни лежать. Азата мучает головная боль, а когда он не выдержал, то ему влетело за это. Я не понимаю, за что так наказывают людей, чего они хотят добиться. Выходит, что это тюрьма в тюрьме. Он делился, что ШИЗО — это тяжелое испытание. Что он чувствует, о чем думает, какая помощь ему нужна — мы не знаем, — отмечает мама Мифтахова.

После освобождения сына она планировала показать его медикам.

— Так-то будто он хорошо выглядит, но у него выпали зубы, болят. Пища, которую они едят, безвитаминная и бесполезная. У него слабое здоровье. Он хотел привести его в порядок. Я готовилась отвести его к зубному, — продолжает Хусаинова. — Но одному Богу известно, как будет теперь. Я все еще надеюсь на лучшее, ведь если я потеряю надежду, то как жить? Мои близкие боятся и переживают за меня. В прошлом году я провела два месяца в больнице. Мне было очень плохо, я еле встала на ноги. Мои близкие боятся, что это повторится снова. А я должна быть сильной, несмотря ни на что. Я хочу увидеть своего сына. Если я смогу встретиться с ним, я должна придать ему сил.

Гульнур Хусаинова уточняет, что в воскресенье — 3 сентября — она со своим мужем и Еленой Горбань поедут в колонию в Кировскую область. Туда же должна приехать адвокат Светлана Сидоркина.

— Я мечтаю о том, чтобы это дело как открылось, так и закрылось, чтобы сын вернулся домой. Я очень тяжело переживаю происходящее. Я думаю об Азате, жизнь которого была разрушена. У него отобрали лучшие годы жизни и посадили в тюрьму. Ведь все это несправедливо. Я вытерпела, я ведь дождалась этого 4 сентября, но не знаю, как переживу, если дадут новый срок. Я успокаиваю себя тем, что мой ребенок все-таки жив и здоров, я могу с ним встретиться, а ведь чьи-то дети лежат под землей, — говорит Хусаинова.

Мама ученого отмечает, что об ее сыне в России стали говорить и писать меньше, чем в прошлые годы. По словам Хусаиновой, за последний год изменилась и ситуация, и люди. Требования об освобождении ученого исходят только от тех, кто покинул страну. В то же время женщина благодарна тем, кто оказывает финансовую поддержку Азату и его семье.

Завтра — 2 сентября — в нескольких городах мира пройдут акции в поддержку Азата Мифтахова.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG