Ссылки для упрощенного доступа

Споры вокруг храма и "городища Уфа II": в выигрыше — башкирская общественность и власть, в проигрыше — РПЦ


Макет реконструкции историко-археологического памятника "городище Уфа II"
Макет реконструкции историко-археологического памятника "городище Уфа II"

Решение Радия Хабирова приостановить строительные работы на месте предполагаемого нахождения "городища Уфа II" (есть версия, что городище — легенда — "Idel.Реалии") и до того, как в Уфе будет достроена мечеть "Ар-Рахман", стало неожиданным по нынешним временам разрешением разгорающегося конфликта.

Как это и было с шиханом Куштау, где власти приняли решение под давлением гражданского сопротивления, в данном случае можно говорить о победе, одержанной прежде всего башкирскими общественниками. Причем, двойной — как над вынужденными пойти им на уступки властями, так и над лоббистскими кругами РПЦ, которые настаивали на строительстве на этом месте православного храма, не считаясь с возражениями башкир.

Решению Хабирова предшествовали протестные акции башкирских общественников, и что еще на ранней их стадии за одну из своих протестных акций была в очередной раз лишена свободы Рамиля Саитова. А недавно с громким, резонансным обращением к руководству Русской православной церкви московского патриархата обратилась другая башкирская общественница Диля Биккуллова. И оно, это обращение, весьма показательно.

Фактически планы РПЦ построить православный храм в чувствительном для башкир месте спровоцировали травматические воспоминания о политике насильственной христианизации, которая проводилась Российской империей, в том числе на башкирских землях. С автором обращения можно не соглашаться в отдельных оценках, местами оно может показаться излишне резким, но контекст, который в нем описывается, позволяет понять — все это реакция на политику, которая тоже не отличается ни умеренностью, ни тактом.

Об этом шла речь совсем недавно, еще по горячим следам протестов, организованных православной общественностью в Москве против предполагаемого строительства мечети у водоема, который был объявлен "святым озером". И эта ситуация была не исключением из правила, а совсем наоборот — протесты против строительства мечетей в "русских" регионах происходят сплошь и рядом, и именно деятели РПЦ или тесно связанные с ней, часто становятся их зачинщиками. Поэтому, когда РПЦ в республике, которая в представлении ее титульного народа является исторической "мусульманской" землей, инициировала строительство православного храма на предполагаемом месте нахождения древнего городища "Башкорт", это вызвало именно те исторические ассоциации, что были перечислены в обращении Дили Биккулловой.

Будь это иначе, Радий Хабиров вряд ли бы принял то решение, которое в итоге принял. Будучи абсолютно прокремлевским политиком, как башкир, который в одно время находился в орбите башкирского национального движения (об этом рассказывал Айрат Дильмухаметов в своих воспоминаниях о нахождении башкирских студентов в Турции), он все-таки понимает чувства своих соплеменников лучше, чем Андрей Назаров, который как считается, инициировал строительство православного храма в таком месте. Поэтому, Радий Хабиров, как это было и с протестами в Куштау, видимо, почувствовал, что ситуация становится взрывоопасной и решил погасить разгорающийся конфликт.

Приняв решение о заморозке строительства православного храма до того, как будет построена главная уфимская мечеть, он почти одновременно с этим сделал еще один жест в сторону башкирской общественности — возложил цветы памятнику соратника Емельяна Пугачева, башкирскому борцу за свободу Кинзе Арсланову. Что является определенным отклонением от набирающей обороты имперской исторической политики, в рамках которой борцы за национальную свободу воспринимаются как негативные персонажи.

В выигрыше в этой ситуации осталась башкирская и шире мусульманская общественность, сумевшая добиться символического успеха. В тактическом выигрыше оказался и Хабиров, сумевший остановить разрастающийся конфликт и, вероятно, поднять свой сильно упавший в глазах башкирской общественности рейтинг. А вот РПЦ в Башкортостане понесла имиджевое поражение, что с ней на территории господства "русского мира" случается нечасто.

Харун (Вадим) Сидоров — докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России. На протяжении многих лет взаимодействует с башкирскими общественными и научными деятелями, автор множества публикаций по региональной проблематике.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG