Ссылки для упрощенного доступа

"Это каминг-аут": берег Казанки застраивают ради саммита БРИКС


Общий вид высоток, которые должны появиться на берегу Казанки.
Общий вид высоток, которые должны появиться на берегу Казанки.
У моста "Миллениум" к саммиту БРИКС, который Россия планирует провести в Казани в октябре 2024 года, появятся две гостиничные высотки. Таким образом разрешилась главная казанская интрига минувшего лета — что и для чего строят на берегу Казанки с многочисленными нарушениями; и почему различные госорганы, фиксируя эти нарушения, не в состоянии ничего сделать с застройщиком. Двумя высотками дело не ограничится. Всего застройщик планирует поставить там пять "свечек". Казанские экоактивисты преимущественно восприняли проект негативно. По их мнению, это перечеркивает изначальную Стратегию развития Казанки, предполагавшую, что пешеходные и велосипедные дорожки будут проходить вдоль реки исключительно по "зелёной зоне". Из других минусов проекта, по мнению активистов и урбанистов, — колоссальные пробки, которые появятся у моста "Миллениум", и "берегоукрепление" в виде бетонных набережных, которое препятствует самоочищению реки.


Официальные объяснения, что за объект возводят на берегу Казанки и почему ему дан зеленый свет, несмотря на многочисленные нарушения, последовали вечером 4 октября в Казанской ратуше, где московский архитектор Сергей Скуратов презентовал концепцию многофункционального комплекса у моста "Миллениум" президенту РТ Рустаму Минниханову и мэру Казани Ильсуру Метшину.

Скуратов уже давал разъяснения татарстанским СМИ летом 2023 года. Правда, тогда он не раскрыл всех карт, сообщив, что проектирует "многофункциональный комплекс" для компании татарстанского олигарха Равиля Зиганшина. О том, что это будут в первую очередь гостиничные высотки, которые необходимо построить к саммиту БРИКС, стало известно уже после презентации. Впрочем, двумя высотками дело не ограничится. Всего на намывном берегу между въездом на мост "Миллениум" и уже существующей гостиницей "Ривьера" их должно появиться пять. Четыре будут высотой по 65 метров; одно планируют сделать стометровым.

Один из видов будущего комплекса. Так всё выглядит на бумаге.
Один из видов будущего комплекса. Так всё выглядит на бумаге.
Отели будут четырёх- и пятизвёздочными. Здания будут стоять на общем стилобате (то есть верхней горизонтальной плоскости цоколя) с пешеходной зоной, площадью, торговым центром, ресторанами, конференц-залами, под которыми разместят парковку на 500 автомобилей. Архитектор обещает, что к Казанке будет организован поэтапный спуск в виде озелененных террас. Архбюро Sergey Skuratov Architects подготовило к презентации эскизы, которые дают примерные представления о будущем объекте. В основном это общие виды. Забегая вперёд, отметим, что опрошенным "Idel.Реалии" спикерам не хватило этих рендеров для более полной оценки проекта. На эскизах оказалось мало детализации.

Две первые гостиницы, которые руководство Татарстана планирует получить от застройщика уже в 2024 году, должны будут принять часть гостей очередного саммита БРИКС, который по решению президента России Владимира Путина должен состояться в Казани в октябре следующего года. На нём ожидают представителей 26 государств. Руководство Татарстана уверено, что существующего в городе номерного фонда на всех гостей Казани осенью 2024 года не хватит.

При этом, как уже рассказывали "Idel.Реалии", в сентябре Госстройнадзор признал комплекс, который возводит на Казанке зять Равиля Зиганшина, "самовольной постройкой". Более того, контрольный орган направил в адрес исполкома Казани "уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия мер в рамках полномочий". Из документа прокуратуры Татарстана, в котором говорится об этих фактах, можно сделать вывод, что под "принятием мер" понимается обращение с иском в суд с требованием снести самовольную постройку. Аналогичный иск к структурам, аффилированным с Равилем Зиганшиным, уже рассматривается в арбитраже с минувшей весны. Речь о цепочке из десяти трёхэтажных гостевых зданий, которые Зиганшин планировал построить ещё к Универсиаде 2013 года в Казани. Стройплощадка, где строят отели к саммиту БРИКС, примыкает к участку с долгостроями.

Несмотря на то, что формально новым строительством занимается АО "КВАРТ", которое принадлежит зятю Зиганшина Тимуру Зайнутдинову, мало сомнений в том, что в конечном итоге руководит стройкой сам олигарх. По этой причине с начала 2010-х Зиганшина считали в Татарстане ещё и одним из "королей госзаказа" — ему доставались наиболее масштабные проекты. Например, реконструкция берегоукрепительных сооружений в Казани и строительство "Иннополиса" в Верхнеуслонском районе республики. Позже он вышел на федеральный уровень: строил стадионы к ЧМ-2018 по футболу в Саранске и Самаре, а также космодром "Восточный". В 2021-2022 гг. стало известно, что Зиганшина заподозрили в налоговых махинациях на миллиарды рублей — олигарх ненадолго ушёл в тень. Но минувшим летом — в начале нового строительства у "Миллениума" — Зиганшина заметили у ворот стройки вместе с Миннихановым.

"Ничего подобного стратегией не предполагалось"

Вид с воды.
Вид с воды.

Проект уже вызвал критику казанских экоактивистов. По их мнению, он противоречит ключевой идее Стратегии развития Казанки, которую Рустам Минниханов одобрил в 2020 году. Тогда речь шла о создании каскада природных парков, который позволил бы горожанам передвигаться вдоль берегов реки, не покидая зелёной зоны. Тем не менее защитники природы надеются, что про пешеходные и велосипедные дорожки проектировщик с застройщиком при реализации проекта не забыли.

— Наибольшее возмущение у меня вызвала фраза, появившаяся в публикации "Бизнес онлайн" о том, что "проект встроен в Стратегию развития Казанки". Ничего подобного концепцией не предполагалось, я детально изучал все идеи и предположения ребят, которые в ней работают, — прокомментировал "Idel.Реалии" экоактивист и один из внештатных экспертов Стратегии развития Казанки Тимур Ескараев.

По его словам, он довольно часто защищал команду Стратегии развития Казанки от нападок со стороны скептически настроенных горожан, но спустя почти пять лет их работы очевидно: никаких новых запланированных парков вдоль Казанки так и не появилось, а угроз реке за последнюю пару лет, напротив, существенно прибавилось.

— Там собралась хорошая команда. И я всегда старался опровергать комменты, что этот проект существует исключительно для прикрытия, чтобы чиновники и девелоперы могли продолжать осваивать бюджеты. Но теперь, когда прямым текстом заявляется, что новые высотки на Казанке уже вписаны в Стратегию развития Казанки… Если урбанисты из команды Стратегии действительно так сделали, это каминг-аут, — подытоживает эксперт.

Правда, надеется Ескараев, к полному разрыву пешеходной и велосипедной связи на правобережье Казанки это не приведёт, потому что архбюро Скуратова предусмотрело соответствующие дорожки для передвижения по берегу.

"Миллениум встанет после постройки всего этого"

Урбанист и велоактивист Тимур Апелов настроен более оптимистично. Уже сейчас, говорит он, у проекта имеется несколько очевидных плюсов. Одним из них он считает эффектный вид.

— Он создаёт новую знаковую точку в Казани. Те рендеры, которые есть, смотрятся неплохо. В целом выглядит эффектно. Это новая точка роста города. Район ещё больше укрепляет свой статус как новый центр Казани, — считает Апелов.

Однако урбанист, вынося такую оценку, сразу предупредил, что не берёт в расчёт всю предшествующую реализации проекта историю, связанную с засыпкой реки.

Ещё одним плюсом, по его мнению, является тот факт, что проект реализуется на "нейтральной" территории — между парком Горизонтов, спроектированным Мишелем Пена, и парком "Спортивный". Причём, судя по эскизам, залив у центра семьи "Казан", который власти пытались засыпать ещё в 2022 году, решено оставить в покое.

Общий вид с высоты птичьего полёта. Наверху ближе к центру с правой стороны можно заметить залив, которые власти пытались засыпать в 2022 году.
Общий вид с высоты птичьего полёта. Наверху ближе к центру с правой стороны можно заметить залив, которые власти пытались засыпать в 2022 году.

— В таком виде этот проект не сильно вредит Стратегии развития Казанки в плане обустройства парков. Но в той части, что здесь неизбежно появятся бетонные берега, конечно, он вредит. Надеюсь, проектировщики догадаются сделать спуски к воде и найдут место для велосипедных и пешеходных дорожек. Но по рендерам много не скажешь, будем ждать более детальных проектов. С воздуха всё выглядит красиво, а с земли один из видов — две гостиничные высотки и какой-то узкий тротуар, набитый пешеходами... Это выглядит, мягко говоря, непропешеходно. Если мы хотим избежать таких видов, нужно работать совместно с бюро Скуратова, обсуждать, давать свою оценку. Попробую обратиться к проектировщикам — может быть, получится донести свои идеи, — говорит Апелов.

При этом, по словам урбаниста, непонятно, как будет выглядеть участок с двумя построенными высотками, учитывая, что в перспективе к ним должны добавиться ещё три.

— Наверное, это будет не самый приятный вид, если гости саммита БРИКС будут созерцать стройплощадку, где продолжается возведение оставшихся зданий, — рассуждает Апелов.

Ещё одним узким местом проекта как в прямом, так и в переносном смысле, по мнению обоих активистов, является загруженность двух ключевых магистралей на этом участке — моста "Миллениум" и улицы Сибгата Хакима. Пробки там образуются регулярно уже сейчас.


— "Миллениум" встанет после постройки всего этого, помяните моё слово, — подытоживает Тимур Апелов, говоря, что без строительства новых развязок не обойтись.

"Получение выгоды под видом добродетели"

Резко негативно воспринял проект экоактивист Марат Газизуллин.


— Само слово "стратегия" предполагает план выстраивания. А тут получаются подстраивание и пиар коммерческих объектов около Казанки. При одних инвесторах стратегия одна, завтра при других она станет другая. Это болтовня на руинах того, что они якобы защищают, — негодует Газизуллин.

По словам экоактивиста, он видит, как за счёт Казанки сейчас реализуется "гринвошинг". Так называется форма маркетинга, которая используется сомнительными производителями для создания имиджа экологически ориентированной компании и последующего продвижения "под зеленым прикрытием" своих идей, которые к защите природы отношения не имеют.

— Делаются усилия в популяризации локации, но не делается ничего действенного в защиту этих локаций. Изначально в рамках Стратегии пиарились парки, зелёный каркас реки Казанки… А тут, получается, просто очередное освоение локации с выгодной маржой. Это и есть "гринвошинг", получение выгоды под видом добродетели, — подытоживает Газизуллин.

По мнению экоактивистов, строительство огромного гостиничного комплекса на берегу несёт в себе ещё один риск. Это будет одноразовым сооружением, считают они, построенным специально для саммита БРИКС, которое впоследствии просто не окупится.

Подобная история в городе произошла с футбольным стадионом "Казань Арена" на 45 тысяч зрителей. Его начали строить на намывных территориях, где изначально мэрия планировала создать экопарк "Островки Казанки". Объект сыграл свою роль при проведении Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по футболу, но впоследствии выяснилось, что содержать столь огромное сооружение хлопотно, а идей для проведения на стадионе других масштабных мероприятий у города и республики нет. В результате "Казань Арену" переименовали в "Ак Барс Арену", передав её в распоряжение крупнейшего татарстанского банка "Ак Барс".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG