Ссылки для упрощенного доступа

На Набиуллиной чуть не поставили крест: новый приступ исламофобии на фоне попыток представить себя "защитниками мусульман"


Купюра 1000 рублей с символом Казани
Купюра 1000 рублей с символом Казани

О скандале вокруг проекта новой 1000-й купюры рассуждает Харун (Вадим) Сидоров. За неделю публичное заочное обсуждение успело выйти в межконфессиональную плоскость.

Бдительные "защитники православия" устроили скандал из-за проекта новой 1000-рублевой купюры, представленной Центральным Банком России. На ней изображен один из видов Казани со стоящими по соседству зданиями Музея истории и башни Сююмбике. Однако "православная общественность" обнаружила, что башню венчает полумесяц, а вот на музее, который выглядит как православная церковь, креста нет.

"Вы что там, товарищи, совсем страх потеряли? На новой купюре в 1000 рублей изображаете минарет с полумесяцем, а купол православного храма без креста. Не играйте с огнем", — пригрозил священник Павел Островский. К нему присоединились многочисленные комментаторы, высказавшиеся в том же духе, а члены движения "Сорок сороков" и вовсе потребовали от Генеральной прокуратуры и Следственного комитета проверить сотрудников Центрального Банка, ответственных за разработку проекта купюры, на возбуждение ненависти и унижение достоинства православных и граждан русской национальности.

Наконец, высказался и официальный представитель Московского патриархата по связям с общественностью и СМИ Владимир Легойда.

"Полагаю, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно. Чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть. Да и просто не должно быть", — заявил он. После чего руководство Центрального Банка сообщило о том, что берет вызвавший бурные дискуссии проект купюры на доработку и что в таком виде, как сейчас, он выпущен не будет.

Так что это было? Неужели действительно желание Центрального Банка, руководителю которой по такому случаю многие припомнили, что она Эльвира Набиуллина, возвысить образ "татарского ислама" над образом "русского православия"?

Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять, о чем вообще в данном случае идет речь, что это за здания и как так получилось, что на одном из них есть полумесяц (кстати, символ больше культурный, чем религиозный, так как каноническим исламским символом он не является, а некоторыми пуристскими мусульманами и вовсе отвергается), а на другом, выглядящем как церковь, нет креста. Это объяснил в своем блоге казанский краевед и православный русский человек Марк Шишкин.

"На 1000-й купюре изображена русская сторожевая башня, построенная русскими людьми для защиты от нападений на Казань в начале XVIII века. Кто тогда мог атаковать Казань? Башкиры, сопротивлявшиеся русской экспансии. Русские повстанцы типа тех, что в Астрахани или булавинцы с Дона. Союзные силы кочевников и мятежных казаков, типа тех, что устроили Большой кубанский погром на правом берегу Волги в 1717 году. Почему на башне полумесяц? Потому что весь XIX век русские же краеведы пытались доказать, что это последняя ханская постройка. А у татар было предание, что под башней похоронен кто-то важный. Исходя из этой логики, полумесяц там впервые установили еще в 1918 году, а второй раз в 1993 году. Связали башню с именем ногайской правительницы Казани Сююмбике русские же авторы. И русские же авторы, начиная с Хераскова, сделали из Сююмбике экзотическую литературную героиню", — отметил он.

Он также добавил, что Русская сторожевая башня стоит между ханским мавзолеем и разрушенной ханской мечетью.

"Рядом же стоит дворцовая церковь, которая сейчас без креста, потому что в ней музей. Как без шумной дискуссии вернуть в эту церковь — церковь, потому что многие захотят туда же вернуть мечеть? — это большой вопрос. Поэтому музей. Полумесяц на башне сейчас объясняют не преданиями о Сююмбике, а именно расположением на этом месте древней мечети и мавзолея. Мы в Казани жить в этой мешанине смыслов попривыкли. Те, кто с нашей спецификой не знаком, видят в этом подвох и страшный ужас", — заключил Шишкин.

Со своей стороны муфтий Татарстана Камиль Самигуллин указал на то, что башня изображена с полумесяцем, потому что он на ней есть в реальной жизни, а здание музея в бывшей церкви изображено без креста, потому что в реальной жизни его там нет.

"Нелогично ставить крест там, где его нет, и убирать месяц оттуда, где он есть", — отреагировал он.

По мнению Самигуллина, весь этот скандал представляет собой проявление односторонней ненависти к мусульманам, потому что "есть и другие купюры, где есть крест, но нет полумесяца", и это всех устраивает.

"Неприязнь приведет к тому, что на небо запретят смотреть — там тоже полумесяц", — иронизировал муфтий.

Сторонники религиозного паритета могли бы поспорить с этим мнением как с игнорирующим уязвленные чувства православных. Однако буквально за несколько дней до этого скандала некоторые его зачинщики активно раздували еще один, где чувства православных не затрагивались вообще никак. Поводом для него стало то, что сертифицирующими для мусульманского рынка продукты питания органами шоколад "Аленка" и конфеты "Птичье молоко" были признаны "халяль", то есть дозволенными для употребления религиозно практикующими мусульманами.

"Теперь иностранные специалисты, приезжающие в страну в качестве мигрантов, а также местные представители ислама смогут в свое удовольствие лакомиться такими сладостями, как шоколад "Аленка", "Бабаевский", а также конфетами "Птичье молоко", "Грильяжные" и другими вкусностями. Заметим, что орган по сертификации продукции "Роскачество-Халяль" зарегистрирован в мае текущего года. Неоднозначно воспринятая нашими гражданами тенденция по адаптации российского общества к требованиям ислама и его представителей становится особенно навязчивой в последние месяцы", — так отреагировал на эту новость тот же самый провластный проект Readovka, который раздувал скандал вокруг проекта новой купюры и был замешан уже не в один скандал в связи с "исламизацией", в частности в Татарстане.

Показательно, что эта параноидальная исламофобия, причем, со стороны абсолютно провластных кругов разворачивается в России одновременно с попытками Кремля, спекулируя на трагедии в секторе Газа, позиционировать себя в мире чуть ли не как защитника мусульман. Не менее показательно, что Эльвире Набиуллиной, которая на фоне провалов российской армии сумела удержать российский финансовый сектор на плаву, в подобных случаях вменяют чуть ли не крипто-исламизм лишь из-за ее фамилии и этнического происхождения. Это наглядная иллюстрация того, что страна, которая не готова принять один из исторически-коренных для нее культурных компонентов, может использовать его вовне исключительно в манипулятивных целях.

Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

На протяжении многих лет взаимодействует с татарскими и башкирскими общественными и научными деятелями, автор множества публикаций по татарской и башкирской проблематике.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG