Ссылки для упрощенного доступа

Самурай убил Артиста: об изнанке башкортостанских добробатов


Уфа. Церемония отправки добровольческого полка "Башкортостан" на войну в Украину, июнь 2023 года
Уфа. Церемония отправки добровольческого полка "Башкортостан" на войну в Украину, июнь 2023 года

Троих разыскиваемых по подозрению в убийстве военных из Башкортостана нашли мертвыми. Их мог убить собственный командир. Последнего и его водителя (он признался в преступлении) задержали. Однако официальные власти республики ничего об этом не говорят. Докторант этнологии Карлова Университета (Чехия) Харун Сидоров считает, что замалчивание — это новая информационная политика наместников Москвы в Башкортостане.

"Самурай" убил "Артиста" — к сожалению, это не начало анекдота и не сюжет комикса, а реальная история из жизни добровольческих батальонов пока еще российского Башкортостана. История о том, как командир (!) одного из них вместе со своим водителем закидал гранатами, а потом сжег тела троих своих сослуживцев. Новость, которая скупо промелькнула в информационном потоке "более важных" событий республики, чьи власти создали настоящий культ так называемых "шаймуратовцев".

На все это в своем недавнем видео обратил внимание Руслан Габбасов — глава Комитета башкирского национального движения за рубежом. В своем разборе этой проблемы он перечислил многочисленные случаи убийств, самоубийств, избиений сослуживцев и вымогательств у них, дезертирств в башкортостанско-российских добробатах (стоит напомнить, что есть и башкирские добровольцы, воюющие за независимость от России), которые замалчиваются колониальными властями и СМИ. Габбасов указывает на то, что ни по одному из этих случаев депутаты Госсобрания (Курултая) не потребовали провести проверку или отправить комиссию, которая могла бы провести соответствующее расследование на месте.

Между тем, если бы московские наместники в республике всерьез воспринимали бы свою же пропаганду, они вели бы себя иначе. Потому что та чуть ли не "священная война", которой для башкортостанцев была представлена "СВО", требует совсем другого морального настроя ее участников, нежели тот, который можно наблюдать, опираясь на эти случаи. Если же необходимый для такой войны настрой начинает ставиться под сомнение — причем не раз и не два, а уже системно — то руководство такой армией (в данном случае кураторы добровольческих батальонов) и вовлеченное в эту войну общество обычно начинают серьезное и откровенное обсуждение того, что идет не так и как это можно исправить. Как это, кстати, происходит в той же Украине, когда нечто подобное становится достоянием широкой общественности, порождая нелицеприятные обсуждения и кадровые выводы на соответствующих уровнях.

Показательна в этом смысле уже разбиравшаяся история со "спасением" Радием Хабировым рядового Булатова. Ее пиаровский характер был отмечен еще тогда, однако в тот момент трудно было предположить, что даже в собственном пиаре республиканскому руководству не хватит воли проявить последовательность. Ведь если бы она была, дело Булатова, дезертировавшего из-за побоев, было бы взято на контроль, надлежащим образом расследовано, и из него были бы сделаны выводы. В таком случае, во-первых, это объективно усилило бы "СВО" (чего автор этих строк нисколько не желает), из которой военнослужащие бегут от поборов и побоев со стороны своих же; а во-вторых, представило бы Радия Хабирова как строгого и эффективного руководителя, способного решать проблемы своих земляков, а заодно и российской армии (чего автор этих строк опять же не хотел бы).

Однако в итоге дезертир от побоев Булатов, поверивший в публично данные ему Хабировым гарантии, повесился — и явно не от хорошей жизни и не от заботы о нем главы республики. Даже с пиаровской точки зрения это катастрофический провал, а объективно — ярчайшая иллюстрация того, что провозглашающие "СВО" священной для башкир и других народов республики войной сами воспринимают свои лозунги не иначе как фарс.

Все это объясняет и те выводы, которые в упомянутом видео делает Руслан Габбасов. Несмотря на пафосную картинку отправки добровольческих батальонов на "СВО", сегодня в них практически прекратили записываться молодые башкортостанцы, способные получить через интернет информацию о том, что в них происходит и как к ним реально относится республиканская власть. Идут в них в основном люди преклонного возраста — либо зомбированные пропагандой, либо раздавленные материальными проблемами и пытающиеся таким образом поправить положение: если не свое лично, то своих семей после их смерти.

Отсюда, видимо, и контраст между торжественным освещением республиканскими СМИ их отправки на "СВО" и замалчиванием того, что там с ними потом происходит. Причем не только от столкновения с военным противником, но и от натурального беспредела в собственных рядах. Такая вот "священная война" для башкирского и других народов республики.

Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

На протяжении многих лет взаимодействует с татарскими и башкирскими общественными и научными деятелями, автор множества публикаций по татарской и башкирской проблематике.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG