Ссылки для упрощенного доступа

"Примитивный прием". Айсин — о попытке Латыниной связать погромщиков в Махачкале со сторонниками деколонизации


Местные жители во время пропалестинского митинга в аэропорту Махачкалы после прибытия регулярного рейса из Тель-Авива. Махачкала, Дагестан, Россия
Местные жители во время пропалестинского митинга в аэропорту Махачкалы после прибытия регулярного рейса из Тель-Авива. Махачкала, Дагестан, Россия

Татарстанский политолог Руслан Айсин не согласен с мнением публицистки Юлии Латыниной, которая связала агрессивные акции в дагестанской столице с движением за деколонизацию. Татарстанец считает, что журналистка подменяет понятия с целью дискредитации идеи деколонизации применительно к России.

Известная публицистка Юлия Латынина отреагировала на погромы в махачкалинском аэропорту следующим твитом: "Одного не понимаю: а почему, собственно, "деколонизаторы" недовольны погромом в Махачкале. Деколонизация так и выглядит. Во всех странах. Если смотреть на нее, конечно, не через очки читателя "Гардиан".

Латынина — стойкий критик дискурса деколонизации и ярый сторонник идеи империализма как благой сущности. Вообще, представители российской оппозиции часто странным образом вписываются в эти нарративы путинской системы. Они против самоопределения народов внутри Российской Федерации, хотя это один из основополагающих принципов движения демократизации. Не только отдельные личности имеют базовые права на свободу, развитие, образование, сохранение идентичности, но и целые сообщества, народы.

Тут мы видим нарочитую попытку подмены понятий. Желание связать бунт в Дагестане с таким презентабельным и теоретически хорошо оформленным движением деколонизации. Хотя здесь нет никакой общей базы. Участники событий в аэропорту Махачкалы не выдвигали никаких лозунгов или требований, связанных с деколонизационным проектом. Это разные плоскости.

Но Латынина раз за разом выстраивает одну и ту же линию, что все, кто выступает за самостоятельность республик в составе РФ, освобождение от диктата Москвы, против грабежа центра — это какие-то дикари. Такой вот примитивный психологический прием.

В североамериканских колониях Британии, впоследствии оформившихся в независимые США, которые Латынина считает образцом демократии, к примеру, за вооруженным восстанием местного населения от политической привязки к Лондону и Декларацией независимости последовал процесс принятия конституций во всех тринадцати колониях. Словно синхронизированный акт общей воли к обретению суверенности. Хронология достаточно чёткая: восстание против метрополии, борьба за независимость, а это ничто иное, как основание самой свободы и создание states.

Декларацию независимости, первую в истории декларацию прав человека, подписали 56 представителей 13 штатов, узаконившие тем самым создание нового государства — впоследствии оно было названо Соединенными Штатами Америки. Группу, составлявшую текст Декларации, возглавил юрист и политик Томас Джефферсон. Среди идеологов Декларации был типограф-самоучка, дипломат и почетный доктор права ведущих университетов мира Бенджамин Франклин. Один из первых подписантов, Джон Адамс, стал и одним из первых американских президентов, который еще тогда, в июле 1776 года, в письме жене утверждал, что этот день станет величайшим событием истории и великим праздником американцев.


Республики в составе России, их более двадцати, также имеют все основания пройти аналогичный путь борьбы за освобождение и обретение тела и духа суверенности. Отсюда может возникнуть конфедеративная полития свободных народов. Без диктата Москвы. Москвацентричность должна быть отменена как отжившая себя и преступная политическая сущность.

Вот к чему призывают представители широкого деколонизационного движения народов. Без освобождения не будет поступательного цивилизованного развития. Страны Балтии тому прекрасный пример. Москва тянет всех на дно, развязывает войны и совершает военные преступления. С этим Латынина хочет нас оставить, это в ее понимании норма? Может, это "деколонизаторы" развязали войну против Украины, Грузии, Сирии? Они привели к тому, что Россия получила красную карточку от мирового сообщества и теперь ассоциируется с варварством и убийцами ЧВК "Вагнер"?

Уж лучше мирно разойтись и отмежеваться от этого гниющего и ядовитого политического тела!

Но российские имперцы, как бы витиевато и оксюморонно ни звучало это словосочетание (оно отображает существо их сознания), игнорируют эти неудобные исторические аналогии. Они, судя по всему, просто хотят отполировать путинизм и чтобы "все было, как при бабушке", таким заявлением начал свое правление российский император Александр I, принявший участие в убийстве отца — Павла I.

Российский либерализм — столь причудливое и гибридное явление, не сходящееся своими силовыми линиями с классическим англо-французским либерализмом, что его тяжело фундаментально и научно классифицировать. Он какой-то не оперирующий категориями внятности. Романовская Россия, Советский Союз, путинская "суверенная демократия" — суть имперские диктатуры, силой загнавшие различные народы в эту тюрьму.

Впрочем, колониализм — более широкое явление, чем принято считать. Это не всегда про захват и удерживание территории-ареала проживания иных этнических групп и цивилизационных единиц. Колониальность сознания имеет протяженность во времени. Она институтализирована под видом культурной доминации, экономической, риторической, политической, оправдывая эту гегемонию необходимостью преодоления якобы "отсталости", "варварства", "традиционализма" и так далее.

Этим же методом оперирует Латынина и ее единомышленники, говоря, что есть только одна положительная движущая сила — цивилизаторская и прогрессивная роль Москвы. Завоевания — добровольные присоединения. Грабеж народов и территорий — это совместное использование ресурсов. А если империя развалится, то нас ждет хаос и беспредел. Однако упускается из виду то, что Москва использует этот же прием, чтобы объяснять населению свою жестокость и диктат.

Вот если убрать эту диктатуру, разобрать ее на составные части, тогда и источника угроз миру и своему же населению не будет. Формула простая. Но действенная.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции, публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG