Ссылки для упрощенного доступа

"Баймакское дело": могут ли обвиняемые и осужденные рассчитывать на амнистию?


Баймак, 17 января 2024 года. Скриншот оперативной съемки (из материалов уголовного дела)
Баймак, 17 января 2024 года. Скриншот оперативной съемки (из материалов уголовного дела)

В начале февраля несколько родственников фигурантов "Баймакского дела" обратились к председателю российской Госдумы Вячеславу Володину с просьбой инициировать процесс амнистии к 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Это уже не первое подобное обращение жителей Башкортостана в федеральные органы власти. Опрошенные "Idel.Реалии" правозащитники и политологи скептически оценивают возможность объявления амнистии по политическим делам, отмечая, что в условиях войны с Украиной Кремль стремится всё больше закручивать гайки и "больше всего боится любой гражданской активности в тылу".

"ВЫПУСТИТЕ ВСЕХ ЗАДЕРЖАННЫХ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В СИЗО, И ПРЕКРАТИТЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА"

Четвертого февраля свыше десяти родственников фигурантов "Баймакского дела" опубликовали видеообращение к председателю российской Госдумы Вячеславу Володину с просьбой инициировать объявление амнистии в связи с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.

— 165 детей ждут своих отцов дома, — заявили родные обвиняемых. — Мы требуем объявить амнистию нашим детям сыновьям, мужьям. Мы надеемся, что вы проявите свою принципиальность и инициативность принятия Госдумой постановления об амнистии, выпустите всех задержанных, которые находятся в СИЗО, и прекратите уголовные дела.

Семнадцатого января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала активиста Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.

На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.

После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали около 80 человек.

Ранее — в конце января — аналогичное обращение к Володину опубликовал активист из Хайбуллинского района Башкортостана Буранбай Аскаров. Кроме того, 17 января несколько родственников фигурантов "Баймакского дела" посетили приемную администрации президента России в Москве, Генпрокуратуру РФ и записались, по их словам, на личный прием к Владимиру Путину и Вячеславу Володину.

"Также посещали Госдуму и оставили обращение в каждые пять фракций с надеждой, что они проведут депутатское расследование по "Баймакскому делу", — рассказала жена одного из обвиняемых Наркас Нигаматова. — Мы очень надеемся, что нам помогут разобраться в этом деле, так как нам очень тяжело без наших мужей, многие из них являлись единственными кормильцами в семье. Я считаю, что пока идут судебные процессы, мы должны бороться за справедливость, за наших мужей до полного освобождения, не сидеть сложа руки, ведь мы в первую очередь думаем о будущем наших детей".

ПРЕЦЕДЕНТЫ

— Амнистии объявлялись Госдумой и применялись в особых случаях, таких как юбилейные даты или другие значимые события, — отметил юрист правозащитного проекта "ОВД-Инфо" Евгений Гордиенко. — Они касались разных категорий заключенных, включая социально уязвимых граждан, несовершеннолетних, обвиняемых по политическим мотивам, ветеранов и участников конфликтов.

Если брать категорию только политических заключенных, в том числе осужденных по обвинениям в массовых беспорядках, то амнистия в их отношении объявлялась лишь раз. Так, 19 декабря 2013 года Госдума объявила амнистию в связи с 20-летием со дня принятия Конституции РФ. Были освобождены в том числе двенадцать фигурантов "Болотного дела", участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова, а также активисты Greenpeace, которые проводили акцию против добычи нефти в Арктике на платформе "Приразломная" в Печорском море.

В 2020 году ожидаемая амнистия в связи с 75-летием победы в Великой Отечественной войне так и не была объявлена. В конце января 2025 года пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что "никаких решений о проведении в 2025 году амнистии по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне пока не было".

Это далеко не первые подобные обращения жителей Башкортостана в федеральные органы власти. Так, в апреле прошлого года председатель общественного движения "Патриоты Башкортостана" Сагит Исмагилов предложил депутатам Госдумы от республики инициировать постановление парламента об амнистии участников протеста в Баймаке.

Один из башкортостанских активистов ("Idel.Реалии" не могут назвать имя собеседника из-за закона о "нежелательных" организациях в России) рассказал "Idel.Реалии", что депутаты Госдумы РФ от Башкортостана "просто проигнорировали обращения к ним".

— Никаких ответов от них не было, — сказал активист. — Единственное, Эльвира Аиткулова (депутат Госдумы РФ от Башкортостана, член фракции "Единая Россия""Idel.Реалии") в своем ответе Буранбаю Аскарову сообщила, что она "как депутат не имеет права вмешиваться в следственные действия". Хотя от неё просили не "вмешиваться", а инициировать процесс амнистии. Добавлю, что она была обязана хотя бы рассмотреть этот вопрос в думском комитете — тем более, что она не только депутат, но и председатель президиума "Всемирного Курултая башкир". А, как всем известно, задержанные по "Баймакскому делу" — практически все башкиры.

Собеседник "Idel.Реалии" также заявил, что активисты "не оставят попыток добиться амнистии": "Родственники обвиняемых уже ездили в Москву на прием в федеральные органы власти — и будут ездить ещё. Мы будем продолжать это дело; тем более, что праздник восьмидесятилетия Победы уже вот-вот наступит".

По словам активиста, республиканские власти в этом вопросе "по-прежнему не оказывают никакого содействия".

— Они всячески препятствуют нашим поездкам в Москву. В частности, Буранбая Аскарова местные полицейские совместно с сотрудниками Центра "Э" и ФСБ пытались задержать — составили на него протокол по выдуманным основаниям, чтобы он не успел на московский самолет из Уфы. Но он всё равно успел, сев на московский рейс из Магнитогорска.

Активист также рассказал, что власти в районах по-прежнему "пытаются повлиять на родственников обвиняемых, чтобы они не ходили, не ездили туда-сюда": "Если же с амнистией не получится, тогда остается последнее — помилование от президента страны".

"ВСЕ СИГНАЛЫ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ДАЕТ ВЛАСТЬ, НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ЕЁ НАМЕРЕНИИ ПРОЯВИТЬ КАКОЙ-ТО ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ"

"Idel.Реалии" спросили правозащитников и политологов, стоит ли башкортостанским общественникам и родственникам фигурантов "Баймакского дела" надеяться на объявление амнистии.

— Очень хотелось бы ошибиться, но мне кажется, что все сигналы, которые сейчас дает власть, не свидетельствуют о её намерении проявить какой-то показательный гуманизм и провести амнистию, — сказала сотрудница проекта "Поддержка политзаключённых. Мемориал" Анна Каретникова. — Последние амнистии были в довольно "вегетарианские" времена — в 2013-м и 2015 годах, когда действительно освободили некоторых фигурантов "Болотного дела". Но и эти амнистии были очень сильно урезаны в сравнении с тем, что предлагали правозащитники — и процент вышедших на свободу был в итоге очень и очень мал. Сейчас же власти уже придали "Баймакскому делу" политическую окраску и менять эту оценку не будут. Не для того они всех сейчас сажают, чтобы потом их выпустить.

Анна Каретникова. Архивное фото
Анна Каретникова. Архивное фото

Правозащитница также уточнила, что само решение о такой амнистии властям "было бы трудно осуществить": "Амнистировать людей в одном регионе — это значит вызвать недовольство, непонимание в других регионах, где были уголовные дела о массовых беспорядках: например, в Ингушетии, в Дагестане".

Отдельно Каретникова подчеркнула, что "трудно будет даже найти влиятельного лоббиста такой амнистии на федеральном уровне".

— Сейчас кто-то начнет лоббировать эту амнистию — а его обвинят в поддержке башкирского национализма, да еще скажут, что за это Украина заплатила. Те же правозащитники сейчас опасаются лишнее движение влево-вправо сделать. Все безумно боятся.

Находящийся в эмиграции российский политолог Александр Морозов заявил "Idel.Реалии", что "сегодня судьба осужденных находится в зависимости от войны [России с Украиной]".

— Многие рассчитывают на амнистию к этой крупной исторической дате, 80-летию окончания войны, — заметил Морозов. — Но ситуация сегодня особая: во-первых, и региональные власти, и Кремль заинтересованы не в амнистии, а в том, чтобы заключенные получали освобождение в обмен на контракт с Министерством обороны РФ. И [главе Башкортостана] Радию Хабирову, и руководству ФСИН надо показывать цифры новых контрактников каждый месяц. Во-вторых, в условиях войны не приходится ждать, что Кремль будет амнистировать "политических", поскольку больше всего он боится любой гражданской активности в тылу.

Александр Морозов
Александр Морозов

Тем не менее политолог не стал отрицать важность самих действий по инициированию амнистии.

— Это способ напомнить о людях, которые осуждены только для того, чтобы уничтожить всякое свободное общественное высказывание, подавить возможность протеста, — подчеркнул Морозов. — Хотелось бы, чтобы осужденные и арестованные по "Баймакскому делу" быстрее вернулись к семьям — и чтобы свободу они получили не в обмен на военный контракт, который превратит их в пушечное мясо.

Уфимский политолог Николай Евдокимов в интервью изданию "Аспекты" также заявил, что "Баймакское дело" имеет ярко выраженный политический подтекст" — по этой причине он не видит "никаких перспектив".

— Статьи [УК РФ], которые вменяются фигурантам этого дела, — по большому счету политические, — сказал политолог. — Поэтому понятно, что апеллирования к представителям власти, кто бы там ни был, абсолютно бессмысленны. У нашей оппозиции, в том числе в Башкортостане, кажется, нет понимания, что властная вертикаль в России абсолютно цельная: решения, которые принимаются Радием Хабировым и которые принимаются федеральными органами, согласованны.

Евдокимов заявил, что понимает намерения общественников, которые, по его словам, стараются "использовать все имеющиеся возможности, чтобы каким-то образом повлиять на результат [рассмотрения дела]", но в то же время назвал их надежды "утопическими, идеалистическими ожиданиями".

— Во-первых, идет специальная военная операция (так российские власти обязывают называть полномасштабное вторжение России в Украину"Idel.Реалии") и любые протесты — тем более как-то связанные с национальным вопросом — будут гаситься. Во-вторых, информационный шлейф "Баймакского дела" сейчас существенно меньше, чем в прошлом году — оно уходит из повестки. Если в прошлом январе-феврале оно для федеральной политической элиты, для того же Путина ещё имело какое-то значение — особенно накануне президентских выборов, то сейчас это [уже] частный, локальный случай. Тем более, что угрозы возобновления этих протестов, я думаю, федеральный центр не видит и [поэтому] возвращаться к этому вопросу не будет.

Юрист правозащитного проекта "ОВД-Инфо" Евгений Гордиенко, комментируя "Idel.Реалии" правовые аспекты процесса амнистии, отметил, что он "носит, как правило, универсальный характер".

— Такой акт может быть применен как к лицам, находящимся под следствием, так и к уже осужденным. В первом случае решается вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, а во втором — об освобождении от наказания, сокращении срока наказания, замене одного вида наказания другим и так далее. В отношении лиц, дела которых находятся в суде, но не начато их рассмотрение, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых уже рассматриваются, выносится обвинительный приговор — и осужденный освобождается от наказания, — сказал Гордиенко.

Он добавил, что "с 2015 года масштабных амнистий, затрагивающих значительное количество заключённых, не проводилось".

— Однако приближающаяся знаменательная дата — 80-летие Победы в Великой Отечественной войне — и сложившаяся традиция приурочивать амнистии к важным историческим событиям позволяют предположить возможность и вероятность подобного решения, — резюмировал юрист.

  • Суды уже вынесли приговоры 16 участникам протестов в Баймаке. 18 июля 2024 года Ленинский районный суд Орска приговорил Илшата Ульябаева к пяти годам лишения свободы. Он стал единственным известным фигурантом, которому в том числе инкриминировали ч. 2 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти").
  • Пятого декабря прошлого года Центральный райсуд Тольятти приговорил Халида Ишкуватова к пяти с половиной годам колонии, Ильфата Ишмуратова и Закира Кульмухаметова — к четырем с половиной годам лишения свободы каждого. 24 декабря Устиновский райсуд Ижевска приговорил Ильнара Асылгужина, Айгиза Ишмурзина и Рафила Утябаева к восьми с половиной годам лишения свободы каждого, Фанура Хажина — к шести годам, Фангиза Шарифгалеева — к пяти с половиной годам лишения свободы. 28 января стало известно, что Промышленный районный суд Самары приговорил 29-летнюю Минзию Адигамову к четырем годам колонии (суд решил отсрочить ей наказание, так как дети женщины пока не достигли 14-летнего возраста).
  • Седьмого февраля Ленинский районный суд Ижевска (Удмуртия) приговорил Даниса Узянбаева, Азата Мирзина, Фатиха Ахметшина и Венера Яубасарова к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима каждого. Вилюру Карачурину и Айтугану Малабаеву суд назначил по пять лет лишения свободы в колонии общего режима.
  • Все материалы "Idel.Реалии", посвященные "Баймакскому делу", опубликованы в специальном разделе на нашем сайте.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG