Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Семенов: "Остаться и бороться за свою страну"


25-26 марта в Вильнюсе (Литва) прошла конференция общественно-сетевого движения "Открытая Россия", на которой переизбран руководящий орган — новый федеральный Совет и избран председатель движения. Новым председателем "Открытой России" стал Андрей Пивоваров. Он сменил Александра Соловьева. Экс-координатор от Чувашии Дмитрий Семенов, председатель реготделения "Открытой России" в Татарстане Илья Новиков и юрист проекта "Правозащита" Эльза Нисанбекова вошли в состав Совета организации. Дмитрий Семенов состоит в движении с ноября 2016 года. "Idel.Реалии" поговорили с Дмитрием Семеновым, который баллотировался на пост председателя организации.

Дмитрий, почему вы решили баллотироваться на пост председателя "Открытой России"? Чувствовали ли вы поддержку соратников? Ведь чтобы стать председателем движения вам нужно было заручиться поддержкой большинства членов федерального Совета?

— Прежде всего нужно пояснить, что в "Открытой России" напрямую всеми членами движения избирается федеральный Совет. И только потом из всех членов движения избирается председатель. Соответственно, я заявил свою кандидатуру в федеральный Совет, поскольку я был в его составе два предыдущих года и решил двигаться в этом направлении и сейчас. У меня определенное направление — это развитие региональной сети. И я продолжу этим заниматься. Когда стал вопрос о назначении председателя, я предложил свою кандидатуру. Думаю, что за моими плечами сложился достаточный опыт работы в движении, чтобы стать председателем. Касаемо поддержки, как оказалось, она есть, ведь все-таки не мало региональных отделений я открыл.

Чувствуете ли вы поддержку основателя "Открытой России"? Перед выборами прошла прямая линия с Михаилом Ходорковским и вы были одним из ведущих. Многие ваши соратники подчеркивают ваш авторитет в движении.

— Что касается Михаила Ходорковского, то он поддерживает всех людей в своем выдвижении в Совет. Михаил Борисович старается занимать отдаленную позицию, чтобы само движение принимало решения, кто будет председателем. Что касается вопроса о том, что я вел прямую линию, то это случайное совпадение. Прямую линию должен был вести Александр Соловьев, который в этот день был в командировке в Саратове. Меня просто попросили провести эту прямую линию.

Александр Соловьев больше не желает занимать пост председателя движения или ротация — ваша "внутренняя кухня"?

— У нас заложено в уставе движения, что председатель переизбирается на один год. И в следующий раз он может переизбраться только через четыре года. Мы за сменяемость и за ротацию внутри движения, своим примером мы должны показывать, как должно быть в демократическом государстве, где соблюдается конституция и есть честные выборы.

Какие дальнейшие у вас планы?

— В составе действующего Совета мы определили планы на будущий год. Возможно, некоторые вопросы будут пересмотрены. В дальнейшим мы будем заниматься просвещением, проводить образовательные тренинги. Мы будем проводить лекции, семинары в наших региональных отделениях с участием спикеров федерального уровня. В настоящее время у нас есть договоренности, что по региональным отделениям России будет ездить Иван Бабицкий с "Диссернета", ведутся переговоры с Александром Коневым и Дмитрием Травиным из Европейского института Санкт-Петербурга. И этот список будет расширяться. Кроме того мы будем продолжать активно развивать свое правозащитное направление. Если раньше наша "Правозащита" занималась только помощью задержанным активистам, то сейчас она стала более широким. Теперь мы помогаем целым протестным группам, например, обманутым дольщикам. Большой акцент будет уделяться муниципальным выборам. В этом году школа "Открытых выборов" будет выезжать в регионы с лекторами, учеными, преподавателями из вузов Москвы. В этом году у нас запланировано посещение более 20 регионов страны, где пройдут масштабные региональные выборы.

На вас составлено уже три протокола по статье 20.33 ("осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности"). И стать одним из руководителей "Открытой России" значит в очередной раз подтвердить, что вы связаны определенными узами с этим движением. Ведь правоохранительные органы выработали позицию, что "Открытая Россия" и "Open Russia" в Великобритании это одна организация. Не пугает ли, что в отношении вас последуют более радикальные меры.

— Действительно, британская организация "Open Russia" не имеет никакого отношения к сетевому движению в России. Следовательно, если мы не сможем отстоять эту позицию в российских судах, то мы будем отстаивать эту позицию уже в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Я считаю, что все эти дела по 20.33 — это элемент давления на активистов. И в России сложилась такая система, если ты занимаешься оппозиционной политикой, то ты берешь на себя определенные риски. Такое же давление оказывается и на активистов штаба Навального. Только там не 20.33, а по другим статьям. Меня это не пугает. Я воспринимаю это как данность. Что касается руководящей должности, возможно, что это как-то поможет, ведь тогда будет громкий скандал. А может и наоборот, смотря какая команда будет сверху спущена.

Охотно ли идут молодые люди на сотрудничество с "Открытой Россией"?

— Сейчас у нас порядка более 1300 членов. На каждом Совете мы рассматриваем новые заявки о вступлении в "Открытую Россию", а если есть новые заявки о выходе также их рассматриваем. Если оценивать общую динамику, то у нас больше прибавляется, чем уходят. И сейчас молодежь стала более активно вступать, потому что сейчас после антикоррупционного митинга молодые люди активизировались. Многие люди пошли работать в штабы Алексея Навального. На сегодняшний день выборы закончены и многие вступают в ряды нашего движения, как из штабов Навального, так и из Собчак.

Как вы оцениваете прошедшие выборы. Не считаете ли вы, что после президентских выборов только усилится давление на оппозиционно-настроенных граждан.

— Я не считаю, что все что прошло — это выборы. И всегда в своих постах в социальных сетях об этом говорю. Это выборы в кавычках. Мы должны понимать, что выборы — это не только день голосования. Наверное, может быть даже нарушений было меньше, чем раньше. Но мы их все равно видели. Были вбросы бюллетеней, как в Чувашии, так и в других регионах России. Но самое главное, что основного конкурента в лице Алексея Навального не допустили к выборам и на экранах телевизоров постоянно мелькал только Владимир Путин. Несмотря на то, что он не участвовал в дебатах, постоянно про него выходили документальные фильмы и даже послание президента читалось в период предвыборной кампании, когда у других кандидатов в штабах проходили обыски, изымалась агитационные материалы, координаторов штабов судили по совершенно надуманным поводам. И ЦИК на это закрывает глаза. Нельзя сказать, что эти выборы были честными, независимыми и конкурентными. Возможно, Путин и его власть расценили, что 70% поддержки — это карт-бланш каким-то дальнейшим его действиям в борьбе с оппозицией и я пока не понимаю, что остается нам. Если вы боитесь давления, то, наверное, может стоит задуматься о перезде в другую страну или продолжать бороться за свою страну.

Вы были одним из главных конкурентов Андрея Пивоварова, представляющего отделение в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что переизбрание председателя "Открытой России" показало, что в движении есть коалиции. Правильно ли это, когда оппозиция образует коалиции?

— Ну я думаю, что это вообще прекрасно, когда внутри движения есть участники, которые проголосуют за одного или другого лидера. Это ни в коем случае не раскол, это здоровая конкуренция, когда никто не знает, кто победит. Мы на своем примере показываем, как должно быть. У нас нет каких-то личных споров. Я очень люблю питерское отделение. Я думаю, мы будем также дружно работать.

В теме про коалиции хочу переключить ваше внимание на разговор Собчак и Навального. Как вы считаете, почему Навальный не соглашается на объединение с одним из кандидатов в президенты, которая сама и предлагает создать союз оппозиционных сил.

— Дебаты Навального и Собчак, признаюсь честно, посмотреть до конца не успел. Наверное, так в либеральной оппозиции всегда. Всегда десятки мнений на один вопрос. "Яблоко" никогда ни с кем не объединяется, "Парнас" ни с кем не объединяется. Поэтому такую площадку для всех несогласных сегодня предлагает "Открытая Россия", которая не является по своей сути политической партией. Активисты нашего движения работали, как и на Навального, так и на Собчак и даже Явлинского. Были и те кто поддержал на этих выборах Грудинина. Кроме Путина, конечно же.

Насколько мне известно, в "Открытой России" много лиц, которые раньше состояли в партии "Единая Россия". Это разочаровавшиеся или полезный опыт для вашего движения?

— Да, это так. Люди, которые вступали в "Единую Россию" в надежде на качественные изменения. Люди, которые поняли, что в "Единой России" не приветствуется инициатива на местах. Они пришли к нам.

Вы намерены остаться или уехать из России?

— Остаться и бороться за свою страну.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG