Ссылки для упрощенного доступа

Арест Эльвиры Дмитриевой: наказание с отрицательным эффектом


Арест на 10 дней Эльвиры Дмитриевой за опубликованный группой "Команда Навального – Казань" в сети "Вконтакте" призыв к волонтёрам раздавать на улицах листовки и газеты – это фактически тюремный срок. Условия спецприёмника – это условия реального лишения свободы, а 10 дней – продолжительность заключения, сопоставимая с минимальными сроками тюрьмы в ряде стран (в Финляндии – 14 дней).

Очевидно, что этот арест не выполняет ни одну из функций наказания. Во-первых, он не подкрепляет никакие нормы поведения. В обществе не существует такой нормы, как запрет раздавать листовки и газеты или призывать их раздавать. Во-вторых, он не даёт сигнал о том, как нельзя поступать, то есть не выполняет функцию общей превенции. Предполагать, что кто-то из сторонников Навального не станет раздавать листовки из-за боязни наказания, означает совсем не знать сторонников Навального. В-третьих, это заключение не исправляет "правонарушителя", потому что правонарушитель в данной ситуации отсутствует. Надо сказать, что тюрьмы вообще не оказывают никакого исправительного воздействия.

Арест Эльвиры Дмитриевой явно не делает её более лояльной по отношению к властям, но точно делает её более стойкой

Эффект этого ареста совершенно противоположен. Он вызвал возмущение и солидарность сторонников Навального и сочувствие к Эльвире Дмитриевой со стороны тех, кто таким сторонником не является. Он в очередной раз высветил абсурдность и антиконституционность современного российского законодательства о публичных мероприятиях и тот факт, что в России нет независимой судебной власти. Наконец, арест Эльвиры Дмитриевой явно не делает её более лояльной по отношению к российским властям, но точно делает её более стойкой.

Функционеры, принимающие решения о таком преследовании сторонников Навального, руководствуются не стратегическими соображениями, а примитивными интересами демонстрации своей активности перед начальством, заполнения отчётности, получения премий и продвижения по службе.

Понимают ли чиновники администраций президентов России и Татарстана, сотрудники центра "Э", прокуроры и судьи – в данном случае прокурор Сергей Старостин и судья Вахитовского районного суда Казани Шамиль Гумеров, что их действия способствуют росту и консолидации протестного движения? Предполагаю, что они не задумываются об этом, поскольку подчиняются приказам "сверху", привыкли ощущать себя частью системы власти, "играть по её правилам", преследовать собственные интересы. Система власти, не имеющая стратегических целей, кроме сохранения статус кво и действующая в узких интересах её функционеров, обречена.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG