Сегодня, 28 января, в Березниковском городском суде (Пермский край) начинается рассмотрение уголовного дела в отношении активистки и спортсменки Елены Гусевой, которую обвиняют в "финансировании экстремистской деятельности" из-за нескольких донатов основанному Алексеем Навальным "Фонду борьбы с коррупцией" (ФБК). 30 января в том же суде начнется аналогичный процесс над Ириной Файзулиной — женой местного правозащитника Артема Файзулина. Обе активистки признали вину. "Idel.Реалии" рассказывают историю их преследования.
По семь переводов ФБК по 500 и 300 рублей
Елену Гусеву и Ирину Файзулину задержали в Березниках 27 августа прошлого года. Задержанию предшествовали обыски — муж Файзулиной, юрист и правозащитник Артем Файзулин рассказывал, что у него с женой изъяли два ноутбука, три телефона и "почти все банковские карты".
— На этих картах практически весь наш семейный бюджет, они оформлены на Ирину, — говорил Файзулин. — Она, понятно, сейчас ничего с этими картами сделать не может. Я — тоже, у меня нет доверенности на распоряжение счетами. Короче говоря, мы остались без денег.
Гусевой и Файзулиной предъявили обвинение по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ ("Финансирование экстремистской деятельности"). Гусевой вменили семь переводов по 500 рублей основанному Алексеем Навальным "Фонду борьбы с коррупцией" (ФБК), Файзулиной — семь переводов по 300 рублей. В тот же день, 27 августа, обеих активисток этапировали в Пермь.
28 августа Ленинский районный суд Перми удовлетворил ходатайство следствия и отправил Файзулину и Гусеву в СИЗО. Их поместили в пермский следственный изолятор №5.
"Через сервис "Зона-телеком" наша дочь Станислава получила от Ирины три письма, — писал в середине сентября прошлого года Артем Файзулин. — Из них понятно, что она находится, в общем, во вполне сносных условиях, ни на что не жалуется. Сидит в одиночной камере (Елена Гусева, насколько мне известно, тоже) — в чём есть свои плюсы и минусы. Читает книги".
— Насколько мне известно, Ирина Файзулина страдает аллергией на молочные продукты, — рассказал "Idel.Реалии" знакомый семьи Файзулиных. — В этом смысле ей было тяжело в СИЗО. Она просила отдельную диету, но никто не шел ей навстречу — и она почти ничего не ела, кроме того, что ей передавали в передачах.
19 сентября 2025 года Файзулину и Гусеву внесли в реестр "террористов и экстремистов" Росфинмониторинга. 14 октября активисток по ходатайству следствия отпустили под домашний арест. Файзулиной вместе с тем запретили контактировать с мужем, который проходит свидетелем по её делу.
"Ирина осталась по месту производства следствия, в Перми, где у нас имеется квартира, в которой проживает наша дочь — студентка, — пояснял Артем Файзулин. — А я живу и работаю в Березниках (собственно, где мы жили вместе с супругой до её ареста), и сюда её не отпускают, в том числе и по причине запрета на общение со мной".
В конце октября Пермский краевой суд ужесточил условия домашнего ареста Файзулиной и Гусевой, запретив им прогулки.
"Видимо, давно слишком мозолили глаза"
В прошлом Елена Гусева и Ирина Файзулина были волонтерками регионального Штаба Навального — до запрета организаций в 2021 году.
Гусева — известная спортсменка и мать троих детей. В августе 2013 года она в составе международной команды сильнейших "моржей" планеты переплыла Берингов пролив — от Чукотки до Аляски — после чего ее включили в Книгу рекордов Гиннеса.
"Лена очень жизнерадостная и смелая, сильная духом, чемпионка по сути, неравнодушная, с обостренным чувством справедливости", — говорили о Гусевой её знакомые.
Активистка неоднократно принимала участие в антивоенных пикетах: выходила в Санкт-Петербурге к Гостиному двору с плакатом "Война — смерть", после чего оказалась в автозаке. Кроме того, она ходила в маске с надписью "Нет войне", стояла в пикете с плакатом "Мир Украине! Свободу — России. Путину — трибунал".
В сентябре 2023 года Гусеву оштрафовали на 40 тысяч рублей по статье о "дискредитации" армии. Активистка отказалась оплачивать штраф, после чего судебные приставы стали принудительно вычитать эти деньги из ее пенсии. А позднее активистку отвезли в суд, который назначил ей 40 часов обязательных работ: Гусева красила гаражный бокс местного ДОСААФ и забор в Березниках. С одной стороны она написала "Нет Войне", а с другой — "Путин ***ло".
В феврале 2024 года Елену Гусеву задержали, когда она возлагала цветы в память об Алексее Навальном. В марте того же года Гусеву, а также Артема Файзулина вызывали на допрос в ФСБ во время проведения в Березниках акции "Полдень против Путина". В том же месяце у Гусевой и Файзулина прошли обыски в связи с уголовным делом против экс-координатора бывшего пермского Штаба Навального Сергея Ухова.
В 2023 году Елена Гусева помогала проекту "Пермь 36,6" снимать фильм о пермских женских колониях, в том числе о колонии №28 в Березниках. Когда в декабре того же года в эту колонию этапировали экс-координатора бывшего уфимского Штаба Навального Лилию Чанышеву, Гусева познакомилась с её мужем Алмазом Гатиным и помогла ему освоиться в городе.
Ирина Файзулина работала специалистом по охране окружающей среды на предприятии "Уралкалий" — одном из крупнейших в мире производителей калийных удобрений.
Её муж Артем Файзуллин стал первым полицейским в России, который открыто поддержал Алексея Навального. В апреле 2013 года он опубликовал в интернете семейное фото, где он с Ириной и детьми держит плакат "Дело против Навального — дело против меня!" (тогда против Навального возбудили уголовное дело по "Кировлесу" — "Idel.Реалии"). Руководство местного РОВД заявило, что Файзуллин "порочит честь мундира". С тех пор он работает юристом частной практики, занимается правозащитой, а также гражданскими, семейными, наследственными и административными делами. Файзулин также был юристом пермского Штаба Навального.
— Мы с Ириной всегда были единомышленниками, — рассказывал Файзулин. — Она участвовала в делах штаба [Навального], мы вместе боролись за сохранение местного парка, Ирина как эколог хорошо знает, что у нас в городе в этом плане далеко не все в порядке. Меня несколько раз задерживали, штрафовали, отправляли под административный арест. Мы были независимыми наблюдателями на выборах и, видимо, давно слишком мозолили глаза.
"Всю подноготную о них выясняли минимум с весны 2025 года"
Знакомые с делом пермские активисты на условиях анонимности рассказали "Idel.Реалии", что "силовики стали собирать материалы на Гусеву и Файзулину задолго до августовского задержания".
— Они всю подноготную о них выясняли минимум с весны 2025 года. Такая была у них планомерная работа, которая в августе реализовалась вот этим задержанием, арестом и возбуждением уголовного дела.
По мнению Артема Файзулина, в делах о донатах ФБК силовики работают по конкретным людям, уже замеченным в протестной активности.
— По России есть, думаю, тысячи людей, которые переводили деньги ФБК, — пояснял он. — И если есть какой-нибудь Вася Пупкин из условной Кемеровской области, и больше он нигде ни в чем не засвечивался, просто когда-то сделал какой-то перевод, я думаю, что до него ФСБ никогда не доберётся. Система не в состоянии переварить всех. И когда до Перми дошёл этот репрессивный тренд, они просто взяли список людей, которые у них уже были на карандаше — и начали смотреть, а нет ли у них донатов ФБК.
После возбуждения в отношении Ирины Файзулиной уголовного дела ее муж предположил, что после запрета Штабов Навального она попросту забыла отключить автоплатеж.
— С учетом того, что сумма всегда повторяется и переводы выглядят периодическими, я могу предположить, что она просто когда-то подключила автоплатеж и, восприняв в 2021 году новость, что нельзя больше переводить, сознательно этого не делала, но забыла отключить автоплатеж, или вообще перестала пользоваться этой картой и забыла о нём.
Артем Файзулин считает возбужденное против жены дело отчасти атакой на него самого.
— Я — юрист-правозащитник, с 2022 года активно и много помогаю людям по делам о "дискредитации" Вооружённых сил, по несанкционированным публичным мероприятиям и так далее, — говорил он. — Я это и раньше делал, просто с 2022 года это стало для меня очень ответственной и важной задачей. И, конечно, представьте, как я себя сейчас должен ощущать. Я должен испытывать чувство вины, что они забрали не меня, а её. Я, вообще-то, всегда был готов, что заберут меня. Я и семью к этому готовил, и сам понимал, как себя вести в этой ситуации. Но произошла такая вот комбинация, когда я — здесь [на свободе], а Ирина — там [под арестом].
Один из пермских активистов на условиях анонимности также поделился мнением, что "одна из причин возникновения этих дел, в частности, против Ирины Файзулиной — это желание создать неприятности её мужу".
— Он — известный в Пермском крае правозащитник и давно является костью в горле у всей этой репрессивной системы, — сказал собеседник "Idel.Реалии". — Вместе с тем вполне возможно, что это и выполнение какого-то норматива, какой-то разнарядки по заведению уголовных дел за донаты ФБК.
Как стало известно "Idel.Реалии", Елена Гусева и Ирина Файзулина признали вину в перечислении денег ФБК.
"В нынешних реалиях хотелось бы надеяться на штраф"
22 января в Березниковском городском суде прошли предварительные заседания по делам Ирины Файзулиной и Елены Гусевой, рассказал в Telegram-канале Артем Файзулин.
Рассмотрение дела Гусевой по существу должно начаться 28 января, Файзулиной — 30 января. Имена участников процессов в карточках дел на сайте суда скрыты. Как выяснили "Idel.Реалии", процесс Елены Гусевой будет вести судья Анастасия Данилова, Ирины Файзулиной — судья Юлия Чупина. В каком формате пройдут судебные заседания — открытом или закрытом — пока неизвестно.
Один из пермских активистов, который присутствовал на предварительных судебных заседаниях, сказал "Idel.Реалии", что "в нынешних реалиях хотелось бы надеяться на штраф".
— И Елена, и Ирина очень хорошо держатся. Они — сильные люди, с учетом того, что им приходится переносить. Хотелось бы, конечно, чтобы их оправдали. Но мы видим, что по такой статье людей приговаривают и к лишению свободы, и к большим штрафам, — сказал собеседник "Idel.Реалии".
Санкция по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ предусматривает в том числе штраф в размере от 300 до 700 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок от трех до восьми лет.
Судебные процессы, по словам Артема Файзулина, пройдут в постоянном судебном присутствии Березниковского городского суда в Усольском районе (Усолье — город в Пермском крае, входит в состав Березниковского городского округа, расположен на правом берегу реки Кама, напротив Березников — "Idel.Реалии").
22 января суд продлил обеим фигуранткам домашний арест до начала апреля. Кроме того, Ирине Файзулиной, как сообщил её муж, суд изменил место отбывания домашнего ареста.
"Теперь Ирина будет находиться в Березниках, в нашей квартире, что повлекло для меня немаловажное последствие в виде необходимости временно выселиться, — писал Артем Файзулин. — Сюрпризом это не было — я переселился уже с утра и, таким образом, по-прежнему не могу видеть и общаться с любимой женщиной. <…> Впрочем, в ходе предсудебной суеты мне удалось — впервые с 27 августа прошлого года — увидеть Ирину. И это счастье".
ОБНОВЛЕНО В 15:45 (МСК):
Гособвинение сегодня потребовало приговорить Елену Гусеву к четырем с половиной годам лишения свободы по делу о донатах ФБК. Оглашение приговора состоится завтра, 29 января.
- ФБК был признан российскими властями "экстремистской" организацией летом 2021 года. Решение суда вступило в силу 4 августа 2021 года. На следующий день фонд запустил сбор пожертвований через сервис Stripe, утверждая, что он безопасен. "Медиазона" отмечала, что в первый день нового сбора в выписках банков появилась часть адреса сайта ФБК. Спецслужбы, анализируя эти выписки, заметили и другие идентификаторы, что расширило круг подозреваемых.
- 6 августа 2025 года ФБК сделал заявление по поводу преследования тех, кто отправлял пожертвования фонду, сообщив, что фонд "не ведет никакой экстремистской деятельности", а тех, кого начали преследовать российские власти, назвали "жертвами абсолютного произвола и политических репрессий". В ФБК отметили, что пожертвования, которые делались с российских карт через сервис Stripe, направлялись в американское юридическое лицо, которое до июня 2023 года не было включено в какие бы то ни было реестры, а с февраля 2022 года пожертвования с российских карт были отключены.
- В России уже возбудили не менее сотни уголовных дел о пожертвованиях ФБК после признания организации "экстремистской".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.