Ссылки для упрощенного доступа

Кадровое оСВОение Башкортостана


Уфа. Радий Хабиров на церемонии отправки добровольческого полка "Башкортостан" на войну в Украину. Лето 2023 года
Уфа. Радий Хабиров на церемонии отправки добровольческого полка "Башкортостан" на войну в Украину. Лето 2023 года

На этой неделе глава Башкортостана Радий Хабиров анонсировал старт кадровой программы для участников войны с Украиной. Эксперт по федеративным отношениям Харун (Вадим) Сидоров анализирует, какие задачи она призвана решить в республике.

Глава Башкортостана Радий Хабиров объявил о старте в республике кадровой программы для участников войны с Украиной. По его словам, ее цель — "подготовить новое поколение управленцев из числа военнослужащих СВО" (СВО или "специальной военной операцией" российские власти называют полномасштабное вторжение в Украину"Idel.Реалии"); принять участие в ней смогут все, кто "принимал или принимает участие в спецоперации и имеет среднее профессиональное или высшее образование".

Хабиров отметил, что программа реализуется "по поручению президента — как продолжение федерального проекта "Время героев". С одной стороны, это действительно так — Владимир Путин с 1 марта 2024 года инициировал программу "Время героев", принять участие в которой могут "ветераны СВО, а также солдаты и офицеры, которые сейчас сражаются в действующих частях".

— Эта программа будет строиться по тем же стандартам, что и наши лучшие проекты — Высшая школа государственного управления, которую называют "школой губернаторов", а также конкурс "Лидеры России". Их выпускники выходят на высокие позиции во многих сферах, даже становятся министрами, главами регионов, — заявил тогда Путин.

В целом российская власть по крайней мере пыталась делать вид, что видит в ветеранах российско-украинской войны ту "свежую кровь", которая призвана обновить недостаточно патриотичные элиты, многие представители которых в России до сих пор остаются связанными с Западом своими активами и семьями. А не так давно Путин и вовсе назвал их "моими ребятами".

Конечно, большой вопрос, насколько этот курс сохранится в свете новых инициатив Кремля, а именно предложения Соединенным Штатам Америки совместно работать в области добычи редкоземельных металлов на территории России (включая аннексированные украинские регионы).

Так, яркий представитель как раз такой "свежей крови" — полпред президента в Уральском федеральном округе Артем Жога фактически раскритиковал идею своего покровителя предоставить американцам в разработку российские природные ресурсы. И это понятно, ведь долгое время участникам войны с Украиной говорили, что они проливают свою и чужую кровь фактически в борьбе с коллективным Западом, который хочет заполучить российские ресурсы. А тут выясняется, что эти самые ресурсы Америке готова предоставить сама российская власть, что далеко не у всех участников развязанной ей войны может найти понимание.

Однако стоит отметить, что для Радия Хабирова эта программа может быть не только способом выполнить поручение Путина. Обращает на себя внимание тот факт, что если первоначальная задумка Путина предполагала участие в данной программе лиц только с высшим образованием, то Хабиров расширяет ее и на тех, у кого есть среднее образование. Что, очевидно, призвано сделать ее в Башкортостане более массовой.

Какие же еще задачи в таком случае она призвана решать в Башкортостане? Стоит прислушаться к самим хабировским пропагандистам, которые провозглашают, что "в Башкортостане в настоящее время наблюдаются тектонические сдвиги в формировании новой постсоветской идентичности", включая "полный отход от суверенитетского дискурса во внутренней политике, что предполагает отход от любых форм этнического национализма". Под последним, как известно, в определенных кругах подразумевается "рахимовская этнократия", основанная на понимании Республики Башкортостан как формы самоопределения башкирской нации, что, между прочим, вытекает и из Декларации о ее суверенитете, и из ее Конституции, до сих пор номинально действующих.

Эта "рахимовская этнократия" предполагала лояльное отношение к башкирскому национальному движению, с войны против которого Хабиров фактически начал свою власть в Башкортостане. Летом 2024 года он, напомню, заявил, что "более чем 30-летний шантаж этих националистических группировок завершился".

Ставка на ветеранов российско-украинской войны на этом фоне вполне логична. В понимании пост/анти-национальной российской власти Башкортостана участники этой войны больше, чем кто-либо должны быть носителями самосознания уже не "этнического национализма" и "суверенитетского дискурса", а национализма и "суверенизма" исключительно общероссийского, которые она и призвана насадить в республике.

Впрочем, не факт, что эти ожидания оправдаются. И не только потому, что у ветеранов войны "против коллективного Запада" в целом могут возникнуть вопросы, почему она заканчивается (приостанавливается) предоставлением в его распоряжение ресурсов, которые они от него должны были защитить. Но и потому, что в свое время участие в войне на стороне России Маннергейма, Скоропадского, Булака-Балаховича или Краснова не помешало им потом создать независимые от нее государства или попытаться это сделать.

Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG