Член Общественной палаты Башкортостана Тимур Валитов снял фильм про башкирский национализм. Эксперт по федеративным отношениям Харун (Вадим) Сидоров посмотрел фильм и считает, что работа получилась пропагандистской.
"Анатомия башкирского национализма" — так называется снятый Тимуром Валитовым пропагандистский фильм, уже неоднократно показанный на государственном башкирском телевидении БСТ и распространенный провластными телеграм-каналами.
Название в данном случае показательно. Ведь большая часть фильма посвящена конкретной организации — "Башкорт" и людям, которых авторы с ней пытаются связать.
В мае 2020 года Верховный суд Республики Башкортостан признал экстремистской башкирскую национальную общественную организацию "Башкорт" и запретил её деятельность.
Потому при желании авторы вполне могли назвать его анатомией "псевдо-башкортов" или "экстремизма". Могли, но не стали, а выбрали вместо этого максимально расширительное название — "Анатомия башкирского национализма". И это неслучайно, так как выводы, которые делаются из "разоблачения" конкретной организации и (якобы) связанных с ней людей, распространяются на башкирский национализм как таковой.
Но перед тем как перейти к идеологии фильма, надо отметить, что его фигуранты — те из них, кто это себе может позволить (так как у находящихся в республике такой возможности нет) уже сделали подробный разбор его пропагандистско-очернительных положений. Так, Руслан Габбасов выпустил об этом видео на своем YouTube-канале, а на сайте Комитета башкирского национального движения за рубежом опубликована соответствующая статья.
Но вернемся к идеологии. С первых же минут своего фильма его сценаристы (очевидно, что это целая команда, а не один Валитов), что называется, берут быка за рога. Героев своего фильма они изначально определяют в идеологической системе координат: "Экстремистская организация "Башкорт" — незарегистрированное общественное объединение радикального националистического толка, основополагающими принципами идеологии организации становятся политика, построенная на исключительности и превосходстве своей нации, признание главенства национальности в общественном развитии, конфронтация интересов одной национальности с другими, стремления к независимости и создания национального государства без примеси других наций. Свои идеологические постулаты члены экстремистской организации активно подкрепляли выдержками из трудов Ахмет-Заки Валиди".
"Исключительность и превосходство своей нации" — формулировки, требующие уточнения, и если речь идет о том, что башкирская нация превосходит все остальные нации или отрицает их законные права, то авторы этого фильма не привели никаких подтверждений того, что их фигуранты исповедуют такие взгляды.
Но если речь о том, что для них как для башкир собственная нация обладает особой ценностью и важнее других наций, и потому они отстаивают в первую очередь ее интересы на ее же родовой земле, то это вполне естественная постановка вопроса.
То же касается и тезиса о "признании главенства национальности в общественном развитии". "Национальность" может пониматься как категория этническая, а может обозначать страну, и как известно в международных документах "nationality" обычно имеет второе значение. Но разве российская государственная политика не построена на главенстве в общественном развитии национальности в таком смысле, а не например, принадлежности ко всему человечеству, как хотели бы гуманисты-глобалисты, к европейской цивилизации, как хотели бы либералы-западники, или мировому пролетариату, как хотели бы коммунисты-интернационалисты? Но если можно исходить из главенства в общественном развитии национальности как принадлежности к государству, то почему нельзя исходить из главенства в общественном развитии национальности, не имеющей своего государства, но стремящейся к этому?
Следует отметить, что критика национализма в фильме преподносится таким образом, что национализм в Башкортостане — это исключительно башкирский национализм. А вот то, что ему противостоит не преподносится как национализм. Например, рассматривая один из призывов экс-лидера организации "Башкорт" Фаиля Алсынова, автор фильма говорит: "В этом же его призыве пространные рассуждения о России как империи, не разделяя государство в исторической перспективе от русского государства и Российской империи, часто обобщая понятием "эта империя". При этом рассматривает Россию как государство одного народа — русских".
Валиев, видимо, забыл или вовсе не знает, что в 2020 году в Конституцию России были внесены поправки, по которым Российская Федерация как раз и была признана продолжением и СССР, и Российской империи, и Русского государства (ст.67.1, п.п.1-2), а русские объявлены ее государствообращующим народом (ст.68, п.1).
В этом контексте важно понять, что авторы имеют в виду, обвиняя башкирских националистов в "стремлении к независимости и созданию национального государства без примеси других наций". Если речь идет о создании государства, в котором не будут жить представители других этносов, то это ложь. Тот же проект независимого Башкортостана, представленный Комитетом башкирского национального движения за рубежом, недвусмысленно предполагает, что они в нем будут жить и пользоваться и равными гражданскими правами, и культурной автономией в местах компактного проживания. Но если речь идет о независимости, то кто как не Путин постоянно говорит о важности независимости для страны? Однако если это применимо к России, то почему это не применимо к Башкортостану?
То же можно сказать и о национальном государстве. А каким государством является Россия, в которой государственный язык только русский, историческая концепция русская, символика русская и т.д.? И даже родным языком всех граждан теперь тоже объявляется русский. Так где в этом государстве "примесь других наций"? На уровне государства их нет, они фактически сведены к роли национальных меньшинств при доминировании "государствообразующего" народа.
В конце своего фильма говоря об опасности башкирского национализма авторы противопоставляют ему свой миф: "Башкиры, демонстрируя верность историческим традициям, присяге вносят огромный вклад в будущую победу России и ее становление как великой многонациональной евразийской державы". Однако в действительности парадоксальным образом именно они оправдывают осуществляемый в последние годы переход России к построению "национального государства без примеси других наций". Тогда как организация "Башкорт" и аналогичные организации в других национальных республиках как раз отстаивали остатки многонационального федеративного государства, каким Российская Федерация создавалась.
Так, автор фильма говорит: "В Башкортостане в настоящее время наблюдаются тектонические сдвиги в формировании новой постсоветской идентичности. С одной стороны, мы наблюдаем полный отход от суверенитетского дискурса во внутренней политике, что предполагает отход от любых форм этнического национализма, с другой стороны, ряд акторов, получивших политическую социализацию в 90-х продолжают использовать управляемый национализм".
Однако именно то, что он называет "суверенитетским дискурсом во внутренней политике" как раз и превратило Россию в момент его непродолжительного господства в многонациональное федеративное государство. То есть такое, которое состоит из разных национально-территориальных единиц со своими идентичностями, интересами и представителями в политике, будь то такие республиканские лидеры как Муртаза Рахимов или такие общественные организации как "Башкорт".
А вот под флагом искоренения всего этого как "этнического национализма" фактически осуществляется превращение многонационального государства в "национальное государство без примеси других наций". Ибо те, кто раньше претендовал на статус нации, сегодня низводятся до этнографических групп внутри одной для всего государства нации. Кстати, не абстрактной, а вполне себе имеющей этнический характер — разумеется, русский, учитывая абсолютное доминирование в ее языковом, культурном, символическом пространстве русского этносимволического комплекса, без всяких "примесей".
В таком контексте едва ли случайной является характеристика отводимой башкирам роли, которая дается в словах Радия Хабирова в конце фильма: "Мы племя воинов, верные подданные своего отечества... Мы защищали и защищаем Россию на протяжении почти пяти столетий".
То есть, не нация со своими интересами и государственностью, пусть и в многонациональной федерации, на что согласился Рахимов и что защищал "Башкорт", а "племя", "подданные", которые служат России, не задавая лишних вопросов. Таких, что задал Алсынов во вменяемом ему в вину выступлении о мобилизации, в котором он спросил, за что башкиры должны воевать в Украине.
В итоге, авторы фильма, явно отражающего заказ республиканских властей, фактически озвучивают новую идеологию, согласно которой башкирский (а также татарский, чувашский, удмуртский, марийский, якутский, бурятский и др.) "этнический национализм" это плохо, но уступить дорогу он должен не чему-нибудь, а тоже национализму, но только российскому. Вполне себе имеющему этнические черты, учитывая официально утвержденный государствообразующий народ и полное господство его языка, культуры, символики, исторического мифа в государстве.
Летом 2018 года российская Госдума закрепила строгую добровольность изучения родных языков, соответствующие поправки были приняты в федеральный закон "Об образовании".
В январе 2019 года Консультативный комитет Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы раскритиковал Россию за национальную политику. Эксперты выразили обеспокоенность "растущим доминированием русского языка" при одновременном "отсутствии эффективной поддержки языков национальных меньшинств".
В том же году Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньер в интервью "Idel.Реалии" заявлял, что, по его информации, возможности получения доступа к изучению своей языковой культуры у татар даже в самом Татарстане остаются достаточно ограниченными, хотя татарский также является госязыком Татарстана. Международного чиновника удивило, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в республике сдают лишь на русском языке, на татарском это делать запрещено, даже если обучался в школе на татарском.
Ранее российское независимое СМИ "Такие дела" писало со ссылкой на экспертов, что доля российских школьников, которые учатся на родных языках, кроме русского, с 2016-го по 2023 год уменьшилась в два раза. Преподавание на 38 языках прекратилось полностью. Как отмечалось в заметке, к такой ситуации привел целый комплекс проблем, включая падение интереса к родным языкам, сокращение числа уроков, нехватка учителей и разрыв с зарубежными партнерами из-за санкций.
Наконец, нельзя не отметить, что экстремистами в фильме преподносятся те, кто как раз отстаивал конституционные принципы государственности Башкортостана, в то время как именно их гонители эти принципы отрицают, называя их утратившим актуальность "суверенитетским дискурсом". Ведь пока никто официально не отменял ни Декларации о государственном суверенитете Башкирской ССР от 10.10.1990 г., в которой говорится о "праве башкирской нации на самоопределение", ни Конституции Башкортостана, которая тоже говорит и государственности Республики Башкортостан, и о праве башкирской нации на самоопределение. Что это как не "суверенитетский дискурс", в котором провластные пропагандисты обвиняют башкирский национализм?
Российские власти усиливают преследование — теперь уже и уголовное — активистов, которые выступают в защиту федерализма, полномочий регионов и прав коренных народов, населяющих Российскую Федерацию, криминализируя даже политические (гарантированные Конституцией страны) выступления. Это привело к тому, что активисты все чаще стали говорить о желании отделиться от России. К таковым относится, например, бурятская активистка Марина Ханхалаева, которая в конце апреля в Нью-Йорке на постоянном форуме ООН по делам коренных народов выступила с жесткой критикой российской политики. Она говорила про колонизацию, про то, что бурятские территории лишают автономии, а также о том, что после полномасштабного вторжения в Украину Россия использовала своих неславянских граждан как "расходный материал".
Чтобы устранить эту шизофрению проводникам русского мира в Башкортостане рано или поздно вслед за башкирским национализмом придется "анатомировать", а точнее ликвидировать остатки его номинальной национальной государственности. Чтобы в свою очередь окончательно растворить их в русско-российской национальной государственности. Этому и противостоит башкирский национализм, желающий видеть башкир не племенем на службе у русско-российского государства, а полноценной нацией со своим национальным государством.
Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.