Ссылки для упрощенного доступа

Наследие Навального. Что о нем думают экс-главы региональных Штабов?


Спустя год после гибели Алексея Навального его соратники продолжают деятельность, но насколько успешна эта работа? "Idel.Реалии" поговорили с бывшими активистами региональных штабов о том, чем они занимаются сегодня, как оценивают работу ФБК и видят ли в Юлии Навальной продолжательницу дела политика. Ответы активистов представлены в виде монологов.

16 февраля 2024 года Алексей Навальный умер в колонии "Полярный волк" в поселке Харп в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). В Федеральной службе исправления наказаний (ФСИН) сообщили, что ему стало плохо во время прогулки в тот день, и он "практически сразу потерял сознание". Медработники провели "реанимационные мероприятия, которые положительных результатов не дали", — говорилось в заявлении ФСИН. Позднее стало известно, что перед смертью Навальный почувствовал резкую боль в области живота, у него была рвота и судороги. Врачи, опрошенные The Insider, предполагали, что описанные симптомы свидетельствуют о том, что политик был отравлен, возможно, фосфорорганическим веществом (к этому же классу веществ принадлежит "Новичок").

Кардиолог Алексей Эрлих, который входил в группу врачей, наблюдавших за состоянием Навального во время голодовки в 2021 году, в интервью "Голосу Америки" в августе 2024 года назвал официальную причину смерти политика "чем-то из области фантастики". По его мнению, врачи "не нашли никакой другой очевидной причины смерти, чтобы ее указать". Эрлих не исключил, что причины смерти могли быть опосредованными: в виде плохого питания и плохого содержания.

Проект "ОВД-Инфо", который вместе с другими российскими правозащитными организациями в марте 2024 года призывал ООН провести независимое международное расследование смерти оппозиционера, сообщил "Голосу Америки", что спустя год международное расследование так и не было начато.

Сергей Ухов, экс-координатор Штаба Навального в Перми:

Сергей Ухов
Сергей Ухов
После смерти Алексея Навального стало сложнее ориентироваться
Сергей Ухов

— После смерти Алексея Навального стало, можно сказать, сложнее ориентироваться. Навальный был маркером, который легко объяснял, что такое хорошо и что такое плохо. Это было его особенностью — он мог простыми словами объяснить зло и добро. Весь этот год мы сталкиваемся с новыми и старыми проблемами, и человека, который мог бы просто и хорошо объяснить, и на которого можно было бы ориентироваться и смотреть, как пример, какую сторону он выбирает, какие вещи он считает хорошими или плохими, и можно было ориентироваться на его мнение, сейчас этого человека нет.

Сейчас и этого мнения нет, приходится без этих ориентиров существовать, что, конечно, делает немного сложнее жизнь каждому. Из конкретных вещей — мы понимаем, что в этом году было очень много споров, событий, наездов на ФБК. Мы потеряли союзника, который был очень важен, и на мнение которого я лично ориентировался. Я думаю, что все люди, которые так или иначе знали Навального, ориентировались на его мнение, считали это мнение по большей части своим тоже, которое выражается громко и внятно. Сейчас эти люди потеряли будто бы свое мнение и свой способ высказаться. Алексей умел находить слова, которые возникали в сердцах у многих, и он мог говорить за многих. Сейчас этого голоса не стало, люди потеряли возможность самовыражения. Мне кажется, что это ощущается на всех россиянах, в том числе и на тех, кто находится не в России.

ФБК — это та структура, которую создал Навальный, и не только один он, а вместе со всеми ребятами, которые сейчас представляют ФБК. Они вложили и вкладывают в ФБК не меньше сил и стараний, чем Алексей. Нельзя забывать об этом, что ФБК — это не только Алексей, но и все люди, которые работают и управляют сейчас.

Конечно же, ФБК остался тем же, потеряв большую часть себя. Понятно, что ФБК не может оставаться той же структурой в условиях, когда поменялось всё. ФБК умело работать внутри России, пусть и в жестких условиях, но тем не менее умело взаимодействовать с большим кругом людей, которые жили в России. Сейчас это стало намного сложнее, и, естественно, ФБК не может оставаться тем же самым. Как можно не меняться, если лидера команды убили, работать в России невозможно, да и вообще работать в таком поле стало опасно и просто невозможно? ФБК стал другим. Это нормально, так и должно быть.

На какие жертвы мы [активисты] пошли? Мы не сидели, да, мы покинули страну, но я не считаю, что это жертвы. Мы покинули страну для того, чтобы была возможность говорить. Это причина и цель. Глупо было бы не пользоваться этим, надо продолжать выводить на чистую воду, продолжать говорить, продолжать рассказывать о жуликах и ворах во власти, выражать мнение оппозиционных пермяков и просто пермяков, которые видят что вокруг твориться. Если уж мы покинули свою страну ради того, чтобы рассказывать правду, то нужно это делать. В этом я и вижу суть.

Я думаю, что оппозиционно настроенные люди никуда не делись. С началом [полномасштабной] войны людей, на которых сильнее отражается эта война и решения эти, стало еще больше, чем раньше. Люди никуда не делись. Люди, которые выходили в 2016 году или в 2011 году, точно так же живут в России. Я не думаю, что их взгляды поменялись. Я думаю, наоборот, они стали еще более негативно относиться к власти. Люди, которые в 2017 году выходили на митинги, сейчас завели семью и детей, и они еще больше опасаются не только за свое, но и за будущее детей. Я думаю, что оппозиционно настроенных людей стало гораздо больше.

Я думаю, что оппозиционно настроенных людей стало гораздо больше
Сергей Ухов

Понятно, что власть пытается скрыть, не дает говорить, не дает выражать свое мнение, и поэтому мы их [оппозиционно настроенных людей] не видим. Как только появится возможность выразить свое мнение на митинге, этих митингов будет больше, и они будут гораздо масштабнее. Для меня это очевидная вещь. Люди, которые болеют за свою страну, не перестали болеть за неё, не перестали заботиться о будущем. Сейчас, конечно, смысла проводить никакие митинги в России нет, потому что власть оторвана от общества. Она делает всё, чтобы сделать выход на митинг опасным. Это уже не просто несколько суток под арестом, это теперь по-настоящему опасно для здоровья и жизни.

Ранее, еще до начала полномасштабного вторжения России в Украину, социолог Игорь Яковенко, комментируя итоги последней Всероссийской переписи населения России, заявлял, что "в тоталитарных фашистских режимах невозможна опросная социология".

К началу полномасштабной войны с Украиной в России практически не осталось свободной социологии — изучением общественного внимания занимались в основном государственные организации. Война, которую власти в России требуют называть "специальной военной операцией", только усугубила ситуацию, поскольку цензура и репрессии усилились.

Мы знаем много разных историй, чем заканчиваются тоталитарные режимы. Они все рушатся, потому что не может режим держаться на одном человеке. Но уйдут ли от ответственности люди, которые совершали преступления, которые активно провоцировали на эти преступления? Всё это зависит только от того, сможем ли мы как общество построить страну, где люди не смогут избегать ответственности. Мы знаем пример 1990-х годов, когда все люди, совершавшие преступления, ушли от ответственности. При этом мы знаем пример Германии, когда большинство людей не ушло от ответственности. У нас есть механизмы, есть все возможности построить новую страну, и эту возможность главное не упустить.

Иван Елисеев, экс-руководитель Штаба Навального в Ижевске:

Иван Елисеев
Иван Елисеев

— Первое время после гибели Алексея Навального невозможно было ощущать ничего, кроме боли. Но она быстро стала трансформироваться в созидательную деятельность — сначала в ходе акции "Полдень против Путина". А потом мы придумали важный проект о будущем Удмуртии, потому что оказалось, что в истории республики много моментов, которые тоже могут вдохновлять не сдаваться. В этом, думаю, важный урок Навального: как бы ни было трудно — не бездействовать. Навальный продолжал политическую работу даже в ШИЗО. И это потрясающее напоминание: не сидеть сложа руки и не поддаваться унынию.

Летом 2021 года Иван Елисеев создал общественно-политическое движение "Удмуртия против коррупции!". Вместе с командой единомышленников он расследует факты коррупции среди местных чиновников, следит за "сомнительными" госзакупками.

Думаю, важный урок Навального: как бы ни было трудно — не бездействовать
Иван Елисеев

В первые дни очень поддерживало объединение людей вокруг общего горя. Помню, как на памятном митинге в день убийства один парень сказал: "Мы взрослеем в тот момент, когда теряем кого-то из близких. Сегодня мы все стали взрослыми". И в смысле политической взрослости он прав. Раньше многие просто занимались своими делами, потому что думали — ну, а что, вот умрет Путин, выйдет Навальный и всё будет хорошо. А теперь ответственность за будущее страны — на каждом из нас.

Многие ностальгируют по массовым протестам 2017-2021 годов — и, правда, отличное было время! Но то, что их нет, совсем не значит, что мы проиграли: у каждого времени — свои формы сопротивления. В 1980-е был возможен самиздат, недавно — митинги, сейчас — даже положить цветок на памятный мемориал — уже огромная смелость. Главное, что отважные люди есть и когда митинги снова станут возможны мы их увидим на улицах.

Мне не нравится оценивать стратегию оппозиции после убийства Алексея. Это какая-то странная мода, которая теперь коснулась не только журналистов (они раздавали оценки оппозиции всегда), но и активистов. Я не понимаю людей, которые в нынешней ситуации выбирают позицию "над схваткой" — и Путин плохой, и оппозиция фигней занимается, несите новую. Ну, так если ты знаешь, как лучше, так сделай сам! Оппозиция — это же не выборные должности. Это каждый, кто что-то делает. В этом, думаю, главное отличие от 2017-2021 годов — раньше политические активисты занимались разными формами политического активизма. Теперь же многие интересующиеся политикой выбирают не действия, а оценку действий других. Не надо так — Навальный действовал, а не оценивал.

Мне противна кампания по очернению ФБК — её ведут люди и медиа, которые при жизни Навального точно так же очерняли самого Алексея. Тем лицемернее, что сейчас эти люди и медиа пытаются представить себя главными хранителями наследия Навального — притом, что при жизни ненавидели его, оскорбляли его, боялись его.

В сентябре 2024 года соратники Алексея Навального опубликовали расследование, в котором утверждали, что за нападением на Леонида Волкова в Вильнюсе стоит бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин. Невзлин обвинения отвергает. Издание "Проект" подтвердило подлинность переписки, в которой человек, указанный как "Леонид Невзлин", общался с предполагаемым организатором нападения.

ФБК — это фонд Алексея Навального. Это люди, которых он выбрал. Это команда, которая прошла с ним от начала до конца. И я рад, что команда Навального продолжает его дело. Идти ли на акцию памяти решу 16-го числа. С одной стороны, такие моменты правильно переживать с единомышленниками. С другой стороны — это всё ещё очень тяжело. Я по-прежнему, например, не могу смотреть памятные эфиры и любой контент, где о Навальном говорят, как о мертвом. Возможно, я выберу провести этот день с его книгой или пересмотреть расследования в кругу близких.

Меня мотивирует то, что Алексей всегда был уверен, что Россия может быть нормальной, классной страной, где можно будет говорить, что хочешь, выбирать кого хочешь и не нужно будет воровать или воевать, чтобы жить хорошо. Я тоже в этом уверен, потому что это не какие-то утопические идеи из книжек писателей-фантастов — есть десятки стран, которые давно так живут. Просто нормально живут.

Да, у этой нормальности очень высокая цена — большинство из стран, куда теперь уезжают из России за хорошей жизнью, тоже проходили через диктатуру и войну. Но прошли — и мы пройдем. Конечно, Навального будет сильно не хватать на пути к "Прекрасной России Будущего". Но нет ни одной причины, почему она была бы невозможна. Я не сомневаюсь в том, что убийцы и главный убийца обязательно будут наказаны. Хотелось бы, чтобы в формате справедливого суда, но, возможно, суд кармы или высший суд его случатся раньше.

Федор Телин, экс-юрист бывшего уфимского Штаба Навального:

Федор Телин
Федор Телин

— Я продолжил заниматься политической деятельностью и после отъезда из России осенью 2021 года.

Когда в феврале 2022 года началась [полномасштабная] война России с Украиной, многие находящиеся в стране люди утратили возможность открыто высказываться об этом. Я писал о войне и политической ситуации в России, в том числе в Башкортостане, в своих соцсетях, в своем Telegram-канале, полагая, что это может быть для людей в какой-то степени рупором их настроений. Собственно, я продолжаю делать это и сейчас.

Основная же моя деятельность заключается, конечно, в правозащите. Ещё находясь в России, после закрытия штабов Навального, я начал работать в проекте "ОВД-Инфо", и это до сих пор является основной сферой моей деятельности.

Если взять ФБК, то там я никогда не работал, а работу в штабе Навального я прекратил после его закрытия.

Удовлетворен ли я своей деятельностью? Сейчас времена очень сложные, и, конечно, человек вправе всегда хотеть чего-то большего, в том числе как профессионал. Я считаю, что те полезные дела, которые я делаю, можно делать ещё лучше, и я буду к этому стремиться.

Что касается оценки текущей деятельности ФБК, я бы прежде всего тут отметил, что у многих людей были в первые месяцы после начала [полномасштабной] войны довольно-таки завышенные ожидания того, что Путин глобально проиграет. Когда этого не случилось и когда был убит Алексей Навальный, эти завышенные ожидания сослужили плохую службу. Свой ресентимент, свои разочарования оппозиционно настроенные люди стали вымещать в том числе на ФБК, которому пришлось (и до сих пор приходится) отбиваться от многочисленных нападок, в ущерб своей основной деятельности.

А между тем такая его деятельность активно продолжается. Мы видим, что выпускаются расследования о российских чиновниках, политиках — они по-прежнему важны, потому что люди должны узнавать правду. Информационные ресурсы ФБК пусть не так велики, но они активно освещают многие острейшие темы российской и международной политики, в том числе войны России с Украиной. Они также освещают социальную проблематику в России, делают социологические обзоры по многим темам. Это, безусловно, полезно для российского населения.

Алексей Навальный был признанным лидером российской оппозиции, даже уже находясь в тюрьме
Федор Телин

Алексей Навальный был признанным лидером российской оппозиции, даже уже находясь в тюрьме. После его убийства это место стало, я бы сказал, свободным и таким остается, поскольку, по моему мнению, ни у кого — ни в самом ФБК, ни среди остальной российской оппозиции — сейчас нет такого авторитета, каким обладал Навальный. Тем не менее ФБК продолжает выполнять свою работу так же добросовестно, как они это делали и когда был жив Алексей.

Навальный, безусловно, оставил яркий след в истории России. Значимость того, что он сделал, ещё предстоит оценить. Сейчас мы, я думаю, далеко не в полной мере осознаем значимость того, что он сделал, какую надежду он дал людям. И мы только начинаем осознавать всю ценность этой надежды, ценность свободы, о чем неустанно говорил Алексей.

В свободной демократической России его будут вспоминать как героя. В честь таких людей, как Алексей Навальный, Борис Немцов и многие другие герои антипутинского сопротивления, будут называться улицы и площади.

Спутница его жизни, Юлия Навальная, сейчас проводит очень важную работу, особенно в международном плане. Её встречи с лидерами демократических стран представляют им ту свободную Россию, за которую выступал Алексей и которая сейчас существует в основном в эмиграции. Возможно, её деятельность в этом плане даже эффективнее, чем это в свое время делал сам Навальный. И я думаю, что её, Юлии Навальной, потенциал ещё далеко не раскрылся полностью.

  • Российские суды с 2021 по 2025 годы за использование символики, связанной с оппозиционным политиком Алексеем Навальным, привлекли к административной ответственности не менее 156 человек, из них оштрафовали 104 человека, арестовали — 52.
  • Статья 20.3 КоАП предусматривает штраф в размере от одной до 2,5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. По данным "Вёрстки", в общей сложности российские суды назначили минимум 493 суток ареста за символику, связанную с Навальным.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG