Ссылки для упрощенного доступа

Трасса ВСМ "Москва-Казань": ни альтернативы, ни экономического обоснования


Одни участники слушаний по высокоскоростной магистрали требовали обоснования выбора трассы, альтернативных вариантов, страхования домов от вибрации за счет заказчика и научного подхода к транспортному каркасу города. Другие – официальные экологи – предлагали поддержать проект. Третьи – безучастное большинство, заполнившее зал, томилось в ожидании конца.

14 июня в национальном культурном центре "Казань" прошли общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду ВСМ-2 "Москва-Казань-Екатеринбург". К началу мероприятия, по словам начальника управления архитектуры и градостроительства Казани Владимира Фомина, модератора слушаний, зарегистрировано 290 человек. Зал полный, но люди всё еще подходят. Рассаживаются в проходах на дополнительные стулья.

Владимир Фомин
Владимир Фомин

Юрий Котлов, директор технического департамента ОАО "Скоростные магистрали" - заказчика проекта, сообщает, что проектирование ВСМ завершится в 2017 году. Протяженность магистрали в пределах Татарстана составляет 47,81 км, в пределах Казани – 18,56 км. В лесных массивах республики длина трассы - 8,7 км, из них в Казани - 4,4 км. В проекте заложено 15 эстакад в республике, из которых пять – в столице, а также четыре путепровода, из них два – в столице.

85% жителей, проживающих на территориях, по которым пройдет ВСМ, поддерживают проект – утверждается в рекламном видеоролике

- В результате кропотливой работы наших проектировщиков был найден вариант, который не предусматривает сноса ни одного жилого и нежилого строения. Тогда как предыдущий вариант затрагивал довольно большое количество семей и построек разного назначения, в том числе, жилого.

85% жителей, проживающих на территориях, по которым пройдет ВСМ, поддерживают проект – утверждается в рекламном видеоролике, который демонстрируют после выступления Котлова.

Разработчик ОВОС - директор ООО "Экада Т" Аркадий Ярошевский отмечает, что основными факторами воздействия на окружающую среду являются физические: шум, вибрация, вырубка леса. Но решения найдены. Шумная работа будет проводиться только днем. Вдобавок к этому, во время строительства будут устанавливать мобильные шумозащитные экраны, а в ходе эксплуатации вдоль жилых зон планируется возвести шумозащитные экраны.

Хотелось бы, чтобы экраны были установлены и в местах массового отдыха – возле Карьера и вдоль Лебяжьих озер, выражает пожелание Ярошевский, хотя нормативами это и не предусмотрено.

Всего на территории городского леса Лебяжье будет вырублено 54663 дерева. Предусмотрена компенсация денежная - 1,337 млрд. и в виде 176324 посадочного материала.

- Место проведения компенсационных посадок, чтобы деревья высаживались не где-то в республике, а вблизи района вырубки – это вопрос, который ставился экологами перед городом. Надо с удовлетворением отметить, что такой район был найден, хотя сделать это было непросто. Площадь парка Лебяжье – спасибо за это правительству и Минземимущества! – будет существенно увеличена, - оптимистично заверяет Ярошевский и показывает на экране за счет чего – это оставшаяся часть бывшего леса Минобороны возле Аракчино, другую часть которого на днях “отдали” пострадавшим вкладчикам банков и обманутым дольщикам.

У поезда со средней скоростью 360 км/ч четыре зоны акустического дискомфорта: Новое Юдино, санаторий "Березовая роща", жилые массивы по улицам Рахимова и Коломенская

- Уже увеличена, - добавляет Фомин.

С экологической точки зрения, воздействие строительства и эксплуатации ВСМ является допустимым, делает вывод Ярошевский.

Включают второй рекламный ролик. Но через какое-то время затянувшуюся демонстрацию сами же обрывают.

У поезда со средней скоростью 360 км/ч (400 км/ч на отдельных участках, 300 км/ч – на входе в Казань) четыре зоны акустического дискомфорта - Новое Юдино, санаторий "Березовая роща", жилые массивы по улицам Рахимова и Коломенская, - отмечает ведущий специалист “Института акустических конструкций” (Санкт-Петербург) Валерий Светлов. Но при установке шумозащитных экранов высотой от 3,5 метров, уверяет он, нормативы будут соблюдены. Также будут соблюдены и все условия по вибрации.

"ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ДАЕТСЯ ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРА?"

- Почему южный вариант не рассматриваете, - спрашивает Сергей Мухачев, председатель татарстанского отделения “Социально-экологического союза (южный вариант – вариант, обходящий Казань с юга, со станцией в районе аэропорта, выносился на предыдущие слушания на стадии обоснования инвестиций в июле 2013 года). Мол, грузы из Китая гнать через город вряд ли целесообразно.

Изначально рассматривалась трасса "Москва-Казань", а не где-то на окраине городе, объясняет Котлов. Программа "Квантум Трэвел" (с упоминанием данной программы в связи с ВСМ журналист "Idel.Реалии" сталкиваемся впервые) выбрала десять вариантов, в том числе, центральный, северный и южный. За основной был выбран центральный вариант. В нем пять подвариантов. В результате кропотливой работы был выбран предложенный вариант. - И он несравнимо минимален по ущербу. Или 650 семей...

- Почему не представлены альтернативные варианты с ОВОСами, которые позволили бы людям оценить их? Почему людям дается выбор без выбора? - задает вопрос экоактивист Юлия Файзрахманова, имея в виду выбор: или снести дома, или вырубить лес.

Юлия Файзрахманова (в центре)
Юлия Файзрахманова (в центре)

Предлагает залу проголосовать за вариант, но Фомин попытку пресекает.

Северный и южный варианты признаны неперспективными

- Не будем ставить на чашу весов дома и деревья, - предостерегает активистку представитель "Скоростных магистралей". - В зале, я так понимаю, нет тех, кто писал письма, что “не надо сносить наши дома”. Северный и южный варианты признаны неперспективными.

- Я одна из тех, кто писал письма, ходил на митинги за сохранение наших домов, - прорывается к микрофону Гульнара Гилязова, активистка из Октябрьского. Варианта со сносом домов не было на слушаниях, поэтому люди на них не пришли, напоминает она, имея в виду, что этого варианта не было в материалах, которые выносились на слушания в 2013 году. Он возник неожиданно в ходе самих слушаний - на флешке, которую принесла главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. - Кто выбрал вариант из десяти? - вопрошает Гилязова. - Вариант не ушел, а разделил поселок Октябрьский.

Гульнара Гилязова
Гульнара Гилязова

Хлопают маленькие группы участников справа и слева зала. Гилязова продолжает говорить, но после нескольких предупреждений по указанию Фомина микрофон отключают.

- Не могу сейчас комментировать события четырехлетней давности, - выкручивается Котлов, хотя лично участвовал в тех слушаниях.

- Производилась ли экономическая оценка воздействия на окружающую среду? Учитывается ли в ней экологический ущерб? - интересуется председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов.

- Это делается не в ОВОСе, - парирует Ярошевский, но где это делается, не объясняет.

"Время для вопросов истекло!"

- В проекте определена величина капитальных затрат, - дополняет коллегу Котлов. - Она включает компенсационные мероприятия.

Желающие задать вопросы еще стоят в очереди к двум микрофонам, но Фомин процедуру прекращает: "Время для вопросов истекло!" - истекло 30 минут, выделенных на вопросы по регламенту. Переходят к выступлениям.

ДЕРЕВЬЯ ПОСАДЯТ ТАМ, ГДЕ ОНИ УЖЕ ЕСТЬ

- Почему не рассмотрен вариант эстакады над путевым развитием станции Юдино, вместо леса Лебяжье, - спрашивает Илья Евлампиев, активист велоклуба "Негонки". Такой вариант возможен, считает он, так как в материалах ОВОС над грузовой станцией "Восстания" эстакада проходит.

Должна быть перечетная ведомость на весь коридор вырубки деревьев для ВСМ, продолжает Илья и интересуется: почему места компенсационной высадки деревьев в материалах обозначены там, где лесные насаждения уже есть.

Почему не рассмотрен вариант эстакады над путевым развитием станции Юдино, вместо леса Лебяжье?

Для "неухудшения качества жизни" Илья просит у заказчиков предусмотреть в проекте три экодука для перехода через магистраль животных и лыжников…

- Регламент! - кричат сзади.

А также строительство компенсационной велодорожки – капитальной велодорожки от парка Урицкого до Обсерватории, завершает предложение активист.

Снова хлопают только два участка в зале.

Наталья Стрельникова, вице-президент межрегиональной общественной организации "Независимый институт общественной экологической экспертизы" (Москва), не очень уверенно зачитывает по бумаге, что материалы ОВОС могут быть оценены положительно. Зато уверенно желает заказчикам успеха.

Зал хлопает. Скучающая девушка рядом со мной переживает по поводу затягивающегося мероприятия.

- Не даны ответы по существу на вопросы Мухачева и жительницы Октябрьского, - заявляет кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов и спрашивает, оценивалась ли компенсация за нарушение спортивных трасс (лыжных, беговых, велосипедных и для скандинавской ходьбы).

- В 13-м году на слушаниях по ВСМ говорилось, это пассажирская трасса будет. А сейчас уже, видимо, речь идет о грузоперевозках, контейнерных перевозках. Какая будет частота этих контейнерных перевозок?

- О каком препятствии велосипедистам идет речь? ВСМ не предусматривает ни одного пересечения на одном уровне, - недоумевает Котлов. Мол, на земляном полотне будет ограждение для животных и людей.

Сейчас идет работа над тем, чтобы высокоскоростные поезда осуществляли перевозку скоропортящихся и высокодоходных грузов

- Теперь насчет грузового движения. Кто сказал, что эти страшные контейнеры 40- и 20-футовые, которые вы видите на платформах, пойдут по ВСМ? Никто такого не говорил. Там написано "грузопочтовые перевозки", - пытается развеять сомнения начальник техдепартамента. По его словам, сейчас идет работа над тем, чтобы высокоскоростные поезда осуществляли перевозку скоропортящихся и высокодоходных грузов.

- Я не особо верю в инвестиционную привлекательность проекта ВСМ-2, потому что ВСМ-1 провалился, - откровенно признается велоактивист Фарид Ахметов. - И на мой взгляд, это больше похоже на осваивание средств на этапе проектирования. Допустим, не построят ВСМ, и вдруг на месте лесокомплекса Лебяжье, особо охраняемой природной территории, возникнет впоследствии дорога или какое-нибудь коммерческое учреждение. Вот что потом? Есть некое ограничение, которое будет накладываться на территории по землеотводам?

"ВСМ ХОТЯТ НАЛОЖИТЬ НА ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС НАЧАЛА ХХ ВЕКА"

Тахир Давлетшин, экономист (автор проектного предложения "Обходная железная дорога" - от Зеленодальска до Бирюлей с севера от Казани, который ВСМ предлагает провести там же со станцией за Сухой рекой) уверен, что существующая железная дорога в городе морально и физически устарела, поэтому ее нужно вынести за пределы Казани.

Это больше похоже на осваивание средств на этапе проектирования

- На железнодорожный каркас города, который сформировался в начале ХХ века, хотят наложить транспорт конца ХХ века – это ВСМ, а хотят жить как в ХХI веке. Этого не получается.

В 2015 году Росжелдорпроект и РЖД признали, что железнодорожный обход необходим. В Казань были готовы приехать проектировщики из "Томгипротранса", но из-за Минтранса РТ встречи не состоялись, рассказывает Давлетшин. И делится добытыми из разговора с проектировщиками сведениями: мол, проход трассы через "Казань-2" изначально был определен как окончательный вариант.

- Железная дорога сейчас разделяет город на шесть где-то частей. А если пройдет железное кольцо через весь город (60 километров у нас город)? Сейчас проходят около 100 грузовых составов, вполне опасных для населения. Еще, допустим, 100 или 150 составов грузовых из Китая пойдут, - рисует перпективы экономист.

В ближайшие 10 лет, уверен он, ВСМ до Казани не дойдет. А пока денег нет, надо вернуть проект к самому началу и подойти к вопросу транспортного каркаса города научно.

- Почему вы опять говорите про грузовое движение? - возмущается Котлов.

Да какая разница, какие грузы они будут перевозить, возражает Давлетшин.

Пока денег нет, надо вернуть проект к самому началу и подойти к вопросу транспортного каркаса города научно

Юлия Файзрахманова говорит, что внизу под эстакадой проектируется шоссе. Так что животных, приходящих из охраняемых территорий, всё равно будут сбивать. Кроме того, будут уничтожены семь редких видов растений.

- Только в Казани трасса проходит через особо охраняемую природную территорию, - заявляет активистка, и это притом, что Совет по правам человека при президенте РФ рекомендовал исключить вариант прохождения ВСМ через Лебяжье. И добавляет: - В Марийской республике ВСМ проходит в 100 километрах от столицы Йошкар-Олы.

Самые лучшие варианты, на ее взгляд – южный, а также вариант Давлетшина, поэтому необходимо разработать ОВОС для них, а до тех пор отложить принятие решения.

"ГДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ? НУ, ГДЕ?"

Николай Нуриев указывает на то, что, во-первых, в материалах ОВОС по непонятной причине написано, что ВСМ проходит не по особо охраняемой природной территории Лебяжье, а вблизи нее. А во вторых, в России нет практики защиты от вибрации от таких дорог.

Застрахуйте, потом пускайте поезда

- Если пойдет вибрация, и полопаются или потрескаются дома, кто будет платить? Если заказчик, застройщик не застрахует наши дома перед эксплуатацией... Застрахуйте, потом пускайте поезда. А не сначала пустите поезда, пойдут трещины, и все будете друг на друга кивать.

- Меры для компенсации ущерба предусмотрены. Мероприятия для снижения нагрузки заложены, - рапортует Светлана Романова, эколог с кафедры инженерной экологии, непонятно какого вуза.

- Сейчас нас пытаются отбросить на четыре года назад, - поддерживает коллегу сотрудник института экологии и природопользования КФУ Виктор Белоногов. Предложенный вариант он рассматривает как компромиссный. - Мы вынуждены чем-то жертвовать. С экологической точки зрения, то, что эта трасса километрами проходит по эстакадам – это плюс очевидный. Я предлагаю поддержать вариант.

- Я вхожу в число 85% тех, кто поддерживает ВСМ, - начинает инженер-строитель Анатолий Гришков - кажется, вариант заказчиков находит поддержку и в его лице. Но продолжение оказывается неожиданным: - Я предлагаю вернуться на четыре года назад и рассмотреть хотя бы два или три варианта технико-экономического и экологического обоснования проекта. Где экономическое обоснование? Ну, где?

Фомин объявляет, что остался последний выступающий. По залу идет одобрительный гул, люди хлопают в ладоши.

Последний – это Владимир Тушонков, гендиректор ООО "Экологическая безопасность, промышленности, энергетики и транспорта", представившийся экспертом Росприроднадзора.

- Готовность проекта - 100% для сдачи на государственную экологическую экспертизу. Хотелось бы поблагодарить руководство республики и "Скоростных магистралей", - объявляет он.

Слушания состоялись.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG