Ссылки для упрощенного доступа

"Рифат Даутов — ещё один символ провала политики Хабирова". Харун Сидоров — о происходящем в Башкортостане


"Кто убил Рифата Даутова?", гласит надпись на плакате в руках у протестующего против репрессий в Башкортостане. Берлин, 3 февраля 2024 года
"Кто убил Рифата Даутова?", гласит надпись на плакате в руках у протестующего против репрессий в Башкортостане. Берлин, 3 февраля 2024 года

Резкую реакцию главы Башкортостана на предложение почтить память погибшего после задержания силовиками жителя республики Рифата Даутова эксперт Харун Сидоров считает грубой политической ошибкой Радия Хабирова. Такое поведение чиновника, полагает Сидоров, сделает из Рифата Даутова символ провала политики Радия Хабиров.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что дело Фаиля Алсынова обернулось для Радия Хабирова самым крупным репутационным провалом за время его нахождения в уфимском Белом доме. И теперь у этого провала появилось ещё одно конкретное имя — Рифат Даутов.

Это 37-летний мужчина, который скончался после того, как оказался в руках сотрудников ОМОНа, задержавших его за предполагаемое участие в акциях в поддержку Фаиля Алсынова. Провластные пропагандисты пытались представить эту трагедию как результат употребления им суррогатного алкоголя. Однако его родственники (и не только они) наотрез отметают эту версию.

В частности, издатель издания "Пруфы" Рауфа Рахимова в своем недавнем интервью рассказала, что ее брат был знаком с Даутовым. Ссылаясь на своего родственника, она утверждает, что Даутов не употреблял алкоголь. По мнению Рахимовой, попытка провластных пропагандистов выставить алкоголиком молодого человека, погибшего после задержания силовиками, вызвала негодование в республике. Поэтому неудивительно, что похороны Даутова прошли под контролем силовиков и максимально непублично.

Как следствие, в глазах многих имя Рифата Даутова стало символом несправедливости и репрессий против участников протестов в поддержку Фаиля Алсынова. "Кто убил Рифата Даутова?" (Who killed Rifat Dautov?), — задавались вопросом участники акций солидарности с жертвами репрессий в Башкортостане, прошедших в Европе.

Минуту молчания по погибшему у памятника Муртазе Рахимову провела башкирская певица Минзаля Яхина. В своем обращении она рассказала, что встретила женщину из села Юмагузово, откуда, как утверждает артистка, был родом погибший — и та тоже подтвердила, что он был непьющим человеком. Ко всеобщей акции памяти призвал в своем выступлении и уехавший из республики башкирский общественник Ильдар Юмагулов.

Более того, дело Даутова уже вышло за рамки Башкортостана. Правозащитный проект "ОВД-Инфо" начал сбор подписей под петицией с требованием расследования обстоятельств гибели Рифата Даутова. Того же от Следственного Комитета России потребовал и член совета Смоленского отделения партии "Яблоко" Семен Ковалев.

Очевидно, что в такой ситуации от Радия Хабирова требовалась какая-либо инициатива для обеспечения разрядки. И когда он, выступая на концерте, заявил, что готов протянуть руку дружбы каждому и вести диалог с теми, кто не согласен с его политикой, кому-то могло показаться, что он решил такую инициативу проявить. Хотя, конечно, таким людям следовало бы подумать о том, что если бы Радий Хабиров действительно был готов к диалогу, то он изначально вел бы его с посаженными при нем Айратом Дильмухаметовым, Лилией Чанышевой, Рамилей Саитовой и, наконец, Фаилем Алсыновым, заявление на которого он написал лично. Равно как и с запрещенной при нем организацией "Башкорт" и преследуемыми экологами.

И все же, несмотря на это, после призывов Хабирова к диалогу у кого-то, возможно, могли возникнуть надежды на сей счет. Но ненадолго. Их тщетность стала очевидна на состоявшейся на этой неделе встрече Хабирова с активом Всемирного курултая башкир. На ней он наглядно продемонстрировал, что ни к какому диалогу он не готов не только с открытыми оппонентами его политики, но и с теми, кто просто озвучивает крамольные в его глазах предложения, даже если они носят не политический, а просто этический характер.

Хабиров назвал "отвратительным и бессовестным" прозвучавшее на встрече предложение народного артиста Башкортостана Рифа Габитова почтить минутой молчания память Рифата Даутова. Мудрый политик, да еще и на встрече, преподнесенной как диалог, элементарно мог обратить эту инициативу в свою пользу.

Однако вместо этого он решил жестко осадить выступавшего и дать понять, что Даутов не заслуживает того, чтобы его память почиталась минутой молчания. Погибшего он поставил в один ряд с "наркоманом" из "американской истории" (вероятно, имея в виду Джорджа Флойда, из-за убийства которого при задержании в США прошли массовые волнения), а Рифу Габитову устроил настоящую выволочку: "Человек умный, ответственный, взрослый, как говорят, аксакал, пять раз должен подумать, когда такие вещи предлагает, чтобы потом до конца жизни не было стыдно за такие глупые вещи".

При этом показательно, что об аксакальстве Габитова Хабиров вспомнил, когда ему потребовалось того пристыдить. В то же время буквально за минуту до этого он отказал ему в праве говорить от имени аксакалов, от лица которых тот предложил почтить минутой молчания память Даутова.

"Пожалуйста, говорите от своего имени. Чтобы говорить от имени народа, ох как много нужно сделать, и полагаю, что здесь от имени народа, какой-то группы аксакалов… Вы от себя говорите", — сказал Хабиров.

При этом Габитов никогда не говорил, что он выступает от имени всех аксакалов, но как минимум от их группы он мог говорить абсолютно точно. Ведь незадолго до этого с совместным обращением вместе с ним выступили доктор исторических наук Марат Кульшарипов и доктор филологических наук Фаниль Кузбеков. И по возрасту, и по своим заслугам в переложении традиционной башкирской системы координат на современные реалии эти люди определенно могут считаться башкирскими аксакалами. Однако это не помешало Хабирову отчитать Габитова как последнего мальчишку, демонстративно попирая традиционный этикет тюрко-мусульманского народа.

Словом, с диалогом с оппонентами его политики, несмотря на уверение в готовности его вести, у Хабирова опять не задалось. И жесткая реакция на это башкирских общественников вроде лидера движения "Патриоты Башкортостана" Сагита Исмаилова, который по итогам этого мероприятия подтвердил свой недавний призыв к Хабирову оставить занимаемую должность, — тому подтверждение.

Впрочем, надо признать, что именно в силу личных качеств Хабирова и его политики в данный момент он является оптимальным лицом российской власти в Башкортостане с точки зрения стратегических задач башкирского национального движения, как их понимают представители его оппозиционного крыла вроде Айрата Дильмухаметова и Руслана Габбасова. Ведь замени сейчас Москва Хабирова на башкира, который начал бы публичный диалог с протестно настроенной общественностью и пошел бы ей на символические уступки в виде минуты молчания по жертвам подавления протестов, у многих людей наверняка возникли бы иллюзии, на избавление от которых потребовалось бы несколько лет.

Сейчас же Радий Хабиров своей политикой и своим отношением способствует избавлению людей от подобных иллюзий в кратчайшие сроки. И за это оппозиционные башкирские националисты вполне искренне могут сказать ему: "ҙур рәхмәт!" (большое спасибо!).

Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG