Ссылки для упрощенного доступа

"Рудник" в Свияжске открылся "Причастием" и русским фольклором


Марина Разбежкина и Линара Багаутдинова
Марина Разбежкина и Линара Багаутдинова

В Свияжске стартовал фестиваль дебютного документального кино "Рудник". Картины выпускников ведущих киношкол мира посоревнуются за звание лучшего фильма, лучшего полнометражного и лучшего короткометражного фильмов фестиваля и денежные призы. Конкурс открылся сильнейшей работой молодого польского режиссера Анны Замэцка "Причастие", который уже успел собрать призы кинофестивалей.

Накануне, 16 августа, в Свияжске открылся фестиваль дебютного документального кино "Рудник". Он не только международный и первый в своем роде — фильмы для участия в нем отбирала сама Марина Разбежкина, прославленный режиссер-документалист с татарстанскими корнями. Она арт-директор фестиваля.

В конкурсной программе мероприятия — одиннадцать картин начинающих режиссеров из разных стран мира. Вне конкурса будут показаны семь дебютных фильмов режиссеров, которые живут и снимают в национальных республиках Поволжья.

В жюри конкурса вошли журналист, кинокритик и заместитель главного редактора Colta.ru Михаил Ратгауз, сценарист, драматург, прозаик Любовь Мульменко, а также сценарист и режиссер родом из Казани Эдгар Бартенев.

Когда мы готовили этот кинофестиваль, мы обращались к киношколам, ведущим киношколам. Мы хотели увидеть, что происходит в этих киношколах, и искали первый, второй, третий фильм, сделанные молодыми кинематографистами, потому что эти три фильма считаются дебютными, напомнила условия отбора фильмов на фестиваль Разбежкина.

ШКОЛА АНДЖЕЯ ВАЙДЫ

"Причастие", кадр из фильма
"Причастие", кадр из фильма

Открыл конкурсную программу фестиваля фильм "Причастие" польского режиссера Анны Замэцка — выпускницы киношколы Анджея Вайды. Этот фильм, по словам программного директора фестиваля Евгении Марченко, "успел объехать полсвета и получить определенное количество призов на самых главных фестивалях".

Ола — четырнадцатилетняя девчушка. Oна, ее любящий выпить отец и брат-аутист Никодим живут втроём. У матери новая семья и маленький ребенок. Дочь с ней общается только по телефону.

Ола следит за домом, Ола следит за братом: собирает его в школу (он учится в религиозной школе), учит тексты и готовит к причастию. Она с Никодимом не слишком любезна, но, кроме нее, кажется, никто с ним общий язык не находит. Да и не пытается. Хотя Никодим, судя по произносимым им фразам, вовсе не дурак. Просто, в отличие от сестры, он словно предпочел спрятаться от гнетущей действительности в своем особом мире.

Ола следит за отцом, пытается удержать его от выпивки (соцработник уже угрожает отдать детей приемным родителям). Хотя хочет Ола танцевать, веселиться и гулять с друзьями, как ее ровесницы.

А еще Ола изо всех сил пытается воссоединить семью, и ей это почти удается — с приездом мамы их хрупкий и грустный домашний мир переворачивается с ног на голову...

СТАРЫЙ ДИВАН, "КОТО-ПУСЯ" И ЛЫСИНА

"Олег Евгеньевич", кадр из фильма
"Олег Евгеньевич", кадр из фильма

"Олег Евгеньевич" — курсовая работа Линары Багаутдиновой в "Московской школе кино". Линара родилась и училась в Казани, переехала в Москву шесть лет назад. Этот фестиваль для нее — первый.

Сидя на диване, он пьет. Сидя на диване, он смотрит телевизор. Сидя на диване, он разговаривает по телефону, если ему кто-то звонит. Вся жизнь Олега Евгеньевича как будто проходит на диване, за исключением случаев, когда он участвует в съемке в массовках на телешоу, ходит в магазин за алкоголем или опрыскивает водой свое цитрусовое дерево на кухне. Даже его возраст в пространстве дивана и четырех стен не поддается определению.

Это растительное существование прерывает неожиданный звонок "кото-пуси" женщины, чей номер Олег Евгеньевич удалил, как объясняет он сам, "чтобы не звонить по пьяни".

Мужчина, хотя и продолжает сидеть на диване, на глазах оживает. Он то предлагает собеседнице приехать к нему, так как у их долгих разговоров "должен быть какой-то апофеоз", то говорит, что лучше бы ей к нему не приезжать. Противоречивые чувства его раздирают: "А на хрена ты позвонила? Когда ты уходила, вот этот взгляд… Я думал все". А минуту спустя: "Ты мне звони, пожалуйста". И уже положив трубку и откинувшись на спинку дивана: "Сволочь, а!".

Олег Евгеньевич так потрясен разговором, что отказывается от очередной подработки и отправляется пополнять запасы алкоголя.

Интересно то, как Багаутдинова выбрала своего героя. Её, рассказала она, всегда интересовало, что движет людьми, снимающимися в телемассовках, которые за двенадцать часов работы получают по шестьсот рублей. Линару пустили понаблюдать за ними в павильон Мосфильма и посадили там, где она не попадает в кадр. А рядом с ней, также не попадая в кадр, сидел Олег Евгеньевич. Он, как объяснили девушке, нужен только для звука — во время аплодисментов. Для изображения же он не годится — его лысина бликует.

Завершил первый день фестиваля полуторачасовой концерт семейного дуэта Сергея Старостина и Ольги Лапшиной, исполняющих русский фольклор.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG