Претензии Башкортостана на Актанышский район?

Представители Башкортостана возлагают цветы на могиле Мутина

9 февраля Актанышский район Татарстана посетила делегация из соседней республики. Из Башкортостана приехали ученые, общественные деятели, журналисты. Официальная цель визита — участие в мероприятиях, посвященных династии Мутиных. Некоторые эксперты, однако, склонны расценивать этот визит как скрытую экспансию, целью которой является башкиризация самого восточного района Татарстана.

9 февраля в районном центре прошли мероприятия, посвященные памяти Мутиных, корни которых из деревни Такталачык (русское название — Такталачук). В связи с этим в Актанышский район приехала делегация из соседнего Башкортостана, в составе которой были и представители Всемирного курултая башкир. В том числе, в Татарстан приехал и ведущий известных передач на телеканале БСТ Салават Хамидуллин, которого многие активисты татарских общественных организаций Башкортостана обвиняют в искажении истории татарского народа.

2 февраля — день, когда погиб Ильдархан Мутин, один из активистов, участвовавших в создании башкирской автономии в начале ХХ века

Как передает радио Азатлык, это далеко не первый визит представителей Уфы на родину первого президента Татарстана. В прошлом году попытка установить в деревне Такталачык памятный знак закончилась скандалом. Но несмотря на это, когда шум вокруг прошлогоднего визита поутих, знак всё же был установлен. Теперь представители соседней республики снова изъявили желание приехать на родину Мутиных. 2 февраля — день, когда погиб Ильдархан Мутин, один из активистов, участвовавших в создании башкирской автономии в начале ХХ века.

Могила Ильдархана Мутина

Актанышцы, посчитав, что гостей нужно принять как следует — по-татарстански — организовали приём не только в самом селе, но и в районном центре, где широкой публике были показаны фрагменты документального фильма "Мутины", снятого телеканалом БСТ. Авторы картины открыто говорят о том, что Мутины являются башкирами.

За организацию прошедших мероприятий ответственность была возложена на заместителя главы Актанышского района Ильфака Бариева. В интервью корреспонденту радио Азатлык он заявил следующее: "Мутиных мы считаем татарами. Если кто-то их называет башкирами, ничего страшного в этом нет". Бариев посоветовал в визите делегации из Башкортостана скандала не искать.

​"Мероприятия организованы общими усилиями. Сначала уфимцы заявили, что приедут в Такталачык, возложат цветы. Спросили разрешения. Мы посовещались и решили, что после такой долгой дороги ограничиться одним лишь возложением цветов было бы неправильно. Позвали их в Актаныш. У нас есть Парк Победы, музей, пришли к выводу, что можно концерт устроить. А уфимцы сняли про Мутиных кино, решили, что и его покажем. Это — вечер памяти, вечер татаро-башкирской дружбы.

Мы примыкаем к Башкортостану, постоянно ездим туда, у нас есть общие проекты. Я не историк. Мутины — из рода Гирея. Я и сам из Гиреев. Историю нужно знать до конца. Нам нет разницы, кем являлись Мутины. Главное — это люди, личности, которых мы помним и ценим. Мы все живем в одном государстве, в Российской Федерации. Мутины — славные представители России. Мы говорим, что они — татары, они говорят, что они — башкиры, другие по-другому скажут. Могут сказать, что в них течет финно-угорская кровь, и назвать их марийцами," — рассказал Бариев.

Минтимер Шаймиев тоже башкир?

Корреспондент радио Азатлык задал Бариеву встречный вопрос:

— Если людей, которые являются выходцами из деревни Такталачык Актанышского района, называют башкирами, получается, что и деревня башкирская. Значит ли это, что и Минтимер Шаймиев, который родом из этих мест, тоже башкир?

— Это невозможно, — ответил Бариев. — Не нужно искать интриги. Этот визит нельзя назвать политикой башкиризации. Они и до этого приезжали. Изучали надгробные плиты. Были не только в селе Такталачык, но и в других деревнях района. Шаймиев останется Шаймиевым.

"ОДНИМ НАШИМ ВИЗИТОМ ВСЕХ В БАШКИРЫ НЕ ЗАПИШЕШЬ"

Пока администрация Актанышского района утверждает, что никакой башкиризации татар нет, в Уфе не жалеют ни сил, ни денег для того, чтобы донести актанышцам свою точку зрения.

Сотрудник Башкирского государственного университета Марат Кульшарипов в беседе с корреспондентом радио Азатлык также называет мероприятия в селе Такталачык актом татар-башкирской дружбы и шутит, что "одним визитом всех в башкиры не запишешь", намекая на то, что планы у башкирского национального движения на счет Актаныша очень даже далеко идущие.

Марат Кульшарипов

​"Дискуссий о том, кем являлись Мутины — татарами или башкирами — и быть не должно. Во всех документах: и в "Ревизской сказке", и в метриках перепеси населения указано, что Мутины были башкирами.

Ильдархан Мутин вместе со своим младшим братом Гарифом после Октябрькой революции основал башкирское национальное движение. Они участвовали в первом курултае башкир, прошедшем в Оренбурге. Ильдархан Мутин сыграл значимую роль в создании башкирской автономии. Заки Валиди, являвшийся главой башкирского военного совета, в свое отсутствие за главного оставлял именно Ильдархана Мутина. Он ему целиком и полностью доверял.

Сохранилось очень много документов за подписью Мутина. Немало и материалов, им написанных. Он сам написал и свою автобиографию. Во всех этих документах он указан башкиром, а его родной язык — башкирским. Мутины — башкирские мурзы. У татар не было рода Гиреев. Вообще, у татар нет никаких родов, племён.

С этих краев очень много башкир вышло. Может, они немного и говорили по-татарски, но в метриках они указаны башкирами.

В этом случае вопрос о каких-либо татаро-башкирских спорах вообще отпадает. С этих краев очень много башкир вышло. Может, они немного и говорили по-татарски, но в метриках они указаны башкирами", — рассказал Кульшарипов корреспонденту радио Азатлык.

—​ В то время, когда национальный вопрос между двумя республиками немного поутих, когда будущее не только татарского, но и башкирского языка не совсем ясно, насколько уместным вы считаете ваш визит в Актанышский район, в ходе которого вы заявляете местным татарам, что они —​ башкиры?

— Это не кампания башкиризации, это демонстрация исторической правды. Мензелинский уезд входил в состав Уфимской губернии. Там проживало 230 тысяч башкир — больше, чем татар. Мы знаем каждую башкирскую деревню, очень хорошо их изучили.

Неужели Татарстану будет какой-то вред от того, что мы приедем в Актаныш и будем изучать Мутиных? Наоборот, связи между двумя республиками от этого только укрепятся. Пусть актанышцы знают своих, знают, что они боролись за Башкортостан. Не нужно воспринимать это как угрозу. Одним нашим визитом всех в башкиры не запишешь.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ БАШКИР

Татарские ученые всё же тоже приняли участие в мероприятиях в Актанышском районе — несмотря на то, что изначально это не было запланировано. Например, академик Индус Тагиров, который является ведущим специалистом по событиям начала ХХ века, о предстоящем в Такталачыке мероприятии узнал лишь за несколько дней. В результате Казань была вынуждена второпях сформировать делегацию и отправить её на восток республики. Вместе с Тагировым в Актаныш поехали историк Альберт Бурханов, писатели Вахит Имамов, Ильфак Ибрагимов.

По словам академика Тагирова, подобные десанты башкирских ученых в конце концов могут привести к серьезным последствиям.

Индус Тагиров

​"Башкирские ученые усиленно работают, пытаясь башкиризировать татарские деревни. Этот визит — одна из подобных попыток. Подготовка у них достаточно серьезная. А вот из ученых Татарстана практически никто не занимался изучением восточных районов нашей республики — разве что Альберт Бурханов. Это огромная ошибка Казани.

Проводится мысль, что язык у местного населения татарский, а по национальности они являются башкирами

Частота, с которой совершаются визиты представителей башкирского национального движения в Актаныш, уже граничит с экспансией. Народ пытаются убедить: проводится мысль, что язык у местного населения татарский, а по национальности они являются башкирами. Начало положено. Впору ожидать более серьезных шагов. А среди местного населения есть разные люди.

Когда я был молодым, в Актаныше были и те, кто считал себя башкирами. Если башкирские ученые будут и дальше так же активно действовать, если будут показываться документальные фильмы, передачи по ТВ — мысль о том, что местное население всё же является башкирами, будет только крепнуть. Нам, татарам, это выгодно? Для нас важно единство. У нас нет права позволить кому-то уменьшить численность нашего народа, а такие попытки были.

Удивляет и реакция властей Актанышского района. Мы же не против встреч, но пусть при организации мероприятий создаются комиссии из представителей обеих сторон, обеих республик. Раньше так и было. Национальная политика — вещь очень чуткая, ей нужно заниматься очень осторожно", - считает Тагиров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​