Эхо "башкирской Кондопоги": а как бы поступили татары?

Последствия конфликта в селе Темясово Баймакского района Башкортостана

В конфликте между жителями деревни Темясово в Баймакском районе Башкортостана и рабочими, приехавшими с Кавказа, участвовало не только местное население, но и башкирские активисты из Уфы. Они выступили в защиту своих соотечественников.

Напомним, как сообщали республиканские СМИ, конфликт начался из-за того, что несколько рабочих оскорбили продавщицу киоска, продававшую шаурму. За девушку вступился ее брат и его друзья, но были избиты. После этого разгневанная толпа жителей Темясово разгромила и подожгла временные будки, где проживали приезжие, а также их автомашины. В ходе столкновений один из местных жителей получил проникающее ножевое ранение в живот. ​

На следующий день полиция задержала более десятка местных жителей, участвовавших в драке, а также двоих рабочих.​ После этого возмущенные жители Темясово и окрестных сёл, а также приехавшие из Уфы и соседних с Баймаком районов представители башкирских национальных организаций, буквально, осадили райотдел внутренних дел в Баймаке, где содержались задержанные за драку с рабочими. Собравшиеся числом в несколько сот человек потребовали освободить всех задержанных темясовцев, и полиция была вынуждена выполнить это требование.

Your browser doesn’t support HTML5

Башкортлар Темәстә тоткарланган милләттәшләренә ярдәмгә җыелды

​Один из организаторов этого собрания, руководитель организации "Башкорт" Фаиль Алсынов сообщил, что они достигли своей цели: башкиры были освобождены, а активисты выехали обратно в столицу РБ.

Ранее, весной этого года, башкирские активисты потребовали извинений у московского комика Руслана Белого, который, по их мнению, оскорбил национальные чувства башкир, пошутив над звуками башкирского языка и над Салаватом Юлаевым.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сайдамат Мусаев: Чеченцы готовы извиниться перед жителями башкирского села

В прошлом году во время акции в защиту башкирского языка активисты организации "Башкорт" не дали сотрудникам полиции задержать Фаиля Алсынова.

Словом, башкирские активисты умеют постоять за своих. Чего нельзя сказать о татарах. "Если бы подобные события случились в Татарстане, как бы поступили татары?" Этот вопрос Радио Азатлык задало общественным деятелям, следящим за событиями в татарском мире.

Журналист, главный редактор газеты "Сираҗи сүзе" Искандер Сираджи считает, что башкиры в отличие от татар очень сплоченны из-за того, что на них не оказывалось давления, которое оказывалось на татар:

Искандер Сираджи

​—​ Не думаю, что татары, если возникнет такая необходимость, приедут в деревню из города и будут защищать своих, как это сделали башкиры. Они, по сравнению с нами, более воинственный народ. Они вынуждены противостоять в двух направлениях. С одной стороны, башкиры противятся татаризации, с другой — русификации. В то же время они никогда не подвергались большому давлению — такому, как подвергались татары. Они не стали, как мы, осторожными и трусливыми. Вот поэтому, наверное, и не побоялись приехать в район и защитить своих.

Башкиры не стали, как мы, осторожными и трусливыми

У меня есть свое мнение о том, почему случился этот конфликт. В России разные народы много лет жили дружно, ненависти друг к другу не было. Но после того, как затронули вопрос преподавания в школах родных языков, у многих внутри что-то проснулось. Думаю, подобных конфликтов будет больше. Недавно на Кавказе были проблемы между кабардинцами и балкарцами. Сейчас вот в Башкортостане случилось. Это самый настоящий межнациональный конфликт. И причина заключается не в башкирах и не в рабочих с Кавказа. Считаю, что причина заключается в политике, направленной против языков нерусских народов. А ведь она будет продолжена. Остаётся только желать, чтобы не случилось большой войны.

—​ Если нечто подобное случится в Татарстане, реально, что на помощь местному населению придут организованные преступные группировки?

Даже если возникает какая-то маленькая проблема, делают из мухи слона, используют возникший повод против Татарстана — в качестве политического инструмента

—​ У нас все ОПГ интернациональные. Думаю, бандиты не будут участвовать в таких межнациональных конфликтах. Да и некому у нас уже в них участвовать. Не хотелось бы, чтобы у нас в Татарстане случилось нечто подобное. Потому что Татарстан — республика, за которой следят пристальнее всего. Даже если возникает какая-то маленькая проблема, делают из мухи слона, используют возникший повод против Татарстана — в качестве политического инструмента. Я — патриот своей республики, желаю, чтобы в ней всё было хорошо и спокойно, чтобы она сохранила свою политическую позицию.

Политолог Руслан Айсин также считает, что татары, в отличие от башкир, не станут защищать своих.

Руслан Айсин

​—​ Татары не смогут ответить единым фронтом. У татар менталитет немного другой, да и силы иссякают. Уменьшилась способность самоорганизации. В регионах татары могут организоваться на Сабантуй, а когда возникают серьезные поводы, они затихают. Если нужно встать на защиту языка, республики, других татар — тут же появляются проблемы. Тут есть несколько причин. Если татарин видит, что для него будет от этого некая польза (материальная или имиджевая), сорганизоваться возможно. Если чует опасность — тишина. Потенциал мобилизации уменьшается, к сожалению. Мы уже давно расселенный по миру народ. Нами больше руководит городская культура. К сожалению, мы и национальный дух теряем. Всё это отрицательно влияет на мобилизацию. С другой стороны, мы — большой народ, а значит, организоваться сложно. Малочисленным народам намного легче даётся создание некой единой структуры.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.