Ссылки для упрощенного доступа

Застряли в топе: пьющие казанцы стали опорой бюджету РТ


Россия оказалась на четвертом месте в “алкогольном рейтинге" Европы. Сегодня, она далеко не самая пьющая страна в мире. Уровень потребления спиртного в России падает с 2007 года - за минувшие девять лет потребление сократилось с 16,4 л до 12,1 л (в среднем на человека в год). Вот только в регионах Поволжья употребление спиртного по-прежнему остаётся на весьма высоком уровне.

Так, Уфа, Казань и Нижний Новгород еще два года назад входили в пятерку самых пьющих городов страны, а самым "пивным" городом России признавалась Самара. В среднем за год каждый уфимец выпивал почти 20 литров, а нижегородцы и казанцы - по 15,7 литра водки. Напомним, уровень потребления спиртного выше 8 л в год ВОЗ относит к "чрезмерному". В 2016 году в десятке самых пьющих городов России оказались еще и Пермь, Ульяновск и Ижевск. Так, что добрая половина в топ-10 самых пьющих городов России досталась Поволжскому федеральному округу.

К слову, ни один регион Поволжья не вошел в десятку другого рейтинга – самых трезвых регионов страны. Несколько лет назад, по данным Интерфакса, шесть городов Татарстана и вовсе попали в топ-20 самых пьющих населенных пунктов России. Этому есть объяснение.

Водка наряду с нефтью оказывается главным источником благосостояния Татарстана. Татспиртпром – вторая по налоговым сборам компания в Татарстане и первая в России по отгрузке водки. Всего в 2016 года Татспиртпром заплатил 13,9 млрд руб. в федеральный бюджет и 9,3 млрд – в республиканский. Такой результат достигнут за счет активной экспансии татарстанской водки в другие регионы России, вплоть до Сахалина.

И это при том, что республика активно продвигает образ мусульманского региона, центра халяльной индустрии и спортивной столицы. В этом стремлении к лидерству во взаимоисключающих областях, Татарстан напоминает немецкого кайзера Вильгельма, который стремился "быть невестой на каждой свадьбе, младенцем на каждых крестинах и покойником на каждых похоронах".

Кстати, у большинства поволжских регионов довольно развитая алкогольная индустрия (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Самарская и Нижегородская область), активно работающая и на внутренний региональный, и на общефедеральный рынок . При том, что в Татарстане и Башкортостане эта промышленность представлена сугубо госкомпаниями - Татспиртпром и Башспирт, которые генерируют прибыль для своего главного акционера – республики.

В случае Татарстана - дело еще и в налаженной системе учета. Региональным властям высокие продажи спиртного очень выгодны, особенно на фоне высоких отчислений в центр. Почти половина алкогольных акцизов идет в региональную казну.Главное - наладить неустанный контроль за продажами алкоголя. Фискальные органы Татарстана находятся на первом месте по степени мобилизации налогов. А Госалкогольинспекция Татарстана стала, пожалуй, одним из самых эффективных органов власти республики. Прежний ее руководитель – Игорь Марченко, “лучший друг” Татспиртпрома, смог обеспечить компании 90 % алкогольного рынка региона, а республике – управляемые цены на алкоголь, в духе лучших традиций командно-административной системы.

Татарстан стал первым регионом, кто внедрил систему “большого брата” в розничных продажах алкоголя.Теперь каждый сельмаг и магазин формата “24 часа”, продающие алкоголь, обязаны иметь систему учета ЕГАИС (автоматизированную систему госконтроля за производством и оборотом алкоголя). Установку весьма недешевой системы оплачивали сами предприниматели.

Как ни странно, Игорь Марченко, восемь лет руководивший Госалкогольинспекцией, стал первым, кто ушел в отставку при новом премьере Алексее Песошине. На его место пришел “сафаровский кадр” Жаудат Ахметаханов - когда-то замначальника криминальной милиции Татарстана, а затем - руководитель МВД Карачаево-Черкессии. По всей видимости, такой золотой источник дохода требует особого контроля, “силового мышления” и “своих людей”. К тому же командно-административные методы Госалкогольинспекции Татарстана становились предметом для разбирательства Федеральной антимонопольной службы, и, возможно, генеральские погоны Ахметханова должны помочь в неудобном разговоре с ФАС, а также - в борьбе с самогонщиками и последними производителями контрафакта.

Вместе с тем алкогольный рынок могут ожидать изменения, которые заставят стимулировать потребление алкоголя именно в Татарстане, а не за его пределами. Федеральными парламентариями постоянно поднимается вопрос об изменении схем распределения акцизов. Так, разработан законопроект, по которому предлагается отдавать половину акцизы не тем регионам, кто производит спиртное, а тем, кто хорошо продает его на местах. По прогнозам экспертов, Татарстан изначально может потерять 3-4 млрд руб. от доходов казны.

И в этом свете инициатива татарстанских депутатов по возрождению вытрезвителей, возможно, родилась не случайно. Госсовет РТ первым из субъектов РФ принял соответствующий закон в мае этого года. Депутаты наперебой заговорили о положительном опыте этих учреждений, почему-то напрочь "забыв" аргументы шестилетней давности о необходимости их закрытия. Так что официальные цифры потребления алкоголя в Татарстане, скорее всего, еще поразят своими рекордами, а выбывание из алкогольных топов республике точно не грозит.

Высказанные в рубрике мнения отражают точку зрения авторов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG