Ссылки для упрощенного доступа

Статус татарского уже не будет прежним


Будущее татарского языка в школах Татарстана продолжает оставаться под большим вопросом. Нынешнее решение Государственного Совета о двух часах государственного татарского языка в школах должно еще пройти через горнило федерального Минобра и Администрации Президента РФ. К игре могут подключиться и скрытые игроки.

С началом новой учебной четверти школы оказались на перепутье — они не имеют четких указаний, как действовать дальше. Новости из школ разные — каждый "выплывает" по своему: многие уже сократили количество часов татарского до двух часов, кто-то выбрал дисциплину "родной язык", некоторые — краеведение вместо татарского, кто-то — второй учебный план с факультативным татарским.

Между тем, новый учебный план, выработанный на прошлой неделе республиканским Министерством образования, предполагает обязательное обучение школьников государственному татарскому языку в количестве двух часов.

Читайте также: Рустам Минниханов: татарский язык будет преподаваться два часа в неделю

К этому объему добавлялась возможность добровольного обучения татарскому языку в качестве такой дисциплины, как родной язык (2 часа). Госсовет однозачно поддержал республиканский Минобр. Однако прокуратура Татарстана моментально опротестовала подобный учебный план, а республиканский Минобр поспешил оправдаться, что этот учебный план будет действовать в случае соответствующих изменений в федеральном законодательстве. Именно "дырка" в федеральных образовательных стандартах стала формальной правовой причиной прокурорских "наездов" на государственные языки республик в Российской федерации. И решение Госсовета эту дырку пока не прикрывает.

Оставить татарский язык, как полноценный и равностатусный, уже не представляется возможным

Сколько может продлиться ситуация правового вакуума, как будет действовать главный надзирающий и карающий орган республики, президент многонациональной Российской федерации — так же неизвестно. 30 ноября прокуратура должна отчитаться перед президентом России о добровольности преподавания родных языков и государственных языков национальных республик. В этом отношении ответ Дмитрия Пескова — пресс-секретаря президента России оказался весьма двусмысленным: "нельзя казнить помиловать".

Читайте также: Песков: Вопрос изучения татарского языка относится к компетенции властей Татарстана

Поэтому в нынешней ситуации "языкового противостояния" продолжает оставаться два четких сценария — оптимальный (для татарстанской власти) и пессимистический (для татарского языка). Оставить татарский язык, как полноценный и равностатусный, уже не представляется возможным.

Пессимистический сценарий (для татарского языка). Некоторые школы на родительских собраниях выбрали так называемый "второй учебный план", по которому татарский язык становиться факультативом. Нет четких данных о том, какие школы выбрали учебные планы без татарского языка. В таких школах останется только один учитель татарского языка, программа сократится в 4-5 раз.

Ситуация в рамках этого сценария может зайти далеко. Пример Башкортостана налицо — факультативный статус государственного языка (башкирского) с ярлыком "ненужного предмета", уволенные учителя, минимальный уровень программы обучения языку. Но самый крайний сценарий — это Республика Крым. Если в 2013 году в Крыму на украинском языке могли обучаться более 13,5 тысяч человек, то в сентябре 2014 года на украинском обучалось 2154 школьника, а к 2016 году их количество уменьшилось в 36 раз —​ до 371 ученика. При этом доступ к образованию на родном языке не могут получить более 60% говорящих на крымскотатарском и 74,5% украиноязычных детей, утверждают правозащитники. Администрация школ не рекомендуют родителям писать заявления на обучение детей на украинском. Наиболее активным сторонникам украинского могут сказать: "Желающих всего 1-2 человека, никто не будет ради вас открывать классы". И люди боятся идти против большинства

Оптимальный сценарий (для татарстанских властей). Что ждет татарский язык и татар в случае принятия такого варианта? Как минимум, сокращение программы изучения татарского языка и литературы в 2-2,5 раза. Нужно учесть и тот момент, что в состав учебной дисциплины "Татарский язык" входит и татарская литература (в случае русского языка и литературы — это разные предметы). И именно эта часть программы может сильнее всех пострадать. Подчеркнём, современная педагогика не знает случаев, когда сокращение учебной нагрузки вело к улучшению знания предмета.

Скорее всего, татарский язык ждет ликвидация итогового экзамена у учеников 9-классов по татарскому языку. Это, в свою очередь, снижает и планку требований к знаниям учащихся и их мотивацию. Более мягкое отношение к ученикам, завышенные оценки — это то, чего будут негласно требовать от учителей татарского. По сути это уже полуфакультативный статус, который означает еще более низкую мотивацию к изучению языка и второсортность учебной дисциплины.

Считается, что это отступление позволит сохранить существующий статус государственного языка, не ударив в грязь лицом и выполнив требования противников изучения татарского. На заседании Госсовета Республики Татарстан министр образования озвучил количество увольняемых учителей татарского языка. Их число составит 220 человек. Однако это весьма оптимистическая цифра, названная уже с учетом планов по переквалификации, перевода учителей на другое место работы. По сути, минус один час татарского — это минус 400 учителей. Двукратное сокращение часов автоматически должно вести к снижению количества преподавателей татарского языка на 40-50 %. Такая языковая "реформа" может затронуть как минимум полторы тысячи учителей и их семей. Большинство будут вынуждены работать на меньшую ставку.

В итоге учителя татарского языка окажутся в числе наименее доходных педагогических спецаильностей. В малых городах и в сельской местности узкий рынок труда вынудит учителей татарского пойти на условия, предлагаемые властями. Кто-то возьмет часы библиотекаря, будет преподавать и русский язык, станет социальным педагогом, а предпенсионный возраст раньше уйдет на пенсию. Часть работников снижение часов (значит, снижение заработной платы) может не устроить. Поэтому могут уйти те, у кого маленькие дети — а это самые активные учителя, которые уже обрели опыт и вошли во вкус профессии. Есть опасность, что при принятии решения о сокращении, главным критерием будет являться лояльность учителя к администрации, а не его профессионализм. Это также может сказаться на качестве и без того не очень сильного педагогического состава. Улучшению преподавания татарского языка это точно не поможет.

При этом встает целый ряд специфических вопросов: создание новых учебников, с учетом сокращенной программы, их утверждение в федеральном центре, написание учебников для русского языка — родного, и, возможно — русского языка, как неродного.

В преддверии основных государственных экзаменов для 9 классов (аналог ЕГЭ) значительная часть родителей-татар предпочтет перестраховаться и в качестве родного выберет русский язык. И это будет естественный и прагматичный выбор, обусловленный текущей языковой и школьной политикой российского государства. Нужно понимать, что большинство доминирующих в мире языков продвигались именно за счет жесткой языковой политики, вливания огромных финансовых средств и маргинализации других языков, присутствующих на данной территории.

Во всяком случае, при настоящем языковом курсе легче татарскому языку в Татарстане не станет. Становиться очевидным, что при "оптимальном" раскладе в татарский язык Татарстане в школах сильно теряет свои позиции. Однако, подчеркнем, и этого "полуфакультативного" статуса для татарского языка еще нужно добиться.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG