Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитный Татарстан — 2017


Архивное фото
Архивное фото

Координатор правозащитной организации "Зона права" Булат Мухамеджанов описал главные события правозащитной жизни Татарстана в 2017 году. Пыточный скандал в Нижнекамске, школьные поборы, притеснение цыган, отказ властей в согласовании публичных акций сторонников Навального — об этом и не только в материале специально для "Idel.Реалии".

ПОЛИЦИЯ

Пять лет полиция Татарстана прожила без крупных скандалов. Определенные выводы после ЧП в ОП "Дальний" все-таки были сделаны — так, количество жалоб на пытки в органах внутренних дел, поступающих к правозащитникам, сократилось в разы.

Тем не менее, за два последних года в отношении татарстанских полицейских возбудили порядка 40 уголовных дел за превышение должностных полномочий с применением насилия и гибель потерпевших. Вновь наблюдается тенденция к возвращению практики насилия над задержанными в полицейских участках. Скандал в Нижнекамске в ноябре, вызвавший широкий общественный резонанс, — яркое тому подтверждение.

Ильназ Пиркин в своем предсмертном видео сообщил о пытках в отделе полиции
Ильназ Пиркин в своем предсмертном видео сообщил о пытках в отделе полиции

В настоящее время Следственный комитет в тесном сотрудничестве с правозащитниками расследует девять уголовных дел в отношении сотрудников УМВД по Нижнекамскому району. Их количество, по нашим данным, должно возрасти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как в самом благоустроенном городе России пытают людей в полиции

В 2017 году, только после обращения в ЕСПЧ, четырем бывшим сотрудникам казанского ОП "Юдино" предъявили обвинение в пытке "ласточка" в отношении замдиректора техникума Павла Дроздова, который после этого умер. Трагедия случилась за месяц до "Дальнего", но обвинительный приговор суд вынес лишь спустя 5,5 лет. Экс-правоохранители, не признавшие своей вины, получили условные наказания.

Наша принципиальная позиция — виновные в пытках полицейские должны быть осуждены к реальному лишению свободы. И потому мы обжаловали мягкий приговор в Верховный суд Татарстана.

Условный срок для участкового, 21 раз применившего электрошокер к задержанному, и мизерная денежная компенсация заставили жителя Альметьевска обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Таких заявителей становится больше.

Остаются безнаказанными, с нашей точки зрения, халатные действия полицейских, в результате чего люди испытывают страдания или погибают. Так, ЕСПЧ рассмотрит жалобу казанца, которого участковые бывшего ОП "Дальний" (ныне — ОП "Сафиуллина") избили по ошибке. В Казани не расследуется дело о гибели мужчины, который "выпал" из полицейской машины во время движения прямо на дорогу.

Наконец, спустя 15 лет после гибели Жавдата Хайруллина, "допрошенного" в Тукаевском РОВД Татарстана, ЕСПЧ установил, что российские власти нарушили ст. 2 (Право на жизнь) и ст. 5 (Право на свободу и личную неприкосновенность). Вдове присуждена компенсация в размере 46 тысяч евро. Мы будем добиваться возобновления следствия по уголовному делу и наказания виновных полицейских.

Получила продолжение история с "ментовскими войнами" в республике. Так, в июле в Набережных Челнах задержали начальника "убойного" отдела Даниля Закирова и его коллег, которые обвиняются в избиении людей, "крышевании" наркопритона и других тяжких должностных преступлениях. В декабре Московский областной суд отправил начальника полиции Казани Руслана Халимдарова на 10,5 лет в колонию строгого режима за похищение казахстанца Сумбата Оганова и фальсификацию оперативно-розыскных материалов в 2005 году, его подельники также приговорены к серьезным срокам заключения.

ГРАЖДАНСКАЯ МЕДИЦИНА

В январе председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин обозначил приоритетные направления деятельности для подчиненных и, в частности, потребовал усилить качество расследования ятрогенных преступлений.

В Татарстане уже второй год успешно функционирует отделение судебно-медицинских исследований в недрах СУ СКР. Монополиям экспертных учреждений, подчиняющихся Минздраву, пришел конец. Специалисты отделения судебно-медицинских исследований выносят экспертные заключения по врачебным делам, которые нередко ложатся в основу обвинительных приговоров. Глава республиканского Следственного комитета Павел Николаев высоко оценил вклад этих специалистов, а президент Татарстана Рустам Минниханов поддержал борьбу против нерадивых медработников.

За два года в республике возбуждено порядка 75 уголовных дел в отношении врачей за некачественное оказание помощи и смерть пациентов. В уходящем году суды вынесли шесть обвинительных приговоров. Показательны два примера.

В январе заведующий отделением хирургии Сабинской ЦРБ Ильгиз Арсланов полностью признал свою вину в смерти пациента и выплатил вдове 500 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. Суд прекратил разбирательство в связи с примирением сторон.

Мы советуем своим доверителям не настаивать на реальном сроке наказания, поскольку, в отличие от того же полицейского, врач в 99% случаев совершает преступление неумышленно. Признание вины, адекватная денежная компенсация — вот, чего мы добиваемся в суде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Два миллиона за одну смерть

Второй пример свидетельствует о морально-этических нормах, которые сложились в системе здравоохранения Татарстана. В 2010 году хирург Агрызской ЦРБ Вячеслав Тубылов получил условный срок за получение взятки и служебный подлог. В 2016 году его оштрафовали на 200 тысяч рублей и лишили водительских прав за нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ).

Тем не менее, Тубылов продолжил работать в Агрызской ЦРБ и в конце 2016 года стал виновником гибели двух пациентов. В августе 2017 года хирург отделался условным сроком и запретом заниматься врачебной деятельностью. Однако из родной больницы Тубылов уволился лишь третьего октября, да и то — "по собственному желанию". Этот вопрос был поднят мной с трибуны Госсовета Татарстана. Присутствовавший на мероприятии замглавы Минздрава республики Сергей Осипов предпочел отмолчаться. В том числе и по поводу предложения спикера парламента Фарида Мухаметшина взаимодействовать с правозащитниками.

В 2018 году мы совместно со Следственным комитетом намерены активизировать работу по расследованию ятрогенных преступлений.

ТЮРЬМА

В 2017 году наступил конец эпохе правления Дауфита Хамадишина. Под его руководством УФСИН по Татарстану из аутсайдеров выбилось в лидеры в общем рейтинге территориальных органов по всем направлениям деятельности.

Полтора десятка начальников колоний и их заместителей оказались на скамье подсудимых за денежные поборы с заключенных

С другой стороны, все последние годы ведомство сотрясали коррупционные скандалы. Полтора десятка начальников колоний и их заместителей оказались на скамье подсудимых за денежные поборы с заключенных. Очевидно, что в центральном аппарате УФСИН были в курсе порочной практики, но никто из его сотрудников к уголовной ответственности привлечен не был.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Багаж Хамадишина: что ждет нового главу УФСИН по Татарстану

Еще одна больная тема, характерная, в целом, для системы Федеральной службы исполнения наказаний — неоказание надлежащей медицинской помощи.

В ноябре ЕСПЧ присудил 24 тысячи евро матери, жене и дочери чеченца Молды Каимова, умершего в ИК-2 Казани от туберкулеза. Российские власти нарушили ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — право на жизнь.

В декабре ЕСПЧ взыскал 19,5 тысяч евро в пользу Константина Ситарского, которому за четыре года так и не сделали необходимую операцию на ноге в учреждениях УФСИН по Татарстану. В частности, начальник СИЗО признавал важность операции, но сказал, что провести ее в условиях пенитенциарной системы невозможно.

Между тем, по нашим данным, улучшилась ситуация с освобождением тяжелобольных осужденных от отбывания наказания. Если в 2016 году таковых насчитывалось 11 человек, то в уходящем — около 20.

В 2018 году мы планируем тесно взаимодействовать по данной проблематике с Уполномоченным по правам человека в Татарстане Сарией Сабурской.

ШКОЛЬНЫЕ ПОБОРЫ

В сентябре 2017 года "Зона права" провела федеральную "горячую линию" по школьным поборам. В Татарстане партнером акции выступил Казанский правозащитный центр, который активно занимался темой принудительных взносов в учебных заведениях в 2009-2013 годах.

Основные жалобы родителей с тех пор не изменились — администрации школ так же требуют сдать деньги в фонд учреждения, на охрану и уборку, на покупку учебников.

В центре внимания федеральных и международных СМИ (материал в крупнейшей газете Германии чего стоит) оказалась история с картофельными поборами в школе города Кукмора. Выяснилось, что из бюджета на питание ученика выделяется 6 рублей 80 копеек в день, еще 10 рублей вносят родители.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Люди не усваивают и не хотят усваивать то, что они нарушают закон"

Прокуратура выявила нарушения и потребовала наказать виновных. Председатель СКР Александр Бастрыкин инициировал доследственную проверку в связи с инцидентом в Кукморе, которая завершилась отказом в возбуждении уголовного дела.

Основные жалобы родителей с тех пор не изменились — администрации школ так же требуют сдать деньги в фонд учреждения, на охрану и уборку, на покупку учебников

Смею предположить, что даже после такой шумихи финансовая обеспеченность школы не выросла ни на копейку. И проблема не в конкретном директоре, который просто пытался досыта накормить детей. Пока государство не повернется лицом к сфере образования, а продолжит выделять деньги по остаточному принципу, родители так и будут жаловаться на поборы.

По итогам "горячей линии" прокуратура также установила факты поборов в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольском и Буинском районах Татарстана.

ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ

В 2016 в разы выросло количество протестных акций как в России в целом, так и в Татарстане, в частности. Во многом это стало возможным благодаря активности сторонников Алексея Навального.

В Татарстане власти отказались согласовывать антикоррупционный митинг 26 марта. Тем не менее, люди вышли на улицу, а правоохранители выписали с десяток протоколов по ст. 20.2 КоАП РФ.

Антикоррупционный митинг в Казани, 26 марта 2017 года
Антикоррупционный митинг в Казани, 26 марта 2017 года

Попытки обжаловать решения силовиков в суде успеха не имели. Эльвире Дмитриевой, главе казанского штаба Навального, отказали в удовлетворении иска о моральной компенсации к казанским властям, отказавшим согласовать акцию 26 марта. Стоит отметить, что жалоба Дмитриевой на решения судов по итогам митинга 26 марта уже коммуницирована Европейским судом.

В апреле суд арестовал организатора акции "Надоел" в Казани Дарью Кулакову на 10 дней. Вообще, столица Татарстана "отличилась", 11 раз за год отказав в согласовании митинга с участием Алексея Навального.

Также не будем забывать про вкладчиков Татфондбанка и других региональных банков, которые регулярно проводили митинги и жестко высказывались о действующей власти. До поры до времени чиновники хранили терпение, понимая, что "административки" могут повлечь еще больший размах протеста. Последней каплей стал "штурм" здания Кабмина республики: только после этого инцидента в отношении двух лидеров обманутых вкладчиков возбудили административные дела и оштрафовали их на десять тысяч рублей.

В целом, адвокаты Международной "Агоры" по делам 26 марта направили в Страсбург девять дел из Татарстана.

ПРИТЕСНЕНИЯ ЦЫГАН

На протяжении года, как сводки с фронта, поступали сообщения об очередном витке гонений цыганского табора, обосновавшегося в начале нулевых в селе Айша Зеленодольского района Татарстана. Кстати, "Idel.Реалии" — единственное СМИ, которое регулярно освещало эту тему.

А событий хватало — (1) требование властей о сносе построек, которые соорудили сами цыгане, они функционировали с десяток лет, и чиновники не выявляли нарушений; (2) создание специального класса только для цыган в местной школе; (3) провокационные, с точки зрения правозащитников, высказывания главы района Александра Тыгина в отношении цыган. После этого даже прокурору Татарстана Илдусу Нафикову пришлось заявить, что он считает недопустимым "бросать тень на нацию".

Судебная тяжба против муниципалитета, как и ожидалось, закончилось не в пользу цыган. В августе они самостоятельно разобрали постройки, но приехавшие судебные приставы в сопровождении ОМОНа погрузили стройматериалы на грузовики и вывезли их. Впоследствии суд удовлетворил иск к главе цыганского табора на сумму 287 тысяч рублей за вывоз стройматериалов, которые... находились уже на его участке.

Жалоба на притеснения цыган в Татарстане будет направлена в ЕСПЧ.


Булат Мухамеджанов
координатор правозащитной организации "Зона права", специально для "Idel.Реалии"

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG