Ссылки для упрощенного доступа

"Даже к животным лучше относятся": трое осужденных за участие в "Хизб ут-Тахрир" обратились в ЕСПЧ


Асгат Хафизов, Альберт Валиуллин, Ленар Саитов, Рузиль Давлетшин (слева направо). Фото: Артем Кузнецов, БИЗНЕС Online (business-gazeta.ru)
Асгат Хафизов, Альберт Валиуллин, Ленар Саитов, Рузиль Давлетшин (слева направо). Фото: Артем Кузнецов, БИЗНЕС Online (business-gazeta.ru)

Приговоренные в общей сложности к 56 годам лишения свободы за участие в запрещённой в России организации "Хизб ут-Тахрир" Асгат Хафизов, Тимур Узбеков и Ленар Саитов обратились в Европейский суд по правам человека. Они считают содержание их в клетке во время судебного процесса бесчеловечным отношением. Заявители подчеркивают, что это "послужило инструментом незаконного влияния на суд, поскольку подрывало принцип презумпции невиновности". Супруги осужденных рассчитывают на то, что решение ЕСПЧ поспособствует искоренению практики содержания подсудимых в клетках. Ранее по подобным делам Европейский суд уже присуждал гражданам России от трех до десяти тысяч евро.

Асгат Хафизов, Тимур Узбеков и Ленар Саитов, признанные виновными в участии в деятельности организации "Хизб ут-Тахрир" (признана в России террористической), пожаловались в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом "Idel.Реалии" рассказали их супруги. По мнению мужчин, содержание их в клетке во время судебного процесса, который длился четыре месяца, нарушает Европейскую конвенцию по правам человека.

Напомним, в начале декабря прошлого года Приволжский окружной военный суд (заседания проходили в Казанском гарнизонном военном суде) приговорил Хафизова, Узбекова и Саитова, а также еще пятерых фигурантов дела к длительным срокам заключения за организацию и участие в деятельности "Хизб ут-Тахрир". Хафизова приговорили к 19 годам и двум месяцам колонии, Саитова — к 19 годам, а Узбекова — к 18 годам (апелляционные жалобы поданы, но еще не рассмотрены). В ноябре прошлого года правозащитный центр "Мемориал" признал их политическими заключенными.

"Мы неоднократно выражали несогласие с позицией Верховного суда, признавшего "Хизб ут-Тахрир" террористической организацией. Данных о том, что это сообщество, декларирующее себя как партию, причастно хоть к одному теракту, нет. В странах Западной Европы и Северной Америки партия не запрещена (за исключением Германии, где организация запрещена за антиизраильскую риторику, но не за террористическую деятельность). Деятельность осужденных, как буквально и говорится в этих и других аналогичных приговорах, сводилась к собраниям для чтения и обсуждения религиозной литературы, религиозно-политическим дискуссиям. Мы считаем, что даже, несмотря на то, что "Хизб ут-Тахрир" не разделяет идеи демократии и прав человека в западном понимании, общественная опасность этой идеологии, распространяемой без насилия и призывов к нему, низка и не может служить оправданием для заключения под стражу и тем более двузначных тюремных сроков", — заявляли в "Мемориале".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Хизб ут-Тахрир". Что такое "Партия исламского освобождения" и почему так часто сажают её членов

В жалобах в ЕСПЧ Асгат Хафизов, Тимур Узбеков и Ленар Саитов напомнили, что судебный процесс по их делу длился четыре месяца — с 5 сентября по 8 декабря 2017 года. Во время судебных заседаний, сказано в жалобах, все они "находились в клетке" размером 225 см в длину, 120 см в ширину и 215 см в высоту. В каждой из двух клеток находились четверо обвиняемых. "Это причиняло физические неудобства в связи с теснотой", — отмечается в жалобах.

В течение всего судебного разбирательства заявители чувствовали к себе отношение как к опасным животным

"В течение всего судебного разбирательства заявители чувствовали к себе отношение как к опасным животным, которых необходимо оградить от общества, посадив в клетку. На них смотрели, их фотографировали и снимали на видео как зверей в зоопарке, что являлось безусловным фактором унижения их человеческого достоинства", — отмечали в жалобах признанные виновными мужчины.

Они также напомнили, что во время судебного процесса ходатайствовали о признании их содержание в клетке нарушением статьи 3 Европейской конвенции по правам человека (запрещение пыток). Саитов, Хафизов и Узбеков просили прекратить унижающее человеческое достоинство обращение. На заявленные ходатайства, сказано в жалобах, суд лишь описал "техническую информацию о конструктивных параметрах клеток для подсудимых в залах суда", а "правового обоснования необходимости этих клеток в ответе не содержалось". "Просьбы заявителей по существу рассмотрены не были и остались без ответа", — сказано в жалобах.

На последнее судебное заседание подсудимые надели футболки с надписями "Я не экстремист", "Я не террорист", "Меня судят за ислам"

Кроме того, Асгат Хафизов, Тимур Узбеков и Ленар Саитов напомнили, что в день оглашения приговора на них надели наручники. На последнее судебное заседание подсудимые надели футболки с надписями "Я не экстремист", "Я не террорист", "Меня судят за ислам". "Конвойная служба сначала требовала, чтобы подсудимые сняли футболки. Потом кого-то из них заставили снять футболки, а с особо упорных просто сорвали их", — подчеркнули заявители в жалобах и отметили, что после этого "их руки были застегнуты наручниками за спиной, чтобы они не имели возможности что-либо написать на бумаге и показать прессе".

Заявители считают, что "Российская Федерация не выполнила негативное обязательство по защите их от бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения". Хафизов, Узбеков и Саитов напомнили: ранее ЕСПЧ указывал, что "особое внимание следует уделять тому, чтобы обвиняемый не имел на себе никаких внешних признаков его виновности во время судебного процесса, что могло бы повлиять на презумпцию невиновности". К этим признакам, отметили заявители, может относиться и содержание обвиняемых в клетке в зале суда.

В жалобах отмечается, что в российских судах в клетке содержат всех подсудимых: "будь то экономические преступления, убийство, воровство или мелкое правонарушение и независимо от того, имел ли человек судимости".

"Эта норма является незаконной. Правила проектирования вновь сооружаемых и реконструируемых зданий судов не были законами, принятыми законодательным органом и поэтому не могут накладывать ограничения на осуществление прав человека. Соответствующим национальным законодательством для оценки законности использования клетки во время судебных разбирательств являлись Конституция и Уголовно-процессуальный кодекс. Ни то, ни другое не предусматривает возможности заключения людей в клетку в зале суда. Содержание заявителей в клетке, как будто они опасные преступники, уже признанные виновными, послужило инструментом незаконного влияния на суд, поскольку подрывало принцип презумпции невиновности", — говорится в жалобах.

Заявители констатировали, что были "как обезьяны в зоопарке выставлены в клетке перед общественностью"

Заявители констатировали, что были "как обезьяны в зоопарке выставлены в клетке перед общественностью". "Такое обращение, сопоставимое с обращением с дикими животными, содержащимися в металлических клетках в цирке или зоопарке, запугивало заявителей и унижало их в собственных глазах и в глазах общественности", — отметили Хафизов, Саитов и Узбеков. Они напомнили, что "процесс замены металлических клеток в залах судебных заседаний на стеклянные кабины показал признание в России факта, что использование металлических клеток было нарушением прав человека".

Заявители сослались на несколько решений ЕСПЧ, который ранее посчитал использование металлических клеток в зале суда "жестким и унизительным обращением".

В разговоре с журналистом "Idel.Реалии" супруги заявителей выразили надежду, что решение Европейского суда по правам человека в будущем поможет избежать подобного отношения к другим подсудимым.

Даже к животным лучше относятся, чем к мусульманам. Если будет судебный прецедент, я буду рада, чтобы такого не повторилось

— Я считаю, что это противозаконно и нарушает права человека, который и так уже находится под стражей. Клетка была очень маленькая, в ней находилось четыре человека. Я считаю, это очень бесчеловечно и негуманно, — заявила Альбина Саитова. — Я хочу, чтобы все права, прописанные в законодательстве, соблюдались. Чтобы такого отношения к подсудимым, которые и так находятся в заключении, не было. Даже к животным лучше относятся, чем к мусульманам. Если будет судебный прецедент, я буду рада, чтобы такого не повторилось.

Супруга Тимура Узбекова — Рамиля Нагуманова — также считает содержание супруга в клетке бесчеловечным отношением. "В клетке содержат зверей — это неправильно. Что касается наручников, то я не знаю, действительно ли дело было в футболках. Все происходит на усмотрение полицейских и приставов. Когда они знакомились с материалами дела, они тоже были в наручниках, вы представляете? От ЕСПЧ я жду, чтобы к тем, кто будет на месте моего супруга, в будущем было другое отношение. Мы же не только о себе должны думать, но и о других", — констатировала Нагуманова.

Алсу Хафизова вспомнила, что клетка "была очень маленькая и тесная". "Я помню, как в Верховном суде Татарстана была просторная стеклянная кабина, а в гарнизонном суде им было тесно. В ЕСПЧ я рассчитываю на признание того, что к супругу относились бесчеловечно", — резюмировала Хафизова.

В феврале прошлого года ЕСПЧ признал незаконным и унизительным пребывание в металлической клетке во время суда трех граждан России и потребовал выплатить им от трех до семи с половиной тысяч евро в качестве компенсации. В июле 2014 года Европейский суд постановил выплатить Александру Свинаренко и Валентину Слядневу по 10 тысяч евро также за содержание их в металлической клетке во время судебного разбирательства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG