Ссылки для упрощенного доступа

Как "Вечерняя Казань" теряла активы и независимость


Иллюстративное фото

Крах старейшего независимого издания в республике, газеты "Вечерняя Казань" для многих читателей стал полной неожиданностью —​ однако на самом деле первые тревожные колокольчики прозвенели намного раньше. "Idel.Реалии" проследили путь активов "ВК" за последние несколько лет, а заодно вспомнили, какие странные вещи происходили со свободой слова в "Вечёрке" в это время.

О том, что "ВК" перестаёт выходить с 2019 года, 25 декабря сообщил источник "Idel.Реалии". По словам нашего собеседника, шеф-редактор издания Хазбулат Шамсутдинов собрал сотрудников и сделал это объявление, объяснив, что последние полгода ушли на поиски нового издателя. В 2019 году газета должна была отметить своё сорокалетие.

СДЕЛКУ ЗАМЕТИЛИ СПУСТЯ ЧЕТЫРЕ ГОДА

Прежде всего — об учредителях. "Вечёрку" издают два юрлица с похожими названиями. Это ООО "Издательский Дом "Вечерняя Казань" и ООО "Редакция газеты "Вечерняя Казань" (далее для удобства — ИД и Редакция). Эта информация указана на сайте издания. Причем указанные там же реквизиты принадлежат именно ИД. Оба юрлица были зарегистрированы в 2004 года с разницей всего в полмесяца.
База данных "Интегрум" даёт возможность проследить движение средств через счета обеих фирм с 2013 года.

годпоказатель, руб.ООО "Издательский Дом "Вечерняя Казань"ООО "Редакция газеты "Вечерняя Казань"
2013

АКТИВЫ

ВЫРУЧКА

ПРИБЫЛЬ

11 392 000

17 196 000

224 000

7 681 000

11 979 000

1 475 000

2014

АКТИВЫ

ВЫРУЧКА

ПРИБЫЛЬ

36 268 000

41 899 000

25 416 000

27 140 000

14 570 000

3 806 000

2015

АКТИВЫ

ВЫРУЧКА

ПРИБЫЛЬ

3 648 000

26 275 000

2 718 000

38 423 000

26 143 000

12 823 000

2016

АКТИВЫ

ВЫРУЧКА

ПРИБЫЛЬ

1 441 000

26 166 000

минус 2 208 000

49 421 000

25 677 000

9 998 000

2017

АКТИВЫ

ВЫРУЧКА

ПРИБЫЛЬ

минус 6 957 000

23 425 000

минус 8 398 000

55 522 000

23 304 000

6 102 000

Как видно из таблицы, самым успешным для ИД по всем показателям за последнюю пятилетку оказался 2014 год. Но уже в 2015-м и стоимость активов, и сумма прибыли снизились в разы. А в 2017-м ИД ушёл в минуса и по прибыли, и по активам, несмотря на достаточно неплохие показатели выручки.

По данным "Реального времени", в 2014-2015 гг. произошло судьбоносное для газеты событие — и Редакция, и ИД поменяли учредителей (правда, широкая общественность узнала об этом лишь минувшей осенью). В Редакции смена хозяев произошла в летом 2014 года, в ИД — в феврале 2015-го. Шеф-редактор "ВК" Хазбулат Шамсутдинов и его сын Роман являлись соучредителями ИД, единственный учредителем Редакции был Шамсутдинов-старший.

Новым — и единственным — учредителем обеих фирм стал Камиль Гайфуллович Гайнуллин. Ряд обстоятельств, пишет издание, заставляет предположить, что этот бизнесмен связан с ГК "Нэфис": даже его рабочий электронный адрес ap-pak@nefco.ru привязан к тому же домену, что и корпоративная почта ГК "Нэфис". Связывают открытые источники с группой компаний и его сына, известного автотрейдера РТ Айбека Гайнуллина. Признаки того, что на редакционную политику "Вечёрки" с момента перепродажи заметно влиял "Нэфис", можно найти и в материалах издания за последние несколько лет. Но об этом — чуть позже.


ИЗ "ИСКРЫ" РАЗГОРИТСЯ БИЗНЕС

В 2015 году Хазбулат и Роман Шамсутдиновы учредили ООО "Искра". За три года своей деятельности "Искра" продемонстрировала небольшой, но стабильный рост активов и стабильную (хотя тоже — скромную) прибыль.

2015 год:
Активы: 37 568 000
Выручка: 4 165 000
Прибыль: 2 199 000

2016 год:
Активы: 40 022 000
Выручка: 5 150 000
Прибыль: 2 453 000

2017 год:
Активы: 42 525 000
Выручка: 4 860 000
Прибыль: 2 504 000

Виды деятельности фирмы указаны следующие: издание газет — основной; аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; деятельность рекламных агентств. Таким образом, Шамсутдиновы всё ещё оставляют за собой возможность вернуться в газетный бизнес.

Не менее важно другое. Напомним: по данным нашего источника, на собрании, посвященном закрытию газеты, Шамсутдинов сообщил коллективу, что руководство издания так и не нашло покупателя, которого искало около полугода.

Но из структур, нами упомянутых, за последние несколько лет явные финансовые сложности испытывал только ИД. Правда, пока неизвестно, с какими именно финансовыми результатами завершают 2018 год Редакция и "Искра".

ТЕ, ЧЬИ ИМЕНА НЕЛЬЗЯ УПОМИНАТЬ ВСЛУХ

Симптомы, свидетельствующие о постепенной утрате "Вечёркой" независимости, наши источники, в разные годы сотрудничавшие с газетой в том или ином качестве, наблюдали уже довольно давно.

Например, в 2011 году разразился скандал: часть леса у посёлка Петровский оказалась огорожена под строительство. Участки, как выяснилось, достались республиканским функционерам, среди которых были Марат Муратов, на тот момент — руководитель Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" и Иршат Минкин, тогдашний первый заместитель главы муниципального образования города Казани (сейчас они, соответственно, занимают должности первого заместителя руководителя аппарата президента РТ и депутата Госдумы).

Хотя фамилии Минкина и Муратова были известны корреспонденту "ВК" практически с самого начала расследования, они по непонятным причинам долгое время вымарывались из редакционных материалов. Единственным оскандалившимся собственником, чья фамилия мелькала в статьях, был менее маститый Олег Касаткин. Остальные долгое время фигурировали в публикациях в лучшем случае в качестве "чиновников городского и республиканского масштаба".

Ещё один крупный скандал — но уже международного уровня — "Вечёрка" тоже имела шансы осветить самой первой. Речь об истории, в которую попал заслуженный строитель РТ Равиль Зиганшин. Точнее, даже не он сам, а его зять. Бизнесмен Тимур Зайнутдинов приобрел за 6 млн евро знаменитую виллу "Годилонда" в Италии. Вилла 1910 года постройки расположена в городе Кастильончелло на берегу Средиземного моря, имеет свой парк площадью один гектар и частный пляж. Вскоре разразился скандал: местные жители обвинили Зайнутдинова в варварской вырубке парка и попытках перекрыть доступ к городскому пляжу. К делу подключились даже местные правоохранительные органы и СМИ. Нашлись и выходцы из России, обратившиеся в "ВК". Но в издании материал так и не вышел.

Наконец, после фактической покупки СМИ Гайнуллиным, который, напомним, считается бизнесменом, связанным с ГК "Нэфис", в "Вечёрке" всё чаще стали публиковаться материалы, комплиментарные по отношению к группе компаний. Одновременно стали появляться статьи, совершенно некомплиментарные по отношению к АО "Эссен Продакшн АГ" и его гендиректору Леониду Барышеву.

Учитывая, что Казанский жировой комбинат, входящий в группу "Нэфис", и Эссен" являются конкурентами и, более того, довольно продолжительное время выясняли отношения в судах, совпадение стоит признать как минимум занятным​.

В 2011 году, кстати,ОАО "Нэфис Косметикс"​ судилось и с "Вечерней Казанью". Тогда городская общественность была возмущена "ароматными" выбросами в Старо-Татарской слободе и заподозрила в их производстве "Нэфис", а предприятие предъявило "ВК", написавшей об этом, иск на 3 млн руб. Как свидетельствуют очевидцы этих баталий, иск впоследствии был отозван. А сейчас, спустя семь лет, добрые отношения ГК "Нэфис" и старейшей независимой газеты Татарстана уж точно не вызывают сомнений. Очередная реклама бренда от "Нэфис Косметикс" была опубликована на сайте издания вечером 24 декабря.

Увы, от закрытия "Вечёрку" плотное сотрудничество с якорным рекламодателем почему-то не спасло.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

А что думаете вы?

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG