Ссылки для упрощенного доступа

"Мы граждане, а не рабы": проблема мусора превращается в проблему власти


Один из лозунгов состоявшегося накануне, 3 февраля, митинга против строительства мусоросжигательного завода под Казанью: "Мы граждане, а не рабы! Требуем учета нашего мнения". На мой взгляд, это главный аргумент. Если граждане — жители Осиново, микрорайона "Салават Купере", Казани против строительства, то власти должны найти другое решение.

Сжигание — это быстрое, но далеко не лучшее решение проблемы мусора. В интересах граждан, включая интересы будущих поколений, — продуманная долгосрочная политика в отношении мусора не столько как проблемы, сколько как ресурса, сырья. С этой точки зрения нет альтернативы мусоропереработке. Власти должны учесть мнение граждан, разработать и осуществить более сложную, но значительно более выигрышную и безопасную схему глубокой переработки мусора.

Мнение, что граждане не готовы к раздельному сбору мусора, на мой взгляд, ошибочно. Когда наша семья приехала в Финляндию и поселилась в резиденции научного фонда, мы обнаружили в ней простой и понятный буклет с инструкцией по сортировке мусора. Разобраться с шестью контейнерами, стоящими на площадке для мусора, не составило никакого труда. На каждом из этих контейнеров тоже была подробная инструкция на финском и английском языках — перечисление, что можно класть в контейнер, а что нельзя.

По возвращении в Казань было непривычно вновь складывать весь мусор, кроме бумаги, в одну ёмкость

Например, на контейнере для стекла была надпись: "Да — пустые стеклянные бутылки, пустые стеклянные банки. Нет — крышки от банок и бутылок, хрусталь, зеркала, лампы, фарфор, ветровые стекла, керамика, оконные стекла". Вся семья, включая детей, в течение двух дней научилась раскладывать в отдельные пакеты пластик, бумагу и пищевые отходы. По возвращении в Казань первое время было очень непривычно вновь складывать всё, за исключением макулатуры, в одну ёмкость. То же самое я несколько раз слышал от своих коллег.

Представители татарстанских властей, включая Рустама Минниханова и Ильсура Метшина, посещают Финляндию, изучают её опыт и высоко оценивают его. Почему бы им не принять во внимание, во-первых, финский опыт глубокой переработки мусора, в основе которого — отношения к мусору не как к проблеме, а как к ресурсу, а во-вторых, практики участия граждан Финляндии в разработке и принятии решений?

Этот вопрос, к сожалению, является риторическим. Одно из ключевых различий между Финляндией, с одной стороны, и Россией и Татарстаном, с другой, заключается в том, что в Финляндии власть сменяема и подотчётна гражданам, а в России и Татарстане — нет.

Политическую систему в Финляндии исследователи обозначают термином "консенсусная демократия". Такой тип демократии, по определению Аренда Лейпхарта, предполагает разделение, рассредоточение и ограничение власти различными способами, позволяя всем или большинству заинтересованных сторон участвовать в осуществлении власти в форме широких коалиций и обеспечивая широкое участие заинтересованных групп. Основной чертой процесса принятия политических решений в данном случае являются переговоры, нацеленные на достижение консенсуса.

На вчерашнем митинге в Осиново звучали политические требования

Между тем российские и татарстанские власти исключают участие граждан в решении мусорной проблемы. Вследствие этого проблема мусора в России стремительно превращается в проблему власти. На вчерашнем митинге в Осиново звучали политические требования. О солидарности с движением против строительства мусоросжигательного завода заявили представители целого ряда сообществ в Татарстане. Если власти этого не замечают, тем хуже для них.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG