Посетила я тут давеча процесс в одном из райсудов Казани. А затем рассказала у себя в фейсбуке, как судья, увидев включение мною диктофона, пригрозила удалить меня с открытого судебного заседания с мотивировкой "Вы меня раздражаете"…
Тут, само собой, набежали френды с комментариями. Одна заявила, что вот она лично эту судью очень ценит и ходит на её процессы с ожиданием праздника — с тех пор, как услышала её замечание о том, что диктофон убивает её опасным излучением. Другой предложил всем журналистским миром скинуться служительнице Фемиды на защитную мантию из фольги. Ну и так далее.
При этом они напомнили, что пока 15 суток можно огрести и по статье "мелкое хулиганство"
Официально заявляю: все участники этого обсуждения были под сильным впечатлением от отечественного судопроизводства, что, надеюсь, в свое время зачтётся нам как состояние аффекта. Ведь, с одной стороны, законопроект о наказании за выражение в интернете "явного неуважения к обществу, государству, официальным госсимволам, Конституции РФ и госорганам" (т.е. к тем, из кого состоят эти органы), депутаты Госдумы успели принять только в первом чтении… Но с другой-то стороны, при этом они напомнили, что пока те же 15 суток можно ведь огрести и по статье "мелкое хулиганство"!..
Так что уважение, уважение и ещё раз уважение.
Вы, может быть, скажете, что не так-то это просто. Взять, например, Совет Федерации: высшая палата федерального парламента, цвет законодателей России под гордым названием "сенаторы", сенатор Андрей Клишас и инициировал этот самый законопроект… И вот прямо средь шумного законодательного бала из этих сливок торжественно, при участии четверых граждан в штатском, извлекается сенатор Рауф Арашуков с обвинением в двойном убийстве и участии в преступном сообществе.
А тут ещё Павел Чиков из правозащитной "Агоры" подсчитал, что за последние 10 лет 12 членов Совета Федерации уже осуждены ("от убийств и изнасилований до стрельбы и воровства"), плюс трое бывших сенаторов — в международном розыске, а ещё один — под стражей (по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере). Плюс, само собой, свежеизвлеченный Арашуков.
И выходит, что в приложении к нормативной численности этого госоргана Уголовный кодекс там явно не уважает каждый десятый (без учета тех, насчет которых это ещё не явно). Но наказывать будут за явное неуважение к этому госоргану — не перепутайте.
В общем, договорились: отныне о российском обществе, государстве вместе с его органами и о Конституции — либо хорошо, либо ничего.
Но тут предвкушение 23 февраля привело в воинственное состояние коммунистов, и они пошли в контрнаступление, как в 1918-м под Псковом и Нарвой. Депутат Госдумы от марийской КПРФ Сергей Казанков объявил: на законопроект о санкциях за неуважение к власти фракция коммунистов отвечает законопроектом о санкциях за "оскорбление избирателей"!
Чтобы, значит, как только очередное "должностное лицо" брякнет про "макарошки" или что "государство не просило вас рожать" — штраф ему в зубы в размере 30-50 тыс. руб. А "в случае повторных аналогичных нарушений или за особо грубые реплики" — дисквалифицировать на срок до трех лет.
Но "на журналистов, блогеров законопроект не распространяется", отметил, спасибо ему, Казанков.
Значит, так. Должностным лицам запретить оскорблять избирателей; избирателям запретить не уважать должностных лиц и Конституцию; журналистам и блогерам запретить не уважать должностных лиц и Конституцию, но разрешить оскорблять избирателей (в конце концов, свобода слова у нас или не свобода слова?!)… кажется, всех охватили борьбой за мирное сосуществование?
Так, погодите, а депутаты-то?.. Они ж у нас не "должностные лица", а отпускают в адрес избравших их такое, что наблюдатели то и дело сомневаются в действенности законодательства о запрете немедицинского использования сильнодействующих препаратов.
То депутат Сергей Вострецов предложит отнимать у родителей отпрысков
То глава комитета Госдумы по вопросам семьи Тамара Плетнева выдаст россиянкам директиву избегать половых контактов с приехавшими на ЧМ-2018, а то ведь могут быть и дети: "Хорошо, если еще одной расы, а если другой расы, то вовсе"… То депутат Сергей Вострецов предложит отнимать у родителей отпрысков, сходивших на протестный митинг… То имеющий 10 миллионов годового дохода депутат Госдумы Николай Валуев на жалобу избирательницы, что ей стыдно жить бедной в богатой России, назидательно процитирует из высокодуховного: "Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым!"…
В общем, как быть с оскорблением избирателей, если их оскорбляют ими же избранные, депутат Казанков не придумал. Уж слишком обильна эта нива, замучишься штрафовать!
Опять же, многотерпеливый российский народ давно уже постановил, что брань на вороту не виснет. Вот кабы ввести наказание за оскорбление здравого смысла в особо извращенной форме — посредством нормотворчества!...
Власть взялась за проблему всерьез, стала думать — и придумала ответ остроумнейший
Вот осенью прошлого года студенты ведущих российских вузов выступили с требованием повысить стипендии до уровня МРОТ. А то, мол, кушать очень хочется, и вообще… Ну выступили и выступили, можно было и внимания-то не обращать, а можно в порядке демократизации направить к юношам бледным депутата Валуева, чтоб доходчиво всё объяснил про бедность. Но власть взялась за проблему всерьез, стала думать — и придумала ответ остроумнейший.
Решение нашли в федеральном минюсте: обязанность достойно содержать студентов во все время их очного обучения в вузе должна лежать — тадам! — на их родителях. А если последние станут стонать, что не в силах содержать совершеннолетних детей, то можно и специальные алименты установить, пояснил министр Александр Коновалов.
Значит, так. Должностным лицам запретить оскорблять избирателей; избирателям запретить не уважать должностных лиц; журналистам и блогерам запретить не уважать должностных лиц, но разрешить оскорблять избирателей; студентам запретить оскорблять власть требованиями повысить стипендию, но разрешить требовать повышения стипендий с родителей; родителям запретить быть бедными, но разрешить умирать до начала выплаты пенсии… Кажется, ничего не забыли?
Ну как же, а запретить испытывать антагонизм между группами населения?! А то на днях выяснилось, что, едва выслушав сакраментальный вопрос "Между какими группами населения в России в настоящее время существуют наиболее острые противоречия?", самая большая группа (45 процентов) этого населения в один голос вопит: "Между властью и народом!"
Для полного комфорта им нужна ещё и признательность этого самого большинства
Это, конечно, отрадно, что долгие усилия власти обеспечили-таки такое дружное единство населения, — но не по такому же поводу!.. Ведь власти любят комфорт, а для комфорта им мало иметь доходы, размер которых выглядит издевательством в сравнении с заработками большинства, мало иметь квартиры площадью побольше дачных участков большинства, мало иметь привилегию игнорировать законы, обязательные для большинства… Для полного комфорта им нужна ещё и признательность этого самого большинства.
Образней всех эту начальственную мечту — что вот это черт знает чего всё время требующее население высоко оценило, наконец, старания власти по повышению качества его, населения, жизни и ничего тревожного более не требует, — смог выразить Рустам Минниханов.
— Если начальник может идти по улице спокойно, разговаривать с людьми без охранников — наверное, это самый главный критерий. Надо стараться делать так, чтобы мы могли в любом месте выйти, пройтись с людьми, заняться спортом, чтобы общество нас воспринимало не как инородное тело, а как часть общества, — привели его слова СМИ.
Интересно, что видеозапись этого начальственного мечтания свидетельствует: слов "без охранников" президент Татарстана на самом деле не произносил. Без охранников — это уж слишком, это уж журналисты сами замечтались.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.