Ссылки для упрощенного доступа

Консервация с перспективой ликвидации


В сентябре 2018 года чиновники закрыли детский сад в деревне Тушнур Новоторъяльского района. В здании, которому больше 50 лет, необходимо заменить перекрытия, но денег в бюджете нет и вряд ли они появятся. Жители просят о помощи, но сомневаются, что чиновники слышат их. В селе побывал корреспондент "Idel.Реалии".

Деревня Тушнур расположена в четырёх километрах от райцентра, посёлка Новый Торъял. Примерно такое же расстояние до центра администрации и центральной усадьбы единственного сельхозпредприятия района "Колхоза Первое мая" — деревни Чуксола. В Тушнуре живёт около 300 человек.

Детский сад находится в центре деревни, рядом с библиотекой и закрытым некоторое время назад магазином. После закрытия в штате детсада остались заведующая и охранник. Детский сад в Тушнуре состоит из одной разновозрастной группы. Расположенный в населённой исключительно марийцами деревне детский сад в последние годы работал по русскоязычной программе. Но, по словам местных жителей, обычным языком общения между детьми и воспитателями оставался марийский.

Валентина Кузнецова
Валентина Кузнецова

Жители деревни рассказали "Idel. Реалии", что за счёт родителей проводились различные мелкие работы в детском саду. На эти цели каждый год дополнительно собирали по 200-300 рублей. Жители вспомнили и такую историю: по требованию Роспотребнадзора в здание детсада нужно было провести водопровод. Родители копали траншею для прокладки труб. Впоследствии стало известно, что на эту работу выделялись бюджетные деньги.

— Наш садик пока что законсервировали. До лучших времён сказали. Если появятся деньги — будут делать ремонт, —​ начинает рассказ жительница села Валентина Кузнецова.

Самая большая проблема — в кровле. По сметным документам надо полтора миллиона рублей. Садик закрыли перед 1 сентября прошлого года. Собрали родителей и предупредили о том, что из-за этого плохого состояния. Родителям дали путёвки в детские сады в райцентре (Новом Торъяле). У кого есть возможность — водят в Торъял. У кого возможности нет — берут детей на ферму с собой, на работу.

Собрание по поводу садика было два раза. Жителям сказали: "Детей у вас нет, за два последних года новых семей не зарегистрировано". Валентина Кузнецова показывает список, в нём 27 детей дошкольного возраста. Недавно родившихся — трое-четверо.

— У нас в Тушнуре многие строятся. Наша деревня, нельзя сказать, что она неперспективная. Недалеко от центральной усадьбы "Колхоза Первое мая". Молодые строятся, заводят семьи, работают здесь. В семьях по трое-четверо детей. Есть и те, у кого по пятеро. Надеемся, и в дальнейшем всё так будет. И газ у нас проведён. Живём, как в благоустроенных домах. Цивилизация нормальная. Готова ли сельская администрация как-то походатайствовать за сохранение садика? Мы сомневаемся. Денег у них точно нет, они соблюдают нейтралитет, — предполагает Кузнецова.

Село Тушнур
Село Тушнур

Жители деревни после закрытия садика даже стали специально кредиты брать на покупку машин, только чтобы детей в садик возить. Но это не выход для ​Татьяны Егошиной.

— Я работаю на ферме, с моим ребёнком после закрытия садика сидит родственница, у неё двое детей-дошкольников. Двое других наших доярок — Римма Егошина и Светлана Чокырлан — им детей не с кем оставить, водят их с собой на ферму. А вы представляете работу доярки? Рабочий день у нас начинается в три утра.

По поводу будущего ремонта — родителям говорят, что готовят проектно-сметную документацию. Но ничего подробно неизвестно. Жители написали письмо главе Марий Эл Александру Евстифееву с просьбой не закрывать садик, собрали 52 подписи. Ответ пришёл через районный отдел образования.

— Чиновники говорят, что ремонт вроде бы и можно сделать, но детей мало: "Поэтому на ваших детей не выделят такую сумму". Сказали, что глава администрации района дал команду не закрывать садик. Но сегодня-завтра деньги не найдутся. А когда найдутся, никто не знает, — продолжает Егошина.

У Ларисы Рябининой муж работает механизатором в "Колхозе Первое мая", он возит ребёнка каждый день на машине в детский сад в районном центре.

— Дороги сейчас плохие, лишние затраты на бензин, да и время дополнительное нужно потратить. Положение нашей семьи ухудшилось после закрытия детсада в нашей деревне. У нашего района ничего нет и это касается не только предприятий. Вот полиция у нас вся советская — (районный отдел внутренних дел находится в соседнем райцентре Советский), райбольница — Сернурская (подчиняется центральной больнице ещё одного соседнего райцентра). Ладно один "Колхоз Первое мая". Вот если его передадут куда-то… Если его не будет, то и района не будет. Вот власти говорят, что будут строить новые детсады, школы, медпунты. А у нас нет ничего. Наша республика не может финансировать. Это не выгодно?

Аркадий Новиков, председатель "Колхоза им. 1 мая", депутат Государственного собрания Марий Эл, тоже поставил подпись под обращением жителей.

— Я живу в Тушнуре. Зданию, в котором находится садик больше 50 лет. Раньше наш колхоз помогал делать текущий ремонт. Сейчас мы не потянем своими силами капитальный ремонт перекрытий. Жители выступают за сохранение садика. Закрывать его нельзя, даже если несколько детей в нём останется. Не все могут себе позволить возить детей в Новый Торъял.


Чиновники отдела образования администрации Новоторъяльского района оказались недоступны для комментариев. Сколько продлится консервация детского сада в Тушнуре, когда и откуда появятся деньги на капремонт — неизвестно. Всё происходящее похоже на продолжающуюся оптимизацию. Только вот люди одного понять не могут: почему же по телевизору им рассказывают о том, что власти республики заняты всерьёз проблемой доступности детских садов.

Новоторъяльский район, где проживает преимущественно марийское население, расположен в северо-восточной части Республики Марий Эл, в 80 км от Йошкар-Олы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG