Ссылки для упрощенного доступа

"Я в своем возрасте уже не заработаю этих денег никогда"


Дольщики стройфирмы ФОН провели флешмоб "Построй свой дом сам". С кирпичами, кирками, касками они собрались у ЖК МЧС в Казани около девяти утра, но до строительных работ дело не дошло. Собравшиеся обсудили проблемы стройфирмы, поделились информацией с представителем Фонда помощи пострадавшим дольщикам и решили, что делать дальше. Корреспондент "Idel.Реалии" наблюдал за происходящим.

Около 9:00 у достроенного дома ЖК "МЧС" в Казани собралось порядка 20 человек. Некоторые действительно принесли с собой кирпичи и кирки. Один из дольщиков — каску. Встреча началась с насущного — обсуждения процесса по банкротству "ФОНа".

А мы всё это время живем кто где: на съёмных квартирах, со взрослыми детьми

Более года в Арбитражном суде РТ банкротят фирмы группы компаний "ФОН". Осенью прошлого года несостоятельной признали материнскую компанию — ЗАО "ФОН", годом ранее — ООО "ФОН-Ривьера". Сейчас суд рассматривает дело о банкротстве ООО "ФОН". Счет по долгам группы компаний идет на миллиарды.

— Заседание по банкротству ООО "ФОН" отложили уже в четвертый раз до 18-го числа. Наверное, не хотят банкротить, — рассказал дольщик из третьего дома ЖК "МЧС". — А мы всё это время живем кто где: на съёмных квартирах, со взрослыми детьми. Тяжело.

Строительство ЖК "МЧС" началось в 2010 году. Тогда же стартовали продажи квартир. Одним из инвесторов строительства стало МЧС РФ. После сдачи домов им полагалось 13,2 процента квартир — 17,7 тысяч квадратных метров. Сейчас эту долю перекупило правительство Татарстана и сократило ее до четырех тысяч квадратных метров.

На сегодня в ЖК "МЧС" построено два дома — первый и пятый. Первый своими силами возвел "ФОН", но часть объекта всё еще не введена в эксплуатацию. Пятый дом построила компания "Ак Таш". В качестве платы за работы компания получила часть "фоновской" земли на этом же участке. На этой территории "Ак Таш" возвел и заселил один собственный дом и начал строительство другого. Второй дом ЖК "МЧС" сегодня представляет собой бетонный каркас из стен, полов и потолков. В сентябре прошлого года на объект зашел "достройщик" "Комос-Строй" из Удмуртии, но к апрелю работы на объекте так и не начались. Третий и четвертый дома — на уровне свай.

Часть дольщиков, которые присутствовали на встрече
Часть дольщиков, которые присутствовали на встрече

— Нас волнует, что с нами будет, если "ФОН" уйдет в банкротство. Мы не можем ни от кого получить информацию об этом. Скорее всего в случае банкротства у нас будет два пути: создать жилищно-строительный кооператив (ЖСК) или уйти с торгов. На Заслонова, 4 пошли на торги, им пообещали выплатить по четыре тысячи рублей за квадратный метр. Нас это не устраивает. Нам нужно строительство. Сейчас форма ЖСК признается серьезно, а не как раньше: как хотите так и строитесь. Нас подали на федеральное финансирование — поезд поехал. Если нам дадут деньги, конечно, проблем с подрядчиком не возникнет. Но если вдруг мы не получим финансирование, ситуация окажется безвыходной. Пока мы еще стараемся не опускать руки, — сказала дольщица из третьего дома Ирина Князева.

Сейчас по России выделяются федеральные деньги на достройку

Получат ли они финансирование, зависит от Фонда помощи пострадавшим дольщикам, который занимается поиском денег для достройки объектов. Фонд в республике создали летом прошлого года на базе министерства земельных и имущественных отношений РТ. Правительство республики выделяет организации землю, та ее реализует и направляет деньги на достройку домов. Также Фонд сотрудничает с федеральным банком "Дом.рф", который получает госсубсидии для помощи дольщикам. Именно на эти субсидии и рассчитывают погорельцы "ФОНа".

— Мы с 2017 года говорили, что нам нужно федеральное финансирование. Наш дом стоит один миллиард двести тысяч. Нет столько земли у Фонда помощи дольщикам, чтобы ее продать и получить такие деньги нам на достройку. Мы неоднократно писали об этом письма нашему президенту, просили Фонд помощи дольщикам обратиться к президенту страны. Сейчас по России выделяются федеральные деньги на достройку. Мы в ожидании чуда, — рассказала Ирина Князева.

Ирина Князева с дольщиком
Ирина Князева с дольщиком

На встречу с дольщиками пришла и представительница Фонда помощи. Девушка попросила не публиковать ее имя, так как она, по ее словам, не публичное лицо, а лишь связующее звено между дольщиками и руководством фонда. Девушка заявила, что новостей о выделении федеральных денег пока нет. Татарстанский фонд направил пакет документов в "Дом.рф" и ждет ответа. Дольщики спросили у нее, насколько вообще реально получить деньги на достройку. В ответ последовала неуверенность в голосе и неточность в формулировках: "Ну, реально, надо подождать, посмотрим, что решат".

— Со вторым домом ситуация непонятная. С сентября месяца нас кормят "Комосом" удмуртским, которым пообещали зайти на нашу стройку за счет земли. Сначала говорили про весь дом, потом оставили только два блока, но до сих пор тянут время. Непонятно, кто вставляет палки в колеса. Сейчас нашлась какая-то частная баня, которая стоит на границе с нашим участком и мешает строительству. Работы снова откладываются. Уже вроде бы договорились с хозяином бани, он согласился перенести свою постройку, но сколько уже можно. На дворе апрель, а застройщик не может зайти на объект с сентября. Представители фирмы сказали, что если не зайдут на объект летом, в зиму они строить не будут, — сообщила дольщица из второго дома Елена Самойлова.

Получается дольщики есть, но они не пострадавшие

Она поинтересовалась у представительницы фонда, как решается ситуация с их объектом. Девушка повторила слова дольщицы: застройщик и хозяин участка, на котором стоит баня, договорились ее снести и подвинуть забор.

— Это опять сколько по времени? Не день, не два ведь? — спросила Елена Самойлова.

— Ну, не день, не два. "Комос" говорит, что если они на следующей неделе подпишут соглашение, то недели две всё оформление и займет, — ответила представительница Фонда.

— Двумя неделями там не закончится. В лучшем случае месяц, я думаю, — заверила другая дольщица.

Также присутствующие пожаловались на Управление жилищной политики исполкома Казани, сотрудники которого не включают их в реестр пострадавших кредиторов. "Получается дольщики есть, но они не пострадавшие", — прокомментировали ситуацию собравшиеся. Их не включают в реестр потому, что информация о проблемах "ФОНа" была обнародована на тот момент, когда дольщики ЖК "МЧС" начали вкладывать деньги: "Сами виноваты, что не читали, не знали и не предполагали".

Дольщики ЖК "ФОН". За ним территория строительства домов 3 и 4
Дольщики ЖК "ФОН". За ним территория строительства домов 3 и 4

— Я смотрела по пунктам, кто относится к пострадавшим дольщикам, и не нашла там пункта об информированности о делах застройщика. Один человек из второго дома подал в суд на УЖП по этой ситуации. Суд признал его пострадавшим, но УЖП решил обжаловать. О деталях их аргументации я не знаю, — рассказала дольщица из четвертого дома Гульнара.

Это делалось как раз для того, чтобы показать, что у нас не 200 человек реально

Она поинтересовалась у представительницы Фонда, может ли организация помочь им со включением в реестр. Сначала девушка пыталась объяснить собравшимся, что это не обязательно — дольщиков "ФОНа" уже включили в дорожную карту по решению проблемы долгостроев и наличие их фамилий в реестре не повлияет ни на что.

— Сейчас в апреле будет новая дорожная карта. Мы совместно с Минстроем отдавали новые данные в нее. Теперь она будет расширенной. Там количество не тех, кто в реестре, а большая расшифровка всех. Это делалось как раз для того, чтобы показать, что у нас не 200 человек реально из тех, кто там [в реестре] записан, а все пять тысяч, — сказала представительница фонда.

Дольщики ответили, что они всё же хотят быть в реестре. Уговоры забыть о нем и не думать не помогли. Представительница Фонда пообещала поспособствовать решению проблемы. "Я узнаю, что можно сделать и чем помочь", — заверила она.

Далее в разговор вступила дольщица из второго дома Ирина. Женщина сообщила присутствующим, что они занимаются ерундой, когда проблему нужно решать "на уровне выше республиканского". Дольщики поинтересовались у нее, где же этот уровень. В ответ последовало уверенное: "На международном поле".

В нашей республике делать нечего. Выше Москвы нужно идти, в международное поле, международные суды.

— Так дома и не достроят. Уже столько лет одни разговоры и никакого решения не видно. Надо уже куда-то выше обращаться. В нашей республике делать нечего. Выше Москвы нужно идти, в международное поле, международные суды. Нужно здесь пройти все суды у нас и идти дальше. А бюрократическая переписка результатов не даст. Вот что мы собрались? Время потерять? Нам ничего нового не сказали. Даже если и скажут, словам верить уже не приходится. Раньше нам говорили, что "Комос" зайдет на стройку в сентябре. И что мы видим? Ждем? Просрал, простите, "Комос" 30 млн, которые вложил в проектную документацию. Поставили его на колени и не дают продолжить строительство. Так и будем сидеть ждать? — заявила Ирина.

Она посоветовала будущим соседям выйти на Первый канал "к тому же Малахову" и не ждать, пока их пригласят на встречу с президентом. "Надо нанять хорошего юриста и идти в суды по всем вопросам и всем деталям", — сказала дольщица.

Мы эти деньги не украли, мы откладывали их годами

Присутствующие ее поддержали, но отметили, что уже участвуют в судах по "ФОНу". В каких — не уточнялось. По мнению дольщиков, власти республики намерены законсервировать проблему, подождать пока она решится сама и люди успокоятся.

— За себя я могу сказать, что я в своем возрасте уже не заработаю этих денег никогда в жизни. Сейчас из-за этого всего у кого-то разрушаются семьи, проблема заводить детей, негде жить, имеющееся жилье продали ради этого и сидят теперь ждут. У нас люди в однокомнатных-двухкомнатных квартирах живут с родителями, прародителями. Мы работали, зарабатывали деньги на будущее наших детей. Дети сами работали ради этого. Мы эти деньги не украли, мы откладывали их годами для первоначального старта в жизни ребенка. И даже этот старт я не смогла дать своему ребенку. Я не могу сейчас взять и забыть про эти деньги, про это вложение. Нам нужно жилье, нам нужны квартиры, за которые мы заплатили. Если мы уже столько лет боремся за свои права, мы это дело не бросим, — заявила дольщица Ирина Князева.

Но пока что людям всё же остается ждать. Ждать результатов по банкротству компании, ждать выделения денег, ждать решения правительства по продлению аренды земли. Кстати, территория, где должны встать дома три и четыре, федеральная и срок ее аренды истек в январе 2019 года. Из-за этого невозможно получить разрешение на строительство домов. Неофициально аренду всё же продлили на неопределенный срок, но это не способствует продолжению строительства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG