Ссылки для упрощенного доступа

Суд отказал в компенсации морального вреда ребенку от шума стройки Тахаутдиновых


24 апреля Вахитовский районный суд Казани отказал жителю дома №60 на Сибгата Хакима Роману Юданову в удовлетворении исковых требований к застройщику медицинского центра ООО "ДИОН Медикал Групп". Юданов просил выплатить 3 млн рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного его дочери, как он полагает, в результате строительных работ с недопустимым уровнем шума. Прокуратура встала на сторону застройщика.

Строительство частного медицинского комплекса на берегу Казанки, за которым стоят дети экс-главы "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова, ведется с весны 2018 года. В течение полугода на строительной площадке, расположенной от дома №60 примерно в 50 метрах, забивались сваи, причем, как неоднократно устанавливало ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии РТ" — с превышением допустимого уровня шума. Управление Роспотребнадзора по РТ признавало, что уровень шума при работающем сваебойном оборудовании создает угрозу жизни и здоровью жильцов дома.

В августе Роман Юданов, действующий в интересах своей маленькой дочери, подал иск в суд о компенсации морального вреда. Отец считает, что превышение допустимого уровня шума во время строительства медцентра ухудшило состояние здоровья ребенка. Девочка, по его словам часто плакала, пугалась громкого шума, жаловалась на головные боли, а ночью постоянно просыпалась.

В обоснование требуемой суммы истец предъявил расчет стоимости полугодового лечебно-оздоровительного тура в санаторий "Плаза" в Кисловодске, где лечат расстройства нервной системы, для ребенка и сопровождающего взрослого. Полгода — потому, что, по его мнению, продолжительность периодов вредного воздействия и реабилитации должны совпадать.

Адвокат допускал: недомогания девочки объясняются младенческой травмой

В ходе процесса неоднократно обсуждался вопрос о причинно-следственной связи между строительными работами и моральными страданиями ребенка. Представитель "ДИОН Медикал Групп" адвокат Руслан Мадифуров, к примеру, допускал, что недомогания девочки объясняются полученной в младенчестве травмой, а вовсе не шумом от забивки свай.

Для установления причинно-следственной связи Юданов заявил ходатайство о проведении психологической экспертизы ребенка. Первый раз — в отделении детской психологии республиканской психиатрической больницы имени Бехтерева.

По мнению стороны истца, психологическая экспертиза должна была показать, испытывает ли ребенок страдания; если испытывает, то какова их степень; может ли шум от сваебойных машин быть причиной этих страданий; и к каким отдаленным последствиям шумовое воздействие, которому подвергается девочка, может привести.

Суд ходатайство удовлетворил. Но республиканская психиатрическая больница имени Бехтерева (РКПБ) проводить такую экспертизу отказалась. Заместитель главврача по медицинской части РКПБ Александр Зимаков в письме в адрес суда сослался на отсутствие у больницы лицензии на проведение только психологической экспертизы (хотя она не относится к лицензируемым видам деятельности).

После этого Юданов ходатайствовал о проведении психологической экспертизы в АНО "Судебный эксперт" в Москве. В конце января суд удовлетворил ходатайство (забивка свай, к слову, завершилась в ноябре).

Ответить на большинство вопросов эксперты не смогли

Но и АНО "Судебный эксперт" экспертизу фактически не провел. Для ответа на поставленные вопросы, как указывают эксперты в заключении, требуется исследование медицинских и иных документов, содержащих сведения о психическом состоянии девочки в период, предшествующий юридически значимому (то есть тот, во время которого забивались сваи). Медицинские документы к ним не поступили, пришли только материалы дела (а в них медицинской карты нет). Поэтому ответить на большинство вопросов (в том числе — на вопрос о причинной связи страданий ребенка и действий ответчика на строительной площадке при забивании свай и превышении допустимых уровней шума) эксперты не смогли.

На судебном заседании 24 апреля представитель Юданова —​ Лариса Антонова заявила ходатайство о проведении дополнительной экспертизы в том же самом учреждении. Но суд в этот раз отказал.

Мадифуров, настаивая на отказе в удовлетворении исковых требований, привел два довода. Первый — "ДИОН Медикал Групп" является ненадлежащим ответчиком. Мол, сваебойные работы на объекте производил генподрядчик компании — ООО "ДМГ-Строй" (дочка "ДИОН Медикал Групп") и именно ему должны быть предъявлены требования. Дескать, по другому делу о компенсации морального вреда в связи с превышением допустимого уровня шума на той же стройке, где истцом выступил еще один житель дома, надлежащим ответчиком суд признал "ДМГ-Строй". И это решение вступило в законную силу.

Второй довод, который привел Мадифуров: в дни, когда специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии РТ" измеряли уровень шума на стройке (и зафиксировали превышение нормативных значений), девочка посещала детский сад. Об этом, по словам представителя компании, ему сообщил руководитель детсада в ответ на адвокатский запрос.

"Когда ребенок находится в детском саду, говорить о воздействии превышения шума на него по меньше мере неуместно", — заключил адвокат.

Ответчика поддержал и представитель прокурора Вахитовского района Казани. Он заявил, что эксперты не сделали однозначный вывод о том, что здоровье ребенка ухудшилось в результате превышения уровня шума при строительстве объекта. А значит, требования истца в части компенсации морального вреда подлежат отклонению в полном объеме.

PS. По поводу шума на стройке Роман Юданов обращался не только в суд. В МВД от него зарегистрировано более ста обращений.

Обращения в полицию на ходе работ никак не сказывались

После завершения стадии забивки свай жалобы стали иного толка: строители время от времени проводили шумные работы по заливке бетона в ночные часы. До 26 марта, по словам Юданова, это происходило еженедельно. При этом обращения в полицию на ходе работ никак не сказывались.

26 марта он побывал на приеме у заместителя министра внутренних дел по РТ Владимира Изаака, после чего ночные работы временно прекратились. Но в ночь с 12 на 13 апреля они велись вновь. Участковый, говорит Юданов, приезжал на вызов, но безрезультатно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG