Ссылки для упрощенного доступа

Реновация жулья


Марина Юдкевич —​ о том, как казанцев могут начать массово переселять.

Свежие сведения о доходах и имуществе семейства президента Татарстана могли у особо внимательных читателей вновь вызвать досаду по поводу национальных особенностей раскрытия подобных сведений для публики. Ведь ещё год назад журналисты обнаружили, что в самом что ни на есть центре Москвы — в нескольких метрах от Красной площади, — имеется квартира с видом на Кремль, записанная на компанию, принадлежащую жене Рустама Минниханова. И что в центре Москвы-то эта квартира имеется, а в декларации президентской семьи — нет. Потому что хоть слуги народа у нас и обязаны отчитаться перед своим нанимателем обо всем, что нажито непосильным трудом, но если нажитое оформлено на подконтрольную структуру, то о таком имуществе народу знать уже не полагается...

Тогда-то впервые и заговорили, что истинной причиной этого "улучшения жилищных условий граждан" является, похоже, освобождение "центровой" земли для новых хозяев жизни...

Так что бог с ней, с далекой суперэлитной недвижимостью возле московского Кремля. Тем более, для нужд элиты регионального масштаба вскоре может начаться возведение жилья возле Кремля казанского. Ведь в этой зоне — казалось бы, уже безнадежно застроенной, — стоят несколько добротных домов-хрущёвок. Пока стоят, но в Госдуму уже внесен законопроект "О реновации жилищного фонда в РФ". Он предусматривает возможность для местных властей освобождать городские земли под застройку путем сноса "многоквартирных домов с количеством этажей не более девяти, возведенных по типовым проектам, разработанным с 1957 по 1975 годы".

Причём на этот раз для решения о сносе даже не потребуется предварительно признавать выбранный дом "ветхим" или "аварийным". Процесс освобождения центров городов от их коренных обитателей в пользу "новой элиты" готовится войти в свою высшую и завершающую стадию.

...Для Татарстана эта стадия будет уже третьей.

Первая (1995-2004) теперь вспоминается почти что патриархально-идеалистической. Согласно устному преданию (введенному в политический фольклор самим же Минтимером Шаймиевым) всё началось с того, что президента, явившегося в центр Казани по делам, внезапно, но совершенно свободно окружили местные жители и зазвали к себе в коммуналку... Зрелищем этой трущобы президент был потрясен — и подписал указ "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде"...

Основной капитал нашелся просто: всех юрлиц республики обложили "целевым налогом на ликвидацию ветхого жилья" в размере одного процента от общей выручки.

"Уезжайте тогда из Татарстана!" Минтимер Шаймиев

Решение было, конечно, на грани фола. Мало того, что оно утяжелило положение субъектов экономики, так и федеральная налоговая инспекция в Татарстане тоже оказалась в положении ужа на сковороде, ибо этот налог ещё и был незаконным: он уменьшал базу федерального НДС...

Однако время было, повторюсь, патриархальное (ну, вы помните: берите суверенитета, сколько сможете проглотить и т.п.), и Минтимер Шаймиев решительно посылал всех недовольных незаконным налогом: "Уезжайте тогда из Татарстана!". И рассказывал, что самому Генпрокурору заявил де: готов быть судим за ликвидацию ветхого жилья, но только "принародно"!

Потому что в целом народная поддержка ему в этом случае была бы гарантирована: для большинства татарстанцев — обитателей ветхого жилья эта программа и правда была благом. Даже публичный скандал в ходе её реализации случился лишь один — в Арске. Когда тамошний глава Алмас Назиров в обход настоящих трущобников выдал квартиру по "ветхой программе" собственной сестре — это, видно, был уж чересчур грубый удар по нежным струнам души Минтимера Шаймиева.

Наказание последовало суровое — впервые в Татарстане было возбуждено уголовное дело в отношении главы района, — но не слишком: в процессе знакомства с собственным уголовным делом г-н Назиров даже выиграл выборы и остался главой... А затем и дело было закрыто, и г-н Назиров оказался повышен — уже в президентство Рустама Минниханова, — до министра лесного хозяйства. (В начале прошлого года герой этой поучительной истории ушёл-таки в отставку, — говорят, что под угрозой нового уголовного дела.)

Понятно, отчего в тех местах знаменитую программу вспоминают под названием "ветхое жульё"

Имена других таких чиновников-героев "ветхого жилья" так никогда и не были официально названы, но народ на местах, разумеется, хорошо знал, где за счет этой программы улучшил свои жилищные условия родственник предисполкома, а где — подружка главы... И понятно, отчего в тех местах знаменитую программу вспоминают под названием "ветхое жульё".

А недовольные программой по идеологическим соображениям были преимущественно в центре Казани, где власти определяли под выселение крепкие дома — при том, что действительно негодные столетние бараки на окраинах так и не дождались включения в "ветхий перечень"... Тогда-то впервые и заговорили, что истинной причиной этого "улучшения жилищных условий граждан" является, похоже, освобождение "центровой" земли для новых хозяев жизни...

Однако наступление второй стадии "улучшения жилищных условий граждан" в Татарстане заставила вспоминать о первой уже с ностальгическим сожалением. Да что там, просто с завистью!

Ну да, по "ветхой программе" можно было помимо воли лишиться благоустроенной своими руками квартиры в историческом центре Казани и очутиться в новостройке на выселках... Но уж на выселках-то квартиру сразу давали в собственность!

А по стартовавшей в 2013-м "программе переселения граждан из аварийного жилья", теряя собственную квартиру, оказываешься и на выселках, и в ипотечной кабале...

Эта программа была инициирована уже федеральным центром и на 75 процентов финансировалась им же. Во многих регионах власти, прочитав, что всё это дело затеяно ради "улучшения жилищных условий граждан", проявили простодушие: стали либо менять аварийное жилье на новое по принципу "квартира в собственности на квартиру в собственность", либо выкупать аварийное жилье у собственников за его рыночную стоимость (ну, конечно, родственники и подружки тоже не забыты, — это уж как водится: в России при отборе в любую власть шансов преодолеть кадровое сито ангелы не имеют).

В Татарстане же использовали этот федеральный финансовый ресурс с толком и с фантазией. Объявить как можно больше домов аварийными — это раз, назначить цену выкупа "аварийного" жилья заведомо и кратно меньшей, чем нужно на покупку любой другой квартиры, — это два... Результат: поддержали и строительный бизнес (не весь, конечно, а лишь облеченный особым доверием власти), и Госжилфонд при президенте РТ... И показатели ликвидированного "аварийного жилья" — всем прочим регионам на зависть...

Всё, что известно обывателю как "хрущёвки", и "ленинградки", и дома "московского проекта"... — в столь широко очерченные рамки предлагаемой "реновации" может вписаться абсолютно всё!

И, опять же, дорогостоящая земля в центре городов освобождается для новых хозяев жизни!

Эта вторая стадия ещё не закончилась: федеральный минстрой уже пообещал продолжение банкета — теперь уже на 86 процентов из федеральной казны...

Но замаячила и третья, при которой уже и аварийную программу придется вспоминать с ностальгией и симпатией.

Ведь что будет значить принятие уже внесенного в Госдуму законопроекта "О реновации жилищного фонда в РФ"? Оно будет значить право местных властей выселить жителей любого дома, чтобы снести его, если это:а) многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовому проекту, разработанному с 1957 по 1975 год; б) иные многоквартирные дома, предусмотренные законодательством субъекта РФ о реновации.

То есть, всё, что известно обывателю как "хрущёвки", и "ленинградки", и дома "московского проекта"... — в столь широко очерченные рамки предлагаемой "реновации" может вписаться абсолютно всё! В той же Казани под такое описание подходит чуть не полгорода, включая весьма привлекательные для застройщиков районы.

В этом случае власти даже не надо заморачиваться признанием отдельного дома "аварийным" — достаточно, чтобы он был назван территорией реновации. И, разумеется, чтобы нашелся "инвестор" — фирма, желающая забабахать на этом место что-нибудь эдакое дорогостоящее.

Даже не надо заморачиваться признанием отдельного дома "аварийным" — достаточно, чтобы он был назван территорией реновации

Нет, ну конечно, придется попросить, чтобы собственники квартир в доме, что стоит на приглянувшемся "инвестору" месте, сами проголосовали за то, чтобы убраться на выселки... Задача не то чтобы легкая и приятная, но, учитывая общепризнанные успехи Татарстана в организации правильных результатов любого голосования — не проблема!

Между тем в Москве, уже испытавшей программу реновации, отмечают, что серьезнейшим минусом для жильцов — её участников — является не только переезд из хороших обжитых районов в новые "человейники" на выселках, но и крайне низкое качество этих "человейников". Последнее, впрочем, вполне логично: если главная цель такого начинания — подороже перепродать территории вокруг центра города, то кто же будет всерьез вкладываться в строения, предназначенные для "отходов" этого увлекательного процесса!.. Это же не с видом на Кремль дома.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG