Ссылки для упрощенного доступа

"Да кому он нужен?!" Иван Голунов как зеркало солидарности и разобщенности


Свежая история с объявлением известного журналиста уголовником, деятельной защитой его коллегами и неприязненной реакцией на эту защиту со стороны части публики многое говорят о состоянии российского общества, считает колумнист Idel.Реалии Марина Юдкевич.

…Итак, с одной стороны в этой истории — Иван Голунов. Абсолютное большинство из нас лично с ним не знакомы, поэтому можем опираться только на слова знающих его ("Иван и наркотики это просто несовместимо!")… Да ещё на обычную логику, подсказывающую, что журналист-расследователь, признаваемый одним из лучших в России, берущийся за темы, напрямую затрагивающие насущные жизненные интересы и власти, и криминала, и правоохранителей высокого уровня, не раз получавший в связи с этим угрозы — вряд ли настолько беспечен и глуп, чтобы попутно приторговывать наркотиками.

С другой же стороны имеется полиция, которой, по данным даже государственного ВЦИОМа, доверяют лишь чуть больше половины граждан России, да притом уровень этого доверия ещё и снижается со скоростью 10 процентов за год. Ведь россияне в массе не дебилы же и видят: главное, чего российская власть требует от правоохранителей строжайше — охрана себя от всяких неприятных ей граждан (от гражданских активистов и разоблачителей коррупции до протестующих против наступления властей на местную экологию и "неправильно верующих") — а вот с обеспечением прав прочих у российской полиции всё намного сложнее… Но не в Казани же, прародительнице всероссийского мема "отдел "Дальний", объяснять, как у нас порой создаются и "раскрываются" уголовные дела! Словом, как хотите, а это уже репутация.

Полицейские даже не стали утруждать себя полноценным обыском, просто вошли и нашли

Что происходит, если описать ситуацию схематично. 6 июня журналист Иван Голунов, одним из последних опубликованных текстов которого было расследование о громадном пентхаусе семьи вице-мэра Москвы стоимостью в 1,6 млрд рублей, успевает сдать в редакцию черновик своего нового расследования о похоронном бизнесе, доходы от которого идут высокопоставленным силовикам. И сразу после этого его задерживает московская полиция по обвинению в попытке сбыта наркотиков. И наркотики вскоре находятся и в его рюкзаке — прямо сверху, и в его квартире — там полицейские даже не стали утруждать себя полноценным обыском, просто вошли и нашли.

Потом проявляются подробности: задержанный избит; ему в течение полусуток не дают сообщить о себе ни родным, ни адвокату; пробу на контакт с наркотиками ему делают только больше суток спустя и только после долгих требований адвоката и прибытия в полицию членов Общественной наблюдательной комиссии… ну и т.д.

И вот когда идеологический неприятель власть имущих объявляется преступником-наркоторговцем, да ещё и при таких выразительных обстоятельствах — тогда вопрос "верю - не верю" решается публикой на основании того, что известно об обычаях каждой из сторон. Удивительно ли, если в описанной ситуации и знакомые с журналистом, и не знающие его лично, уверенно заявляют, что "дело Голунова" — заказная провокация полиции? Ничего не поделаешь: репутация!

Это власть Москвы, невинную, посредством "дела Голунова" очернили, подставили

Разумеется, среди публики, до которой эта история вообще дошла, есть и поверившие полиции. И среди пишущих в СМИ есть высказывающиеся не то чтоб совсем уж "так ему и надо", но с намеком, что этот ушлый Голунов на этой истории ещё и славы срубит, а вот кто пострадал так пострадал — это власть Москвы: это ведь её, невинную, посредством "дела Голунова" очернили, подставили…

Но черт с ней, с этой традиционной завистью к человеку с недостижимым уровнем профессионализма и смелости. По-моему, куда более значимым (ибо более массовым) явлением выглядят возмущенные комментарии читателей едва ли не к каждой публикации об активных действиях российских журналистов в защиту коллеги.

Журналисты смогли выйти за "своего" так дружно и энергично, что Иван Голунов вместо потребованного силовиками СИЗО получил пока домашний арест — такая формулировка успеха звучит, конечно, слегка издевательски, но в условиях российского правосудия это и правда успех…

"А чего не в защиту молодых мусульман, которых сажают на 19-20 лет лишь за их независимые религиозные убеждения? Насколько же двуличны эти либералы и демократы", — это к информации о пикете в поддержку Голунова в Казани. "Подумаешь, журналист-расследователь — да кому он нужен!", — это из отзывов к другим публикациям. И общий глас: вот моего брата (отца, мужа, сына…) тоже посадили ни за что, и никто в его защиту не вышел (не написал, не показал…) — а за своего, ну конечно, все встали!

А почему никто не защищает лес рядом с нашим домом?!

Эта реакция замечательна потому, что не уникальна. К публикации о том, как кто-то на свои деньги спасает бездомных животных, практически гарантированы отклики типа "как вы смеете жертвовать на собачек, когда детям на лекарства не хватает?!" — от людей, которые не жертвуют и на детей… К рассказу, как местные жители защищают свою зеленую зону от вырубки, обязательно прилетит возмущенное "а почему никто не защищает лес рядом с нашим домом?!"…

(Ей-богу, однажды мне даже пришлось слышать от человека, который возглавляет в Казани замечательную организацию добровольцев, занимающихся помощью детям с одной из врожденных патологий, - гневное осуждение в адрес всех, кто пытается самостоятельно собрать в инете деньги на крайне дорогостоящее лечение тяжело больного ребенка. Речь шла, подчеркну это, не о мошенниках: вред таких действий, по мнению этого моего собеседника, заключается в том, что растроганные этими просьбами люди жертвуют свои деньги на больного, который, может быть, безнадежен, — а ведь могли бы распорядиться ими куда разумнее… Например, помочь детям с одной из врожденных патологий.)

Ведь все эти истории — про разобщенное общество.

Про страну, в которой большинство твёрдо знает: случись всерьез беда со мной (близким мне человеком) — нет такой силы, которая встанет рядом, защитит и спасет. Про неслышный, но отчаянный крик: "А меня кто защитит?!", и тотальное ощущение "да кому я нужен", и попытки понять: а мои "свои" — где они, есть ли они, как их найти? Как вместе стать силой, с которой считаются?..

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG