Ссылки для упрощенного доступа

Шел 3019 год. Как честно собранные кандидатом подписи признали незаконными


Городской суд Йошкар-Олы 8 августа не стал признавать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Йошкар-Олы № 2 об отказе в регистрации кандидатом по избирательному округу № 19 на выборах депутатов собрания столицы Марий Эл Салавата Галиева. Независимый кандидат просил отменить решение комиссии об отказе в регистрации из-за забракованных во время экспертизы в избиркоме подписей.

На заседании стало известно, что заключение о несоответствии подписей Галиева дал эксперт МВД по фамилии Ямбарцев. Его справка о недостоверности подписей избирателей, представленных в ТИК другим кандидатом — Андреем Смышляевым, стала основанием для иска о снятии его с выборов в середине июля. Смышляев выиграл суд. Он заявлял на состоявшемся 19 июля заседании ходатайство о допросе эксперта Ямбарцева. Ямбарцев не явился тогда. Не было его и на заседании по иску Галиева. Председатель Йошкар-Олинской территориальной избирательной комиссии №2 Роман Пухов сообщил судье, что "Ямбарцев находится на оперативном дежурстве, в суд он не может приехать".

Салават Галиев сообщил, что не присутствовал на процедуре сверки подписей, поскольку представители избиркома не уведомили его об этом. Всего у него признали недействительными восемь подписей из тридцати.

Большую часть заседания стороны обсуждали сложную формулировку о "двух цепочках, признанных недействительными подписей". Кандидат оспаривал мнение эксперта, давшего заключение. По мнению Салавата Галиева, оно подводит к выводу, что две подписи (цепочка) поставлены двумя разными людьми. Что свидетельствует о том, что никакого нарушения нет. Представитель ТИК № 2 в суде Сергей Орлов доказывал обратное. Он считает, что "одна цепочка включает вторую".

Представитель ЦИК Марий Эл Алексей Иванов поддержал позицию территориального избиркома — по его мнению, иск Галиева тоже нужно было отклонить.

Галиев отметил, что справка, которую даёт эксперт МВД, освобождает этого эксперта от уголовной ответственности. По сути, это означает, что теоретически эксперт может написать всё что угодно и будет иметь иммунитет от любого судебного преследования за преднамеренную или нечаянную ошибку. Кандидат заявлял ходатайство об исследовании собственно экспертного заключения по подписям своих избирателей, однако представители избиркома сообщили, что считают целесообразным получать заключение именно в виде справки. То есть, вероятно, подробного заключения эксперта Ямбарцева об исследовании подписей кандидата Галиева вообще не существует в природе. Представители ТИК сослались на то, что именно такой формат (удобный для избиркома и непонятный для кандидатов и их избирателей) является законным.

Представитель прокуратуры заявил, что мнение эксперта — исчерпывающее, ему нет оснований не доверять. По мнению прокуратуры иск кандидата следовало отклонить.

Судья отказала Салавату Галиеву в удовлетворении его искового заявления. После заседания он рассказал корреспонденту "Idel. Реалии", почему участвует в выборах, как собирал подписи и по какой причине считает отказ в регистрации незаконным.

— Я военнослужащий, родился в Татарстане, но живу здесь, в Йошкар-Оле. Выдвигаюсь кандидатом впервые, не состою ни в какой политической партии. К "Единой России" я никак не отношусь. Мне не нравится многое из того, что происходит с участием этой партии. Главное — что проблем много, а они не решаются. Я считаю, что военные — одна из самых бесправных категорий: нет компенсации за работу в выходные, не выплачиваются положенные по закону надбавки. Я сейчас столкнулся с тем, что командир мне грозит тем, что после избирательной шумихи я не буду служить в части, которой он руководит.

— Не боитесь об этом говорить?

— Я уже в прокуратуру по этому поводу обращался.

— Во время выборов армейское руководство даёт указания голосовать за конкретных кандидатов? Контролируют ли командиры действия солдат в кабинке для голосования?

— За время моей службы здесь я участвовал в выборах главы Марий Эл, кажется это были они — три-четыре года назад (в 2015 году проходили выборы главы Марий Эл, в 2016 —– депутатов Государственной думы —– ред.). Рекомендации были такие: приходите, голосуете "за кого надо", сфотографировали бюллетень с галочкой — отправили его. Потом, когда люди начали возмущаться — поправили указание: нужно было лишь отчитаться СМСкой о том, что пришли и проголосовали. Но в отчёте осталось требование указать кандидата, за которого голосовали. Явку нужно было обеспечить.

— Вы участвовали в выборах раньше?

— Первый раз выдвигаюсь.

— Как проходил сбор подписей?

— Сбором я занимался пять дней, три рабочих и два выходных. С шести до девяти вечера. В выходные — с девяти утра — до девяти вечера. Даже и не знаю, как люди в Москве собирают по шесть-семь тысяч подписей. Я собрал тридцать — мне столько требовалось. На самом деле у меня было более сорока, но я специально создал задел, чтобы была возможность провести свою проверку и забраковать неудачные.

— Что самое сложное во время сбора?

— В подъезде тридцать квартир — двери открывают максимум десять человек. Люди, когда слышат слово "депутат", начинают ворчать: "Да вы все жулики, нам от вас ничего не надо". Кто-то боится давать свои паспортные данные.

— Вы не считаете законным решение об отказе в регистрации из-за ошибок в подписях, так?

— Да, одной из претензий было то, что несколько дат поставлены одной и той же рукой (по правилам заполнения, избиратель собственноручно ставит свою подпись и дату, это две соседние графы в подписном листе — ред.), но я предоставил заявления своих избирателей, что это не так. Да это и видно — все даты ставились разными людьми, авторами подписей.

— Обсуждение разных нюансов, все эти упоминания "цепочек подписей" на заседании было не очень понятным. Можете привести какой-то конкретный пример — что вы оспаривали?

— Вот, к примеру, избирательница 1935 года рождения поставила не совсем правильную дату: первая цифра в обозначении года у неё больше похожа на "3", чем на "2". Эксперт забраковал подпись по этому основанию. Я обращал внимание суда на то, что подпись поставлена пожилым человеком, она реальная — а ошибка в одной из цифр при написании даты связана с тем, что у неё и зрение, вероятно, уже не как у человека средних лет, и рука не может также твёрдо выводить мелкие цифры. В любом случае, мне кажется, что и эксперты и члены ТИК в таких случаях должны руководствоваться здравым смыслом. И, возможно, проявлять какое-то человеческое отношение к избирателям. Они никакие не злоумышленники, да и понятно из всего контекста, что никакой сейчас не 3019-й год, а 2019-й.

— Отказ суда удовлетворить ваш иск обжаловать будете?

— Да, обращусь в Верховный суд Марий Эл.

По данным "Idel. Реалии", 7 августа Верховный суд Марий Эл отказал в удовлетворении иска единороссу Михаилу Шульгину. Действующий депутат Госсобрания оспаривал решение избиркома, отказавшего ему в регистрации из-за забракованных подписей.

Верховный суд Марий Эл рассматривает 12 августа исковое заявление кандидата на выборах в парламент республики Андрея Смышляева. Независимый кандидат оспаривает отказ территориальной избирательной комиссии в регистрации.

На выборах в Государственное собрание Марий Эл зарегистрированы семь самовыдвиженцев из выдвигавшихся 27. Всего в выборах по одномандатным округам примут участие 166 кандидатов. До голосования по партийным спискам допущены шесть избирательных объединений из выдвигавшихся десяти. Информация по завершению регистрации кандидатов в депутаты городского собрания Йошкар-Олы пока не полная. Согласно ней в регистрации отказано двум самовыдвиженцам — Салавату Галиеву и участвовавшему в думских выборах 2016 года Олегу Казакову (Казаков занял тогда третье место, уступив лишь коммунисту Сергею Казанкову и кандидату от "ЕР" Ларисе Яковлевой).

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG