Больше месяца четыре семьи из общежития завода "Кварт" каждый день выходят с одиночными пикетами к Кабмину Татарстана. И заверяют: будут стоять до тех пор, пока не заметят, что их дело сдвинулось с мертвой точки.
… На пустынной площади перед серой махиной Кабмина — маленькая фигурка в красном пуховике. На шее — несоразмерно большой плакат (такие носят люди-"бутерброды", рекламирующие услуги близлежащих магазинов и салонов).
Но на плакате не реклама, а воззвание к президенту Татарстана Рустаму Минниханову.
Пасмурно, холодно, накрапывает дождик.
— Сейчас документы покажу. Наташа! — со скамейки в глубине сквера поднимается женщина, чтобы принять эстафету. У нее свой сверток плакатов.
Четыре семьи из общежития завода "Кварт" выходят к Кабмину больше месяца: с 5 сентября. Стоят с 8 до 10 утра. Каждый день, кроме воскресенья. Чаще всех стоит одна Александра Манохина. Она на пенсии, а остальные работают.
— Им не нравится, что мы здесь стоим. Как мы это поняли? Раньше здесь много автомобилей останавливалось, а сейчас, смотри, ни одного, — рассказывает Александра Александровна.
Эти четыре семьи — единственные, кого заводу не удалось ни выселить через суд, ни выжить каким-либо иным способом.
Противостояние семей, живущих в общежитии на Технической 39,а и акционерного общества "Кварт", которому общежитие принадлежит, длится несколько лет. Само акционерное общество принадлежит семье влиятельного депутата Госсовета Татарстана Равиля Зиганшина.
АО "Кварт" оформило старое двухэтажное здание общежития в собственность как нежилое в 2005 году. Несмотря на то, что в то время в нем жили (и живут сейчас) люди.
Жилое здание завод приватизировать не имел права — общежитие подлежало передаче муниципалитету с тем, чтобы впоследствии жильцы смогли приватизировать свои квадратные метры.
Александра Манохина уточняет, что в 1995 году ЗАО "Кварт" приобрело в собственность только имущество завода, а общежитие передавалось в хозяйственное ведение, которое, согласно российскому законодательству, приватизации не предполагает.
Более того, рассказывает она, — обязанность передать общежитие в муниципальную собственность была закреплена в двух документах: постановлении главы администрации Казани от 15 октября 1999 года и постановлении Кабинета министров Татарстана от 12 октября этого же года. К постановлению Кабмина прилагался перечень передаваемых в в муниципальную собственность объектов. Но в открытом доступе его нет. Зато есть перечень — приложение к постановлению Кабмина Татарстана № 507 от 12 июля 2000 года о внесении правок в постановление № 688. Здания по адресу Техническая, 39а в этом списке уже нет.
Копию постановления Кабмина 1999 года и приложения к нему семьи из квартовского общежития запросили в Минземимущества Татарстана. Но, утверждают они, получили только копию самого постановления. Без приложений. При этом в ведомстве заверили, что выслали весь комплект ("Idel.Реалии" также попросили Минзеимущество Татарстана выслать нам копии постановления Кабмина Татарстана от 12.10.1999 года и приложений к нему).
Этот перечень — далеко не единственный документ, который семьям из квартовского общежития никак не удается извлечь из недр государственных учреждений. В частности, рассказывают мои собеседники, госорганы отказываются предоставить им документы, связанные со сделкой между Минзеимущества и АО "Кварт" по купле-продаже здания по адресу Техническая 39а и документы, связанные с его строительством и вводом в эксплуатацию. То есть, любые бумаги, могущие пролить свет на обстоятельства приватизации здания, подконтрольным Равилю Зиганшину АО.
Более того, как выяснили жильцы во время одного из судебных разбирательств, у здания имеются два техпаспорта — в одном оно значится жилым, в другом нежилым. И оба считаются подлинными.
Не потому ли что в деле жителей Гафури,7 не фигурировал Равиль Зиганшин?
5 сентября семьи из квартовского общежития отдали очередное письмо в аппарат президента Татарстана, адресованное Рустаму Минниханову. В нем они еще раз изложили суть событий. В том числе, указали, что прокуратура, куда жильцы "Кварта" неоднократно обращались, смогла отстоять права жильцов общежития по адресу Гафури, 7, оказавшихся в одинаковом с ними положении. А жильцов "Кварта" — почему-то не смогла или не захотела. "Не потому ли что в деле жителей Гафури,7 не фигурировал Равиль Зиганшин?", — предположили авторы письма (Равиль Зиганшин считается входящим в ближайшее окружение Рустама Минниханова).
Манохина рассказывает, что за время, которое длится акция, к ее участникам один раз вышла сотрудница сотрудница аппарата, не сказав, впрочем, ничего конкретного. Еще время от времени подходили полицейские. Однажды пикетом заинтересовался какой-то крупный полицейский чин, шедший, по всей видимости, по своим делам. Расспросил об обстоятельствах, заставивших ее выйти на улицу. Но на этом всё.
В таком формате — расспросили, выслушали и всё — Манохина и ее соседи общаются с чиновниками годами. Например, в конце августа они вышли к прокуратуре. Но на этот раз люди намерены стоять (во всех смыслах) до конца.
— Будем выходить, пока не заметим, что по нашему делу начались подвижки, — объясняет Манохина. — И настоящие, а не для отвода глаз.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.