В минувшую пятницу известный башкирский скрипач Рустэм Сулейманов завершил свой музыкальный марафон. Целую неделю музыкант прожил в установленном в уфимском "Арт-Квадрате" изолированном стеклянном помещении без воды и пищи, исполняя на скрипке произведения башкирского фольклора. Свой перформанс артист посвятил 100-тию образования Башкирской автономии в составе РСФСР. Основную идею своей акции Сулейманов определил, как "попытку привлечь внимание общества к необходимости сохранить яркое, уникальное и неповторимое национальное инструментальное искусство башкирского народа".
Ход перформанса постоянно транслировался на странице Рустэма Сулейманова в Фейсбук. Музыкант исполнял такие известные башкирские народные композиции, как "Сәлимәкәй", "Һандуғас", "Зөлхизә", "Бейеш", “Ирәндек”, “Гөлнәзирә”, "Ҡолой-кантон", "Ете ҡыҙ", "Тәфтиләу", "Ҡаһым-түрә" "Любезники-любизар" и другие.
Акция музыканта проходила под наблюдением врачей. Как признался Сулейманов, за время перформанса он похудел на 11 килограммов. По его словам, психологически труднее всего ему пришлось в первые двое суток, после чего его состояние стабилизировалось.
Не обошлось и без курьезов — в один день к музыканту пришли полицейские, чтобы выяснить цель акции. Как сообщил артист, ему пришлось прочитать полиции небольшую лекцию о современном искусстве. Тем не менее, протокол был составлен, причем в графе "профессия" Сулейманова полицейским было записано "дережор".
Подводя итоги своего перформанса, музыкант объявил, что все поставленные им цели он считает достигнутыми.
— Я увидел, что моя акция повлияла на общество, на его отношение к башкирской музыке, — сказал Рустэм Сулейманов. — Я понял также, что я по-настоящему люблю башкирский фольклор, башкирскую музыку и могу ее исполнять, в чем я раньше сомневался. Более того, я открыл для себя новые глубины в башкирской музыке. Наконец, я понял и то, что нам нужно быстрее избавляться от всех зависимостей, которые у нас присутствуют. Я имею ввиду не физиологические зависимости а психологические, такие, например, как “тяжесть эпохи”, какие-то временные шлейфы, остатки советских пережитков и потрясений, и так далее. Словом, надо двигаться дальше.
Сулейманов также сообщил, что в ближайшие дни он начнет подготовку к своему новому перформансу, который должен пройти следующей весной.
— Я не знаю в России аналогов акции, которую сейчас провел Рустэм Сулейманов, — заявил куратор проекта, композитор и искусствовед Азамат Хасаншин. — Я поздравляю всех с рождением уфимского акционизма, к которому все мы шли очень долго — от перформансов уфимских художников и поэтов 1990-х годов, от творчества объединения “Чингисхан”, от акций наших музыкантов. И теперь он окончательно оформился как художественное явление. И замечательно, что оно возникло сейчас именно здесь в "Арт-Квадрате", на этом благословенном месте, где более ста лет назад началась башкирская городская жизнь, родилась башкирская городская культура. Здесь в 1913-1914 годах совсем молодые Султан Габяши и Газиз Альмухаметов (известные башкирские композиторы и музыкально-общественные деятели первой половины ХХ века. — ред.) делали свои первые обработки башкирских народных песен, которые потом исполняли в зале уфимского дворянского собрания. И теперь эта память, эта связь восстанавливается и башкирская музыка снова звучит здесь, как и сто лет назад.
В завершение перформанса Рустэм Сулейманов исполнил старинную башкирскую песню "Урал"
Рустем Сулейманов — капельмейстер Камерного оркестра и первая скрипка классического струнного "Квартета", руководит созданным электро-оркестром "Frisson-Orchestra". С 2011 по 2014 годы возглавлял Национальный симфонический оркестр Башкортостана. В 2009-2010 годах был главным дирижером Башкирского государственного театра оперы и балета. Является лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Гастролировал в Японии, Корее, США, Мексике, Бразилии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Финляндии и других странах.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.