Ссылки для упрощенного доступа

Шаймиев, "долгожданный друг", невидимое население и будущее Минниханова


В чрезвычайно комплиментарном интервью главреда "Эха Москвы" с Минтимером Шаймиевым колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич увидела не только явные приметы личной осени этого патриарха отечественной политики, но и намек на главное политическое событие, предстоящее Татарстану осенью 2020-го.

Восьмидесятидвухлетний Минтимер Шаймиев рассказывает, каких успехов достиг с тех пор, как в 2010-м ушел из политического заповедника (каковым не без оснований считали Татарстан периода его президентства) в музейный.

ЮНЕСКО ничего не оставалось, как признать новоделы памятниками


Как известно, одним из последних указов президента Шаймиева был учрежден Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ, который он же немедленно и возглавил. И в актуальных рамках этно-религиозного паритета так возродили и центр ислама Болгар, и центр православия Свияжск, что самой ЮНЕСКО ничего не оставалось, как признать новоделы памятниками культурного наследия, а миллион туристов ежегодно приезжает на это дивиться.

Впрочем, это история неоднократно распропагандированная, и новый интерес тут представляет разве что то, как первый президент Татарстана рассказал о донорах этого возрождения.

Достойными его благодарного упоминания оказались: а) "долгожданный друг наш" (так Минтимер Шаймиев назвал Владимира Путина, хоть тот в данном случае и не заставил долго ждать, а распорядился миллиардами из федерального бюджета по-дружески легко — прямо по ходу 20-минутного разговора), б) российские олигархи Алишер Усманов и Вагит Алекперов, в) украинский олигарх Ринат Ахметов

Ну и совсем вскользь: "и население, конечно".

Весьма любознательного в обычных обстоятельствах интервьюера Алексея Венедиктова отчего-то не заинтересовало: какую долю от доходов шаймиевского фонда (а он только за прошлый год смог потратить около 3,8 млрд рублей) составляют донаты от населения? И в самом ли деле население Татарстана в массе столь состоятельно, что может себе позволить финансировать архитектурно-исторические заповедники наравне с фигурантами списка Форбс?

Между тем характер этих "добровольных пожертвований" жителей республики, увы, хорошо известен с плохой стороны. Казанский историк Александр Овчинников даже обращался к самому Минтимеру Шаймиеву с просьбой: хоть самых низкооплачиваемых-то татарстанцев освободить от вымогательства оброка в пользу его фонда!.. (Довольно скоро доцент Овчинников лишился своего места на кафедре гуманитарных дисциплин Казанского технологического университета.)

Так что если характер взимания "добровольных пожертвований" населения и не изменился, то это население заслуживает хотя бы более сердечного упоминания о своем вкладе в успехи возрождения памятников со стороны своего первого президента…

И распорядились. Путем всенародного одобрения на народных сходах, а как же!


Но с другой стороны — чего сентиментальничать, когда дело-то привычное! Вот Минтимер Шаймиев рассказывает, как оно было со сбором средств на строительство в Казанском кремле мечети Кул-Шариф: "Собрал глав администраций… Мы могли бы получить в этом году больше [на] 2-3 центнера с гектара урожай… Проведем сходы в деревнях. Смотрите: вот божий дар в этом году, 2 центнера с гектара от продажи зерна внести сюда от имени населения республики, которое в сельской местности".

И "никаких вопросов", повествует Шаймиев умиленно — аплодисментами встретили главы администраций указание, как распорядиться плодами труда сельчан (в их терминологии — "божьим даром")! И распорядились. Путем всенародного одобрения на народных сходах, а как же!

Дело было в начале девяностых, когда дохода сельхозпредприятий от реализации своих центнеров хватало на выплату работникам зарплат разве что за один месяц из каждых трех…

Ну разве не трогательна такая всенародная тяга к участию в финансированию постройки кремлевской мечети со стороны граждан всех конфессий, а равно и атеистов!

И ведь благодарить-то в таких условиях даже неловко: они же очень скромные. Не олигархи ведь.

…Впрочем, кроме этих примечательных умолчаний/откровений, так много говорящих о всегдашнем характере отношений между жителями Татарстана и его властью, в этом интервью Минтимера Шаймиева запрятан некоторый повод для размышлений о ближайшем политическом будущем.

Не может ли быть так, что воспоминания Шаймиева (не вызванные, по видимости, никаким оперативным поводом), как он в начале 2010-го совершенно неожиданно для публики перестал быть кандидатом в президенты Татарстана на следующий срок и занялся совершенно другим делом — есть намек на возможность похожего поворота событий в 2020-м?

Однако такой вариант подвешен на тонком юридическом волоске


Осенью следующего года истекает второй президентский срок Рустама Минниханова. Со стороны он выглядит единственным реальным претендентом на следующую президентскую пятилетку — точно так же, как Минтимер Шаймиев десятилетие назад — однако такой вариант подвешен на тонком юридическом волоске. Ибо ст. 91 Конституции Татарстана всё же гласит, что "одно и то же лицо не может избираться на должность президента Республики Татарстан более двух сроков подряд"…

Конечно, есть предположение, как этой конституционный запрет третьего срока в случае Рустама Минниханова может быть обойден.

Ведь в той же статье Конституции написано, что "президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права", а Минниханова ведь в 2010-м избрал всего лишь Госсовет РТ по предложению президента России — стало быть, первый раз, вроде как, можно и не считать…

Словом, юридический волосок может быть материей весьма прочной… Но только при одном условии: если его конец находится в руках благоволящих.

Ну а если в Московском кремле все же сделают ставку на другого кандидата? Ну или просто решат на примере Татарстана продемонстрировать верность стратегии сменяемости глав регионов? Тогда, без сомнения, из двух команд юристов правой окажется та, которая заявит, что вне зависимости от особенностей голосования один плюс один всегда равно двум.

А может, ему в виде компенсации достанется должность в федеральной номенклатуре


И в этом случае Рустаму Минниханову придется, пойдя по пути Владимира Путина, временно переквалифицироваться обратно в премьер-министры… А может быть, ему в виде компенсации достанется должность в федеральной номенклатуре (а что, поставил же его Forbes в прошлогоднем рейтинге самых влиятельных россиян выше Валентины Матвиенко — нынешнего спикера Совета Федерации)…

А может, Минниханову будет предложено вспомнить десятилетней давности казус Шаймиева и, забив на госрутину, тоже сосредоточиться на чем-нибудь эдаком, духоподъемном?..

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG