Ссылки для упрощенного доступа

"Не город": что мешает Казани стать комфортной европейской столицей


Ухудшающаяся экология, утраченное наследие и навязываемые извне градостроительные решения. Эти и другие проблемы подняли вчера 28 ноября, участники круглого стола на тему "Как Казани стать городом, комфортным для жизни?" (спойлер: пока никак).

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Круглый стол организовала инициативная группа, сформировавшаяся этим летом во время шедших одна за другой протестных акций против нового Генплана Казани. В круглом столе участвовали ученые, краеведы и архитекторы — горожан, пояснила модератор, житель поселка Салмачи Мария Филина, часто упрекают в отсутствии компетенций, поэтому пригласили экспертов. Другим модератором стала журналист, урбанист и защитник парка на улице Гаврилова Юлия Файзрахманова.

Также пригласили представителей мэрии, и они это приглашение приняли: в круглом столе (преимущественно в качестве слушателей) участвовали два заместителя главного архитектора Казани — Тимур Кадыров и Дарья Толовенкова.

Активист из поселка Дербышки Денис Кропотов спросил Кадырова, как он объяснит, что Казань, согласно исследованию Финансового университета при правительстве РФ, заняла первое место среди российских городов по качеству жизни. Архитектор посетовал, что сам узнал об этом событии из новостей.

Эксперты — хоть и спорили между собой — оказались солидарны в следующем: ключевой фактор, не позволяющий Казани стать комфортной для тех, кто здесь живет, один — это нежелание властей учитывать интересы городского сообщества. А все остальные — это его следствия.

Если сопоставить карту градостроительных конфликтов и карту города, то можно обнаружить, что многие очаги недовольства расположены рядом и связаны с изменениями, которые запроектированы в принимаемом сейчас документе — новом Генплане Казани, предварила заседание Юлия Файзрахманова.

По оценке Всемирного банка, сообщила она, в городах в ближайшие 30-40 лет будут жить до 90 процентов всего населения земного шара. Фактически то, как будут развиваться города, определит, как будут жить люди на Земле. Но уже сейчас можно констатировать: там, где люди не могут вмешиваться в процесс развития города, оно сопровождается системными ошибками городов, которые прошли эти этапы чуть раньше. Например, засильем автомобилей и сокращением зеленых зон (что актуально для Казани).

Позднее, делая доклад на тему "Город комфортный и безопасный", Юлия Файзрахманова уточнит, что к каждому слову в теме можно добавить частицу "не".

Например, в "Не городе" люди не принимают участия в принятии решений.

— Мы написали сколько... каждая группа [активистов] написала по несколько сотен возражений к Генплану. Все их спустили с надписью "нецелесообразно", — напомнила она.

Экономист, бизнесмен, автор градостроительных проектов Тахир Давлетшин напомнил, что мы "перешли от социализма к демократическому обществу". При социализме "все городские и не только городские" проблемы решали горисполком и обком, а "горожане не участвовали в городском развитие. В последние годы оказалось, что среди обычных граждан есть "достаточно активные и квалифицированные люди" и "их предложения вполне пригодны, чтобы их обсуждать и развивать".

— Взбаламутила всех разработка Генплана НИ и ПИ Москвы. Город прямо восстал. Иногородние специалисты предлагают Генплан, который не согласуется с желаниями большинства населения, — перешел к злободневной повестке Давлетшин, представив выжимку двух своих проектов.

Один из них, рассказал он, предполагает вывод железнодорожного сообщения за пределы Казани. Железнодорожный вокзал в центре Казани, привел довод Давлетшин, не так уж посещаем, как это может показаться. У аэропорта пассажиропоток — больше.

С Давлетшиным если не прямо согласился, то во всяком случае не стал спорить Тимур Кадыров. А жители Дербышек его горячо поддержали, отметив, что если вместо редких электричек пустить легкое метро, то и автомагистраль, на которой настаивают авторы нового Генплана, будет не нужна.

Другое предложение — застроить мелководье возле речного порта — такой поддержки не нашло. Запротестовали приглашенный эксперт, профессор КФУ, доктор биологических наук Нафиса Мингазова и Юлия Файзрахманова.

Мировых практик намыва на пресных водах нет, сказала модератор. Тахир Давлетшин возразил, что есть в Воронеже. Юлия Файзрахманова уточнила: в России может быть что угодно, а в мире пресную воду берегут.


— Самый большой дефицит на планете — пресная вода. Это стратегический ресурс любой страны. За нее войны происходят, — сказала Мингазова.

Позднее, в докладе она вернется к гидронамывам — "величайшей беде" и "преступлению против человечества".

В своем докладе Нафиса Мингазова коснулась истории Генпланов Казани. В разработке и корректировке нескольких ей довелось участвовать. В частности, Генплан, принятый в 2007 году (и действующий сейчас), предполагал создание природно-рекреационного каркаса Казани.

Отметим, что это Генплан так и не был реализован — в том числе, потому что началось строительство в преддверии Универсиады, которую Казань приняла в 2013 году.

В целом, констатировала Нафиса Мингазова, можно говорить об отсутствии экологической культуры.

— Коротко про экологические проблемы города. Если мы думаем, что их нет, что у нас только проблемы освоения общественных пространств, то мы глубоко заблуждаемся. Если мы думаем, что у нас только проблемы Генплана существуют, то мы тоже глубоко заблуждаемся. У нас есть огромное количество экологических проблем, с которыми надо работать ежедневно, постоянно, огромному количеству учреждений и организаций.

Последствия плохого воздуха — стресс, усталость, апатия, рост преступности, рост наркомании, перечислила Мингазова. И воздух становится хуже. Как и вода.

— Нам только кажется, что у нас много воды. 30 процентов озерного фонда потеряны за последние сорок лет. Оставшиеся 70 процентов заилились, — рассказала профессор. — Озерный фонд республики рассчитан на сто лет. Потом останутся только лужи, и 20-30 озер, которые еще глубокие.

За сорок лет (столько времени Нафиса Мингазова занимается проблемами воды) класс воды изменился с третьего на четвертый.

— Никто в мире не замывал пресные объекты для целей градостроительства. Это ведет к загрязнению, ухудшению качества воды, той самой зеленой воде, в которой нельзя купаться, — вернулась к гидронамывам профессор.

Новый Генплан, рассказала она, ставит под вопрос будущее Казанки и других водоемов. Застройка берегов приведет к высыханию русла рек, с одной стороны, и подтоплениям в половодье, с другой (это, уточнила она, вызывает беспокойство в МЧС).

Возможности для строительства за счет зеленых территорий в Казани нет, если стройка начинается, то страдает вся территория вокруг, резюмировала Мингазова (активисты как раз вспомнили о том, как власти обещают застраивать не весь парк на улице Гаврилова) и предложила "смотреть на город с позиции грамотных, умных, заботящихся о городе людей".

Дарья Толовенкова в какой-то момент возмутилась тем, что профессор ругает новый Генплан и хвалит действующий. Но что конкретно в словах Мингазовой не соответствует действительности, пояснить не смогла.

Еще одна угроза, о которой зашла речь во время круглого стола, — мусоросжигательный завод.

Профессор кафедры природообустройства и водопользования КФУ Юсуф Азимов рассказал, как инициаторы строительства МСЗ (инвестор — дочерняя компания госкорпорации "Ростех" "РТ-Инвест") обещали учесть, но не учли предложения и замечания казанских ученых. А круглый стол в Академии наук Татарстана, посвященный МСЗ, припомнил Азимов, едва не кончился плачевно для дальнейшей карьеры его участников.

Юсуф Азимов и Альберт Гарапов
Юсуф Азимов и Альберт Гарапов

Председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов рассказал, что в новом Генплане Казани практически с самого начала его разработки учитывался будущий МСЗ, и разработчики ясно дали понять, что отказаться от этого предприятия не смогут.

В не менее плачевном положении, отметили эксперты, выступавшие во второй части круглого стола, находится архитектурное наследие. Владимир Демидов, автор проекта "Пять дорог" (детально об этом проекте мы планируем рассказать позднее) напомнил, в частности, про недавний скандал со снесенной в Дербышках баней.

Валерий Хамитов, заслуженный архитектор Татарстана поддержал краеведа, заявив, что "Казань не пострадала от революции", зато "страдает от вандализма властей" и "хищнического захвата земли", неважно какой эпохи памятники на ней стоят.

Валерий Хамитов и Владимир Демидов
Валерий Хамитов и Владимир Демидов

Архитектор предложил: необходимо создать институт Генплана в Казани. Его поддержали.

Инициативная группа обещает, что круглые столы будут проводить еще.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG