Ссылки для упрощенного доступа

"Мордовии предписали быть тюрьмой, Удмуртии — свалкой московского мусора"


Сыресь Боляень
Сыресь Боляень

Общественная платформа "Свободный Идель-Урал" выдвинула к Кремлю ряд требований, главная цель которых — призыв к диалогу. Свое обращение общественники приняли как ответ на поправки Владимира Путина в Конституцию РФ. "Idel.Реалии" поговорили с соучредителем структуры народов Поволжья Сыресем Боляенем, чтобы понять суть предложений к Кремлю.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

В своем заявлении вы пишете, что требуете возобновления регистрации национальных (этнических) политических партий. Как вы думаете, насколько такие партии будут популярны и жизнеспособны, особенно если речь идет об этнических группах, число которых не превышает и 100 тыс. человек?

За кого может голосовать татарский или башкирский патриот? За шовинистов из "Единой России" или за шовиниста Навального?

— Сегодня коренные народы Российской Федерации полностью лишены политического представительства в органах власти. Кто в Госдуме или в республиканских парламентах защищает интересы чувашей, марийцев или эрзян? За кого может голосовать татарский или башкирский патриот? За шовинистов из "Единой России" или за шовиниста Навального? Может, за представителей политической силы, ответственной за уничтожение интеллигенции и духовенства наших народов? Сегодня власть и оппозиция имеют одинаковый взгляд на вопросы суверенитета национальных республик, обеспечения политических, экономических, национальных, религиозных прав коренных народов. "Держать и не пущать" — вот их взгляды на наши проблемы.

В цивилизованных европейских странах, куда так стремится выехать немалое число российской молодёжи, есть национальные партии. Например, венгерские партии есть в Украине, Словакии, Румынии. Электоральная платформа для таких партий есть во всех республиках Идель-Урала. Я уже не говорю о Бурятии, Якутии или Тыве. Уверен, что возможна даже карельская партия в Карелии. Сразу отмечу, что в отличие от Украины и Румынии, Россия не является демократической страной, потому оценить реальное влияние национальных партий в обществе сначала будет трудно. Им придется столкнуться с административным давлением, преследованием активистов и фальсификациями на выборах.

— Вы говорите о том, что не больше 15% доходов регионов должны уходить в федеральный центр. С учётом того, что большая часть регионов дотационная, такое сложно реализуемо. Уже предлагали дифференцировать степень влиятельности регионов в соответствии с их вкладом в федеральный бюджет...

— Да, это рациональное предложение. Вопрос в другом: действительно ли дотационные регионы бедны и бесперспективны, или система отношений регионов с федеральным центром построена так, что быть успешным невыгодно? Я не говорю здесь ничего нового. Региональные элиты не раз публично заявляли, что быть донором — себе вредить. "Кто везёт, того и погоняют" — пока эта схема работает — регионы будут деградировать.

Мою родину — Республику Мордовию — превратили во всероссийскую колонию

Дело не только в финансах: отправил в Москву много или мало, и даже не во влиятельности, как вы высказались. Многие республики и другие субъекты федерации несут на себе громадное бремя федеральных проблем. Мою родину — Республику Мордовию — превратили во всероссийскую колонию. Нам предписали быть тюрьмой, другим приказали быть свалкой московского мусора. Где-то вообще хотят утилизировать опасные отходы. Может жители Удмуртии были бы и не против, если бы отношения между Москвой и Удмуртией были бы договорные: каждый год функционирования завода в Камбарке будет оплачиваться по договору: миллиард долларов в год. Дорого? Пусть строят возле МКАД. Нет, хотите в Удмуртии? Платите. Тогда и вопрос дотаций не стоял бы. Иначе выходит удивительная ситуация: в России есть два города для жизни — Москва и Санкт-Петербург, остальное — территория для вырубки леса, выкачки нефти с газом и утилизации отходов. Какое-то странное "единство страны" нам предлагают.

— Вы хотите возврата должности президентов республик РФ. Ваши оппоненты аргументируют свою позицию тем, что содержание важнее, чем название. Что вы им можете сказать?

Пусть будут президенты с широкими полномочиями государств — субъектов федерации

— В России понижение статуса республик в символическом и практическом изменениях происходит синхронно: одно дополняет другое. Была бы обратная тенденция, мы бы, возможно, и не цеплялись за названия должностей. Мы категорически за "реальное содержание". Пусть будут президенты с широкими полномочиями государств — субъектов федерации.

— Как вы считаете, ваш призыв к диалогу будет услышан властью? И не считаете ли вы, что попытка начать общение с властью — это пустая трата времени?

Если глухой устроил банкет на железнодорожных путях — это не значит, что несущийся поезд перестал существовать

— Народ должен увидеть, что власть не способна обеспечить исполнение взятых на себя обязательств. Имперская Россия не состоялась как успешное государство. Мы это показываем, в частности и нашими обращениями. У нас хорошо налажена коммуникация с нашими приверженцами в республиках. У нас нет фиксированного членства, партсобраний и прочих формальностей. Мы видим проблемы и говорим о них. Народ нас слышит. Если не слышит власть — ей же хуже. Если глухой устроил банкет на железнодорожных путях — это не значит, что несущийся поезд перестал существовать. Пока наша власть празднует. У них банкет снова обнулился.

— Осознаёте ли вы, что все ваши требования идут вразрез с политикой Кремля при Владимире Путине?

— Наши требования идут вразрез с представлениями об имперском государстве, миссия которого — наводить страх на окружающий мир. Да, можно ещё несколько лет "надувать искандеры", пугать всех ядерным пеплом и требовать соблюдения интересов России в Сирии. Но нужно ли это народам самой России? Мир не стоит на месте. Ещё в 2017 году Саудовская Аравия инвестировала огромные средства в диверсификацию экономики, в преодоление финансовой зависимости от нефтедобычи. В то же время Россия как была, так и остается сильно зависимой от добычи нефти и газа. Спрос на эти товары будет только падать, а значит перспективы у российской экономики весьма не радужные. Что будет продавать Российская Федерация через 20 лет? Земельные участки под полигоны мусора, под утилизацию опасных отходов? Правда, возможно, что двадцати лет у России в запасе уже и нет…

— Не считаете ли вы, что наделение правом вето субъектов в некоторых вопросах может привести к тому, что решения не будут приниматься?

Возьмите любую отрасль. Например, добычу ископаемых. Сейчас это реализуется по принципу: "сначала съедим твои продукты, а потом каждый сам свои"

— Да, не будет приниматься. Сейчас это выглядит более справедливо? Возьмите любую отрасль. Например, добычу ископаемых. Сейчас это реализуется по принципу: "сначала съедим твои продукты, а потом каждый сам свои". Если решения не будут приниматься — это значит, что Москве придется вести диалог с регионами, не только требовать и угрожать, но и договариваться, предлагать. Это и есть федерация. Есть и другой сценарий. Его мы наблюдали в позднем СССР.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG