Бывший заместитель председателя правительства России Альфред Кох, ныне проживающий в Германии, на днях дал большое интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону. В ходе беседы он рассказал о том, что в России сохраняется высокий уровень сепаратистского потенциала на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. При этом, по словам экс-чиновника, Татарстан не входит в зону риска в силу многих обстоятельств. "Idel.Реалии" пообщались с Кохом, чтобы понять, что он имел в виду.
Отрывок из интервью Гордона с Кохом
— Вы у Дмитрия Гордона упомянули о Татарстане. Вы сказали, что вы жили на Волге, поэтому знаете татар и не верите в возможность их отделения от России.
Просто татарский национализм (без каких-то притеснений и экономических проблем) не настолько силен и не настолько раздражен, чтобы доводить дело до войны
— В отделение Татарстана не верю. Нет никаких причин. Просто татарский национализм (без каких-то притеснений и экономических проблем) не настолько силен и не настолько раздражен, чтобы доводить дело до войны. А без войны Татарстан никто не отпустит. Надеюсь, вы как выходец с Северного Кавказа это прекрасно понимаете.
— В интервью вы говорили о том, что татары сильно интегрированы в Россию. Означает ли это, что татары научились внутри России защищать свои интересы?
— Да. Мне кажется, они не чувствуют каких-то проблемы. Они один из государствообразующих этносов. Ничуть не менее важный, чем русские. Во всяком случае по всему Поволжью — это так. Да и в Сибири...
Да. И мне кажется, что до такого накала страстей в Татарстане далеко. И потом там не было этой долгой истории противостояния и геноцида. Татары стали частью царского истеблишмента задолго до взятия Казани. А уж потом — и подавно.
— Однако Владимир Путин пытается внести одних русских в Конституцию в качестве государствообразующего народа. Татары довольно активно реагируют на поправки.
После этих поправок Конституция не стоит той бумаги, на которой она написана
— Знаете, после этих поправок Конституция не стоит той бумаги, на которой она написана. Это теперь "филькина грамота". Ясно, что она теперь — просто текст, который можно править хоть каждый месяц. Сегодня —русские, потом — вместе с татарами, потом Рамзан Ахматович обидится, потом — якуты и т.д. Еще евреев не забыть... Постепенно всех впишут.
— Цена на нефть упала. Как известно, нефть — это 30% экономики Татарстана. Последствия обвала цен из-за ссоры Москвы с Эр-Риядом для Татарстана будут ощутимы. Не может ли ухудшение ситуации усилить радикализацию татарского общества?
— Не знаю. А как это связано? Здравый смысл подсказывает мне, что если татарская нефть идет по русским трубопроводам и к тому же содержит много серы, то если Татарстан отделится, то его первым выкинут из трубы. А без доходов от нефти (даже сильно просевших) хуже, чем с ними.
— Вы в интервью Гордону сказали о том, что Москва заливает финансами тех, кто реально может выйти из состава России. Эти деньги Москва получает в том числе из Татарстана. Означает ли это, что Казань может контролировать уровень сепаратизма, скажем, на Северном Кавказе?
— Нет. Ее участие не настолько важно, чтобы иметь в этом вопросе право голоса.
— То есть, Казань не сможет в нынешних условиях проконтролировать количество средств, которые уходят в Москву?
— Откуда я знаю, как это у них устроено? Я же говорю вам: я об этом почти не думаю. Вот вы спросили — я отвечаю.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.