Ссылки для упрощенного доступа

Царство мнимого благополучия: как в Татарстане сформировалось "лояльное большинство"


Мои коллеги-журналисты отмечают, что жители Татарстана значительно чаще граждан, проживающих в других субъектах Федерации, избегают публичного обсуждения трудностей и лишений, которые они испытывают из-за начальства и власти. Люди, как правило, отказываются говорить с журналистами, а если говорят, то не соглашаются на публикацию своих имен.

Молчание о происходящем является одной из отличительных черт жизни в республике. Пандемия коронавирусной инфекции хорошо высвечивает эту особенность.

Они не пытаются что-то изменить и молча "делают свое дело"


Учителя, врачи, преподаватели, предприниматели, чиновники, которых я знаю, часто сталкиваются с несправедливостью и нечестностью со стороны власти: руководителя, "начальства начальника", местной администрации, но предпочитают не делать из этого проблему. Они не заявляют о недопустимости существующего положения дел, не пытаются что-то изменить и молча "делают свое дело": преподают, лечат, занимаются своим бизнесом и т. д., становясь тем самым соучастниками происходящего.

Одна из иллюстраций такого пассивного принятия положения вещей, определяемого властями, — распространение коронавируса в Татарстане. В моем окружении есть, как минимум, три семьи, в которых люди в настоящее время больны COVID-19. Врачи на словах подтверждают наличие коронавирусной инфекции, оказывают необходимую помощь, но не ставят такой диагноз. Даже в случае поражения легких указывается диагноз "вирусная пневмония". Очевидно, что все такие случаи оказываются за рамками официальной статистики COVID-19 в Татарстане, которая создает впечатление небольшой и успешно контролируемой эпидемии.

Очень заметны различия в зарегистрированной распространенности коронавируса в Нижегородской области и Татарстане. В первой к середине июля 2020 года зарегистрировано около двадцати одной тысячи случаев инфекции. В Татарстане, большем по численности населения, — в четыре раза меньше. Известные практики регистрации COVID-19 в Татарстане позволяют предположить, что ситуация с коронавирусной инфекцией здесь не лучше, чем в Нижегородской области. Возможно, врачи, эпидемиологи и чиновники в Нижнем и других населенных пунктах области более независимы по сравнению с их татарстанскими коллегами. И более открыты. Врачи в Татарстане, исполняя свой долг по отношению к больным, молчат о подтасовках с диагнозами и статистикой.

Такой же является ситуация с выборами и голосованием. Власть в Татарстане заставляет школьных учителей, воспитателей детских садов, работников госпредприятий и ЖКХ фальсифицировать их результаты. Учителя и другие бюджетники молчат и подчиняются такому давлению, оказываемому через районные администрации, директоров школ и предприятий.

Результатом является татарстанская электоральная аномалия — выявляемые математическими методами регулярные и значительные фальсификации на выборах и голосовании в республике, включая недавнее голосование по поправкам в Конституцию.

Молчаливое подчинение произволу со стороны власти и отказ говорить о нарушениях закона, более распространенные среди жителей Татарстана по сравнению с другими субъектами Федерации, объясняются, на мой взгляд, рядом обстоятельств. Среди них сложившиеся патерналистские практики взаимодействия с начальством, полная подконтрольность правоприменительных органов, судов, республиканского парламента и подавляющего большинства СМИ аппарату президента Татарстана, следствием чего является правовая незащищенность жителей республики. Но на первое место по приоритетности среди этих факторов я бы поставил несменяемость татарстанской власти.

Татарстанская властная элита сохраняет свои позиции уже в течение трех десятилетий. Любая несменяемая власть за такое время становится коррумпированной — налаживает схемы присвоения бюджетных средств, подчиняет себе бизнес, устанавливает контроль над полицией, судами и СМИ.

Основным принципом назначения на должности в республике является не компетентность, а лояльность. При этом ключевые позиции занимаются "своими": родственниками, "друзьями", детьми друзей и пр. Возможности вертикальной социальной мобильности для остальных очень узки.

Обратной стороной клановости и лояльности как принципов занятия должностей в Татарстане являются непрофессионализм, непрозрачность, некомпетентные решения и, как следствие, более высокие риски и опасности. Трагедии "Булгарии", "Боинга" авиакомпании "Татарстан", "Адмирала" не являются, на мой взгляд, случайностями.
Граждане, не согласные с произволом властей и отказывающиеся молчать, исключаются из контролируемой системы экономических отношений. Недавнее увольнение Раушана Валиуллина, учителя истории в Набережных Челнах — очередное тому подтверждение. В результате, делая выбор между вариантами: (а) быть уволенным с "волчьим билетом" и вынужденным уехать из республики или (б) сохранить должность, но молчать, подавляющее большинство выбирает молчание.

Минтимер Шаймиев, Рустам Минниханов и их окружение с их бессменным нахождением у власти, практикой занятия всех ключевых мест "своими", подавлением свободы слова, полным подчинением себе республиканских СМИ, официальным и неформальным контролем за бизнесом, присвоением и использованием судебной власти в своих интересах создали систему отношений в республике, которая способствует конформизму. Жители Татарстана, за редким исключением, являются не столько гражданами, сколько подданными — зависимыми, пассивными и молчаливыми.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG