Ссылки для упрощенного доступа

Бить или не бить? Про "удары ладошкой по лбу" в детсаду Волжска


После обращений родителей в правоохранительные органы в детском саду запретили снимать видео и записывать аудио
После обращений родителей в правоохранительные органы в детском саду запретили снимать видео и записывать аудио

Родители одного из детских садов города Волжска в Марий Эл рассказали о "недопустимых методах работы" воспитательницы. У них есть факты применения насилия к их детям. Руководство садика все отрицает. Накануне учебного года родители опасаются, что со временем ее вернут в группу, которую посещают их дети.​

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

В редакцию "Idel.Реалии" обратилась жительница Волжска Зульфия Гарипова. Она рассказала о конфликтной ситуации, сложившейся в местном детском саду имени Арины Родионовны: часть родителей одной из групп, которую посещает и дочь Зульфии, зафиксировали факты применения насилия к их детям и обвиняют воспитательницу в инициировании буллинга — травли одного из посещающих группу детей. В своих обращениях в администрацию детсада, прокуратуру и МВД родители ссылаются на жалобы и рассказы детей, а также одной из сотрудниц дошкольного образовательного учреждения, делятся своими наблюдениями, часть из которых они фиксировали на диктофоны. История конфликта из-за физического воздействия, общения с детьми на повышенных тонах, и вероятной травли одного из воспитанников развивается на фоне разбирательств по поводу возможных поборов с родителей на нужды этого детского сада. По мнению заведующей дошкольным учреждением имени Арины Родионовны, все довольны воспитателем, претензий к нему нет. Решившиеся же на обращение в правоохранительные органы родители готовы продолжать добиваться отстранения сотрудницы детсада, поскольку опасаются, что со временем ее вернут в группу, которую посещают их дети.

На что жалуются родители

Почти год назад, в сентябре 2019 года, жительница Волжска Зульфия Гарипова написала заведующей детского сада №2 имени Арины Родионовны, который посещает ее дочь Софья, заявление, в котором рассказала о жалобе ребенка на то, что воспитательница ударила ее по голове, после чего ребенок упал со стула.

После того, как дочка пожаловалась ей, Зульфия попыталась поговорить с воспитательницей, но та все отрицала.

— Она только посоветовала нам перевестись в другую группу или не посещать больше садик в ее смену, — рассказывает мама девочки. В конфликтной ситуации, которая возникла и в результате диалога с воспитателем не разрешилась, она и попросила разобраться заведующую Марину Десятникову.

Через месяц руководитель детского сада прислала Гариповой ответ: работа воспитателя Зайтуны Гайнановой проанализирована, с родителями воспитанников детсадовской группы проведены беседы. Вывод такой — претензий у администрации и родителей к работе воспитателя нет. Факты применения физического насилия к детям не подтвердились.

Однако той же самой осенью Зульфия Гарипова столкнулась с еще одним, возможно, малозначительным, но все же непонятным фактом: пришла за дочерью в группу пораньше, а в раздевалке стоял и плакал мальчик. Находившиеся в группе два воспитателя не обращали на него внимания.

В конце осени другая родительница, Алена Томилова, забирая из садика своего ребенка стала свидетельницей странной сцены.

— Я слышала, что Зайтуна Адвартовна заставляла этого ребенка ударить мальчика, которого она держала, — рассказала Алена корреспонденту "Idel.Реалии". Но он так и не стукнул, кажется. Я наверное оказалась не готова была тогда как-то отреагировать на все это, высказать сразу самой воспитательнице, возможно торопилась скорее домой, — добавляет она. — Потом, когда я рассказала об этом случае заведующей, она дала свою оценку, сказала, что это не педагогично.

Об избиении детьми мальчика Кости в присутствии воспитательницы Томиловой рассказывала и одна из сотрудниц детского сада. Причем она уточняет, что сама этого не видела. Ее фамилию женщина назвать не может, хотя, вероятно, администрации учреждения она может быть известна: эта сотрудница возмутилась увиденной сценой избиения ребенка и попыталась сделать замечание воспитательнице. Однако та ответила, что это не ее дело и попросила уйти.

О том, что один из воспитанников группы регулярно подвергается физическому воздействию, возможно с подачи воспитателей детсада, рассказывал сын Алены. В какой-то момент он стал отказываться ходить в садик, жаловался, что воспитатель постоянно кричит.

— Все родители знают, что в воспитании этого мальчика, Кости, она применяет физическую силу, — говорит Зульфия Гарипова. По ее версии, ребенок от такого обращения стал озлобленным и поэтому срывается на других детях. Дочь Зульфии Софья дружила с Костей, а теперь стала говорить, что он плохой. Так, по ее рассказам, характеризует мальчика воспитательница.

Елизавета Домрачева, мама Кости рассказывает, что сама была свидетельницей того, как Зайтуна Гайнанова заставляла детей хором говорить: "Ты плохой".

— В начале марта этого года дочка поведала забравшему ее из садика папе, что била Костю, — рассказывает о новом эпизоде Зульфия Гарипова. — Когда я стала ее расспрашивать об этом, она сказала, что бить мальчика заставляла воспитательница Зайтуна Адвартовна.

Зульфия говорит, что против того, чтобы ее ребенка использовали в подобных ситуациях. Она решила обсудить происходящее при личной встрече с заведующей детским садом:

— Заведующая сказала сначала, что никакого инцидента не было, но потом зачем-то сообщила, что провела с воспитателем беседу на эту тему. Мне показалось, что она всячески покрывает Гайнанову. При этом, она дала мне понять, что мы ничего не сможем доказать, а ее информации поверит прокуратура. И еще она посоветовала мне перевести ребенка в другой садик.

Что проверила прокуратура, а что — полиция

Поскольку никаких изменений после письменных обращений и личных бесед с заведующей детским садом не произошло, обеспокоенная Зульфия Гарипова направила обращение в прокуратуру. В нем был перечислен гораздо больший спектр претензий к дошкольному учреждению. Заявление начинается с рассказа женщины о том, как происходило знакомство с воспитательницей Гайнановой, к которой она привела свою дочку два года назад:

— Мы после собрания родителей подошли к нашей воспитательнице. Она сразу нам начала рассказывать о том, что денег на садик не выделяют, а нужен новый забор ("дети маленькие, будут убегать с участка"). Деньги на забор собирали родители, ставили и красили его тоже мы. Кроме этого, убирали мусор, косили траву, закупали канцелярские принадлежности. Сотрудники садика говорят нам, что у них в штате нет ни плотника, ни сантехника, поэтому эти обязанности должны выполнять родители.

После того, как родители стали жаловаться на применение физической силы при воспитании их детей, перед входом в муниципальное дошкольное образовательное учреждение появились таблички, запрещающие вести видеосъемку; на нее, по мнению администрации детского сада, необходимо разрешение заведующей. Гарипова попросила на время проведения проверки отстранить воспитательницу Гайнанову от деятельности.

Волжская межрайонная прокуратура обнаружила, что в детском саду имени Арины Родиновны нарушаются требования федерального закона об образовании. Требования устранить нарушения были направлены в отдел образования Волжска и заведующей детским садом.

Отдел госконтроля в сфере образования при республиканском министерстве образования также направил детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которые могли свидетельствовать о возможном нарушении требований законодательства об образовании.

Факты применения физической силы при воспитании детей прокуратура поручила проверить полицейским. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимал проводивший проверку инспектор по делам несовершеннолетних. Для проверки фактов полицейский приглашал Зульфию Гарипову и пятилетнюю Софью на допрос в отдел полиции Волжска.

Сотрудник полиции интерпретировал показания Зульфии следующим образом. Он записал, что женщина узнала от дочери, что воспитатель "нанесла ей удар ладошкой по лбу".

"Гарипова С. В. пояснила, что Гайнанова З. А. ребят в группе ругает, когда кто-то не слушается и балуется. Гарипова С. В. показать и сказать, как детей обижает Гайнанова З. А. не может. Гарипова С. В. хочет посещать детский сад, так как скучает по ребятам. В силу своего возраста малолетняя Гарипова С. В. путается в ответах, конкретно пояснить ничего не может", — сообщает представитель полиции в постановлении по итогам проверки. Примерно так же описывается реакция возможно подвергавшегося травле и физическому воздействию мальчика Кости.

Сотрудники детского сада, дававшие пояснения полицейскому, указывали на гиперактивность мальчика, что он "может обидеть не только ребенка, но и взрослого".

Воспитательница детсада по фамилии Алексеева сказала, что девочка Софья Гарипова "постоянно качается на детском стульчике, за что Гайнанова делала ей замечание, чтобы она не упала, но она ввиду детской непосредственности не прислушивалась".

Сама Зайтуна Гайнанова рассказала полицейским, что "не наносила телесных повреждений малолетней Гариповой". Мальчика Костю воспитатель охарактеризовала как "агрессивного, конфликтного и непослушного". Тем не менее, по ее словам, информация о том, что дети называли его плохим, не соответствует действительности.

В защиту воспитателя высказались пятеро родителей, опрошенных сотрудником полиции. Вероятно, решение об отказе в возбуждении уголовного дела выносилось на основании заключений экспертов, не нашедших никаких связанных с пребыванием в детском саде телесных повреждений у Софьи Гариповой и мальчика Кости.

После проведения проверки Зайтуна Гайнанова не работает с группой, которую посещают дети Зульфии Гариповой, Алены Томиловой и Елизаветы Домрачевой, просивших отстранить ее от работы с их детьми.

"Все решено"?

Зульфия Гарипова намерена обжаловать постановление полицейских в отказе от возбуждения уголовного дела. Говорит, что считает, что таким воспитателям, как Гайнанова, не место среди детей.

— В муниципальном учреждении дошкольного образования должны на первое место ставить интересы детей, учитывая их особенности и развитие. Дети, в отличие от взрослых, не могут врать по предварительному сговору. И поэтому непонятно, по какому праву администрация и сотрудники садика пытаются всю вину переложить на несовершеннолетних детей.

Она также расценивает представленные в пользу Гайнановой объяснения следующим образом:

— Одна из родительниц является сотрудницей отдела образования Волжска, вторая — бывшая коллега нынешней заведующей детского садика, работает в отделе соцзащиты, муж третьей состоит в приятельских отношениях с сыном воспитателя Гайнановой, а ребенок четвертой вообще не из нашей группы. При этом, в постановление не были включены показания Алены Томиловой, подписавшейся под обращением группы родителей, настаивавших на отстранении воспитательницы.

Алена Томилова говорит, что сейчас ее ребенок не ходит в детский сад, поэтому исчерпан ли конфликт ей сказать сложно. Вероятно, станет это известно в начале сентября, когда сын Томиловой начнет ходить в садик.

Заведующая детским садом имени Арины Родионовны Марина Десятникова сначала сказала корреспонденту "Idel.Реалии" что "все решено". Затем отказалась давать комментарии по поводу конфликта. Попросила адресовать вопросы "в отдел образования".

Одна из родительниц, рассказавших полицейским о том, что никакого конфликта в детском саде не было, Наталья Фёдорова, считает, что вся история с возможным применением физической силы по отношению к детям со стороны воспитательницы Гайнановой — неправда. Она полагает, что про историю их дошкольного учреждения сейчас знает вся республика, при этом затруднилась ответить, обсуждалась ли ситуация с возможным применением воспитателем их группы физической силы в кругу родителей.

Сходного мнения придерживается и Ильмира Дмитриева. Она считает, что про применение к их детям физической силы говорит абсолютное меньшинство родителей группы, в то время как “остальные двадцать человек” доверяют воспитательнице и уверены в ее исключительных качествах.

В приемной отдела образования Волжска записали контактные данные журналиста "Idel.Реалии" (начальника отдела образования не было на месте), но так и не перезвонили.

В аппарате уполномоченного по правам ребенка в республике Марий Эл сообщили, что не получали никакой информации о ситуации в муниципальном детсаду Волжска — не было обращений, о конфликте из-за возможного применения воспитателем физической силы к детям ничего не известно.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG