Ссылки для упрощенного доступа

"Второе нападение связано с тем, что я не испугался первого"


Алмаз Кучембаев
Алмаз Кучембаев

В Ульяновске 21 октября было совершено нападение на юриста и правозащитника Алмаза Кучембаева. Нападавших было двое. Мужчины крепкого телосложения наносили удары по голове и по ногам железным предметом. Драка продолжалась считанные минуты. В какой-то момент в конфликт вмешалась пожилая женщина, ударила преступников клюшкой, позвала на помощь других прохожих. Преступники испугались и скрылись. Пострадавший был доставлен в больницу. У Кучембаева диагностировали перелом носа, рваную рану затылочной части головы. От госпитализации он отказался. Кучембаев считает, что он должен помочь следствию найти преступников и сделать это в первую очередь для того, чтобы его семья не боялась выходить на улицу. До случая с нападением, 1 октября, правозащитнику неизвестные испортили автомобиль. Их также не нашли. Алмаз Кучембаев связывает эти события и называет имена подозреваемых. Об этом в материале "Idel.Реалии".

Избили недалеко от здания Арбитражного суда
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:53 0:00

После нападения на Алмаза Кучембаева участники ульяновского движения "Третья сила" сделали заявление, что "преступление связано с общественной деятельностью и является сигналом всем жителям Ульяновска, кто занимает активную гражданскую позицию".

"Кучембаев через суды, запросы и обращения к властям поднимал многие вопросы защиты интересов жителей города, в частности — по незаконным разрешениям на строительство или изменениям генплана Ульяновска. Фактически он делал то, что должны были делать прокуратура, администрация города, депутаты гордумы. Мы убеждены, что он пострадал из-за незащищенности общественных активистов в регионе, отсутствия гарантий их безопасности и сохранности имущества", — говорится в обращении движения.

В настоящее время правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статье 112 УК РФ ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью") по факту нападения двумя неизвестными на 39-летнего Алмаза Кучембаева. Следствие ведется. По факту порчи автомобиля расследование также продолжается. Кучембаев отмечает, что 1 октября, когда была повреждена его машина, было установлено, что злоумышленники передвигались на автомобиле, зарегистрированном на супругу Виталия Кривоногих — помощника бывшего его оппонента на выборах в Гордуму. В этом году Алмаз Кучембаев баллотировался как самовыдвиженец в округе, где живет вместе с семьей — в микрорайоне Университетская набережная. Его оппонентом от партии "Единая Россия" был декан факультета физкультуры Ульяновского госуниверситета Владимир Вальцев. В свою очередь Вальцев является руководителем Ассоциации любителей холодового плавания, которая, как указывает Кучембаев, допустила нарушения при постройке своей базы в береговой полосе реки Свияга. Правозащитник уверен, что нападение на него имеет мотив личного счета.

— Единоросса поддерживал сам губернатор, у которого выборы в следующем году. Снос базы моржей, видимо, для молодого природоохранного прокурора дело принципиальное, поэтому скандал вокруг Вальцева мог отразиться на губернаторе. Кандидатуру Вальцева решили снять с выборов (позже 13 сентября на округе победит не Кучембаев, а кандидат от партии "Коммунисты России"). При нападении преступники, сказали, что я все никак не успокоюсь. И, несмотря на то, что я про иск о сносе базы моржей даже не знал, для меня очевидно, что мой оппонент от "Единой России" Владимир Вальцев и его помощник Кривоногих Виталий испытывают ко мне крайнюю неприязнь. В таком случае передвижение злоумышленников на автомобиле Кривоногих в ночь порчи автомобиля многое объясняет. На 1 октября "моржам" уже было известно о наличии иска о сносе. Второе нападение связано с тем, что я не испугался первого, — делится Алмаз Кучембаев.

Владимир Вальцев свою причастность к происшествиям отрицает. Он также отмечает, что свою кандидатуру с выборов он снял самостоятельно по семейным обстоятельствам и судебные споры по застройке Свияги, он бы не связывал с нападением на Кучембаева. Его помощник Виталий Кривоногих, автомобиль супруги которого был зафиксирован в ночь, когда было испорчено транспортное средство правозащитника, объяснил, что эта машина была продана около трех месяцев назад.

— Я не знаю почему машина до сих пор на супруге. Даже если сейчас идет судебное "дельце" и другие моменты, на это никак не влияет на наши отношения. Мы все здравые люди. Даже если нам скажут штраф какой-то заплатить. Он выбрал такую политику, как Дон Кихот, борется с ветряными мельницами. Мы скажем спасибо Алмазу, что указал на какие-то болевые точки, а зачем делать шоу. Он занимается самопиаром, понимаете? Он хочет из себя жертву сделать. Насчёт нападения, я считаю, что он сам себе это сделал, для самопиара, потому что рейтинг падает, — прокомментировал "Idel.Реалии" Виталий Кривоногих.

Сам Алмаз Кучембаев отмечает, что в интернете стали появляться анонимные комментарии. Неизвестные пишут под статьями о нападении, что у Кучембаева были долги и пострадал он за них. Правозащитник отрицает эту версию, называя их "фейками".

— Вы рассказывали свою версию в полиции?

— Я рассказал и сделал акцент, что к нападению на меня и порче машины может быть причастен Кривоногих.

— Почему вы считаете, что нападавшие хотели свести счеты по личным мотивам?

— Я встретился лично с Владимиром Вальцевым. Он признался, что до последнего думал, что проблемы с базой моржей — это моих рук дело, и я могу все прекратить. Виталий Кривоногих, которого я знаю лично много лет, в коридоре суда по делу моржей проявил себя очень агрессивно. Но видно, что проговорить конфликт тет-а-тет он не способен и не намерен.

— Кроме застройки набережной Свияги какие проблемы вы поднимали?

— Много всего. И для самих моржей тоже. Мы бились за район, отстаивали генеральный план. Там есть несуществующий зеленый бульвар. Мы задавали вопрос в мэрии, если хотите построить ещё один дом, то где будут садик и школа. У нас нет садиков и школы. У нас у всех дети. В садик ходим через железную дорогу. Удалось добиться оборудования перехода через переезд для пешеходов. Но доступность района по-прежнему оставляет желать лучшего. По Свияге удалось добиться судебного решения об установлении водоохранной зоны по все области, сейчас идет суд по запрету администрации города всех стоков в реку.

Активист четко помнит события дня, когда на него было совершенно нападение. Неизвестные люди были в масках, один из них был одет в светоотражающую спецовку под видом дорожного рабочего. Все приходило во дворе жилого дома, в нескольких шагах от Арбитражного суда. Около 18:30 Кучембаев возвращался по привычной для себя дороге — с работы домой. На его пути встал человек в спортивной одежде и в маске, который брызнул едким веществом в глаза. Одновременно сзади ему нанесли удар металлической трубой по ногам.

— Дальше я попытался отбежать, но не получилось, удар был сильным. Мне удалось развернуться и тут началась драка. В какой-то момент пропустил удар, упал на землю. Один из нападавших прошипел, что я с первого раза не понял. Лежа я продолжил драться. Одному бил по ногам, пока он отбивал мне ноги трубой. Другому попал в голову. Прозвучало: "Давай добиваем!". Меня стали бить только по голове железной трубой и ногами. В итоге у меня 5 швов на затылке, сломан нос. В ту минуту я понимал, что не могу пропустить ни один удар, — рассказывает он.

Спасла правозащитника пенсионерка (ее имя из соображений безопасности мы не называем). Пожилая женщина подняла шум во время нападения, позвала других жильцов.

— Правоохранительным органам удалось что-то выяснить?

— Я пока не могу все рассказать.

— Как вы считаете, правоохранительные органы прилагают все усилия для расследования?

— Отвечу так. Они не могут работать лучше, чем сама система. Но пока ничего не делается, что нужно.

— Какие у вас отношения с нынешней властью? Губернатор, как сообщают СМИ, поручил взять под особый контроль дело о нападении на вас.

— Городскую думу полностью "забрали" кандидаты от власти. Это значит, что для губернатора дума "не место для дискуссий". Я был на заседании гордумы, когда выборы уже прошли. Мэр мне так и заявил, что мои иски лишь тормозят их работу. Губернатор Сергей Морозов среагировал на нападение на меня через несколько дней, но в материалы дела, как мне сказали, никакого обращения от него так и не поступило.

— Что вы намерены делать дальше ?

— Я намерен добиться наказания для преступников, которые совершили нападение на меня. Это и неоконченные судебные процессы по системным вопросам единственное, что меня держит в Ульяновске.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG