Ссылки для упрощенного доступа

Дела о насилии на акциях протеста в России: Счет 30:0 в пользу силовиков


31 января в Казани
31 января в Казани

По итогам трех протестных акций, прошедших 23 и 31 января, а также 2 февраля в регионах РФ, Следственный комитет расследует порядка 30 уголовных дел в связи с применением насилия в отношении представителей власти. 

Правоохранители, в том числе с помощью системы распознавания лиц, оперативно вычислили подозреваемых, нанесших удары сотрудникам МВД и Росгвардии. Ряд задержанных уже признали свою вину и извинились перед силовиками под видеозапись.

Между тем, "Апология протеста" в ходе мониторинга СМИ и соцсетей выявила 140 случаев избиения участников мирных акций в этом году. Из них 30 кейсов находятся в производстве правозащитных организаций — "Апологии протеста", "Комитета против пыток", "Правозащиты Открытки" и "Команды 29".

В каждом случае доказательствами насилия служили фото и видеоматериалы с места происшествия, медицинская справка, подтверждающая телесные повреждения, показания свидетелей и т.д.

Сколько сотрудников МВД или Росгвардии было привлечено к ответственности за превышение должностных полномочий? Ноль. Даже по резонансным историям у жертв нет шансов добиться всестороннего и объективного расследования.

Жёсткие задержания в Казани 31 января
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:09 0:00

Так, прошло две недели с момента инцидента в Санкт-Петербурге, где полицейский "с запотевшим забралом" ударил ногой в живот Маргариту Юдину. Мы до сих пор не знаем фамилию сотрудника, извинившегося перед пострадавшей в больнице (и был ли это тот самый силовик) — Следственный комитет фактически засекретил ход доследственной проверки.

2 февраля в Москве омоновец дважды ударил дубинкой по голове ведущего Youtube-канала "Real View" Федора Худокормова. Врачи поставили 18-летнему парню диагноз "Закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга". При очевидных признаках преступления (ч. 3 ст. 286 УК РФ) следователи не только не возбудили уголовное дело, но до сих пор не вызвали Худокормова на опрос.

Вместо этого в провластных СМИ активно продвигалась версия о том, что пострадавшие сами виноваты в рукоприкладстве стражей порядка.

Телепропагандист Владимир Соловьев заявил, что 54-летнюю Маргариту Юдину "не бьют, а отталкивают, упираясь ногой в живот", и назвал произошедшее "хорошо спланированной провокацией". У омоновца, избившего Худокормова, "сдали нервы" — конечно, также якобы после провокации со стороны блогера.

Международные организации осудили применение силы в отношении мирных протестующих. Среди них — Европейский союз, "Репортеры без границ" (несколько десятков журналистов были задержаны или избиты).

В Кремле ответили, что случаев агрессии митингующих в отношении сил правопорядка "было несравнимо больше, чем нежелательных проявлений в том, как действовали полицейские и омоновцы". Потому, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, ему "не кажется странным", что в отношении ряда участников акций были заведены уголовные дела, а против сотрудников правоохранительных органов — нет.

Подобная реакция неудивительна — год назад, в феврале 2020 года, глава государства Владимир Путин фактически оправдал действия полицейского, ударившего Дарью Сосновскую на акции протеста в Москве летом 2019 года: "Если люди действуют в рамках действующих процедур, правил и законов, кто же будет махать дубинкой? Они [силовики] и ранимые, и трепетные, они выполняют свой долг".

Поэтому рассчитывать на то, что Следственный комитет возбудит уголовные дела даже по резонансным случаям, увы, не приходится. Остается только гадать, какая тактика по "отфутболиванию" пострадавших будет взята на вооружение. Например, в том же 2019 году московские следователи отказывали даже в проведении доследственных проверок по заявлениям избитых, указывая, что в них не имеются признаков преступления.

С нашей точки зрения, основная задача Следственного комитета — максимально заволокитить эти дела в России. Так что у пострадавших остается только один ориентир — Европейский суд по правам человека.

При этом ждать от ЕСПЧ скорых решений не приходится. Да, Страсбургский суд наверняка установит нарушения ст. 3 (запрет пыток) и ст. 13 (отсутствие эффективных средств правовой защиты) и обяжет правительство России выплатить денежную компенсацию жертвам полицейского насилия. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это произойдет через несколько лет и причастные к пыткам "стражи порядка" продолжат работать на своих должностях.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG